Личностноориентированный подход в развитии исследовательских
способностей учащихся.
Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в
процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать
знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Научноисследовательская работа в
школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей.
Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими
принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ
литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым
результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной
исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала,
самораскрытия и самореализации личности.
Научноисследовательская работа в школе рассматривается так:
создание проблемных ситуаций на уроке,
поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,
анализ полученных результатов, наблюдений,
затем выводы и обобщения.
Правильно организованная работа по научноисследовательской деятельности учащихся
ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к
исследованию, развивает исследовательские умения и навыки.
Каждому педагогу знакомы проблемы, затрудняющие переход детей на следующую ступень
образования:
Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими
упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной
ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, а в другой ситуации (не на
уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую
очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития
творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская
деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного
постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь
формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход,
позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Реализации развития исследовательских,
самостоятельности призвана, на наш взгляд, технология личностноориентированного обучения.
творческих способностей учащихся,
их В соответствии с целью внедрения личностноориентированного подхода в исследовательской
деятельности определяются задачи для её осуществления:
Создание комфортных условий успешного обучения каждого ученика и учителя:
овладение всеми учащимися стандартами образования
раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и нравственного
потенциала каждого ребёнка и учителя
получение образования каждым в соответствии с его потребностями и
индивидуальными способностями.
Внедрение принципов личностно – ориентированного подхода в обучении:
овладение всеми учителями эффективными педагогическими технологиями
формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития
личности школьников
разработка методики исследований результативности урока, раздела, курса,
индивидуального развития ученика
Осуществление воспитательной работы в соответствии с личностно
ориентированным обучением.
Известные в данном направлении дидакты (Якиманская И.С.) определяют следующие
критерии, способствующие развитию самоопределения, саморазвития личности
1. Обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное
отношение к учебной ситуации).
2. Опора на индивидуальные возможности учащихся.
3. Создание ситуации взаимопомощи, взаимообучения.
4. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
5. Побуждение к поиску альтернативных решений.
6. Обеспечение возможности для творчества «неуспешных» учеников.
7. Самореализация школьников в учебных отношениях (в качестве консультантов,
рецензентов, лаборантов и т.п.).
8. Создание ситуации выбора (уровня, профиля, объема задания, выбора «выполнять не вы
полнять задание»).
9. Рефлексия деятельности и поведения на уроке.
10. Эмпатия, соучастие в проблемах школьника.
11. Знание учителем личностных особенностей школьника
Личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием
способностей обучаемого. Содержание учебных планов и программ должно учитывать
индивидуальные потребности обучаемых в открытии и активном освоении окружающего мира.
Обучающим предоставляется определенная свобода в выборе последовательности учебных
действий, в выборе темпа работы на занятии. Но обучаемым предоставляется именно свобода, а
не вседозволенность. Поэтому практическая реализация личностно ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами
обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.
Учителя планируют урок так, чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает учащийся, а
на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически
мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.
Целью личностно ориентированного образования является создание условий для полноценного
развития следующих функций индивидуума:
функция избирательности (способность человека к выбору);
функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
формирующая функция (формирование образа “Я”);
функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других
факторов).
Каким же должен быть личностноориентированный урок и какова должна быть
деятельность учителя на уроке с личностноориентированной направленностью?
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе
личностноориентированного обучения существенно меняется его функция, форма
организации.
В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта
учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Ученики не просто
слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои
мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники,
отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.
Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он
предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым
владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием,
коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его
порождения.
Развивающее обучение.
Неотъемлемой составляющей личностноориентированного образования является развивающее
обучение.
Наиболее существенным и общим условием успешности развивающего обучения является
сохранение поисковоисследовательского характера учебной деятельности учащихся, что
возможно лишь в том случае, если в качестве предмета усвоения задаётся система
теоретических понятий. В условиях развивающего обучения, направленного на усвоение
понятий, традиционная формула “ знаю, но ещё не умею” трансформируется в формулу “ не
умею – значит, не знаю”. Ряд учёных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) сформулировали принципы,
следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них:
учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении
материала и данного вида деятельности;
при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы
ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а
выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального
развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития –
зона потенциальных возможностей, перспектив);
для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них
“ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём,
учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.
А.Дистервег говорил: “Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её
находить”.
Активизации познавательной деятельности учащихся и реализации личностноориентированного
подхода в обучении способствуют
Проектная методика
Использование ИКТ, которым посвятим следующие заседания МО.
Личностно-ориентированный подход в развитии исследовательских способностей учащихся.
Личностно-ориентированный подход в развитии исследовательских способностей учащихся.
Личностно-ориентированный подход в развитии исследовательских способностей учащихся.
Личностно-ориентированный подход в развитии исследовательских способностей учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.