Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 – 10-11 лет).
У дошкольника имеется две сферы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети».
В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».
Ведущая потребность
В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью:
потребность точно выполнить требования учителя;
потребность в высокой отметке;
в одобрении успехов со стороны взрослых;
потребность быть лучшим учеником;
потребность в общении со сверстниками.
Ведущими в этом возрасте являются
познавательные потребности.
Ведущая деятельность
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.
Ведущее значение - учение.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений,
выработанных человечеством.
Структура учебной деятельности:
1. Мотивы
а) внешние (социальные) – связаны лишь с результатом учебного процесса (учиться, чтобы стать культурным, развитым, найти хорошую работу и др.)
б) внутренние, т. е. содержание деятельности и мотив соответствуют друг другу («хочу все знать», «люблю узнавать интересное»);
2. Учебные задачи – ясное представление о том, что предстоит освоить, чем овладеть;
3. Учебные действия – это приемы учебной работы (приемы заучивания, звуко-буквенный анализ и др.);
4. Действия контроля (указания на правильность выполнения) и самоконтроля (сличение собственных действий с образцом учителя);
Виды контроля:
- по конечному продукту;
- пооперационный, пошаговый, текущий;
- перспективный, планирующий.
5. Действия оценки и самооценки связаны с определением
того, достигнут ли результат и насколько успешно
выполнена учебная задача.
Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться.
Полноценная учебная деятельность включает в себя:
- умение выделять и удерживать учебную задачу;
- умение самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
- умение адекватно оценивать себя и свою деятельность;
- умение владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
- умение использовать законы логического мышления;
- умение владеть и пользоваться разными формами общения, в том числе теоретическими;
- уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
- умение использовать высокий уровень
самостоятельной творческой активности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.