Личностные опросники интересов, установок, ценностей, мотивации

  • Лекции
  • pptx
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде: 1) типологические опросники; 2) опросники черт личности; 3) опросники мотивов; 4) опросники интересов; 5) опросники ценностей; 6) опросники установок (аттитюдов).
Иконка файла материала Личностные опросники интересов, установок, ценностей,.pptx

Личностные опросники интересов, установок, ценностей, мотивации

Выполнила: студентка 4 курса, ФДиКПиП, Богомолова Екатерина

Классификация

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности.
Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:
1) типологические опросники;
2) опросники черт личности;
3) опросники мотивов;
4) опросники интересов;
5) опросники ценностей;
6) опросники установок (аттитюдов).

Личностные опросники мотивации

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
В самом широком смысле мотивация определяет:
пристрастность,
избирательность
конечную целенаправленность психического отражения
и регулируемой им активности,.
а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое.

В личностных опросниках мотивации испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы (слова), в качестве которых выступают утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, прямо не соответствующих мотивам, но эмпирически с ними связанных. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением правильности ответов испытуемого из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Примеры

Список личностных предпочтений А. Эдвардса
Опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана
Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствитель­ности к отвержению 

Личностные опросники интересов

Под интересами в психологии понимается форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.
Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее.

С первых обращений к измерению интересов исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его интересах оказываются чаще всего ненадежным методом их выявления и оценки. Анализ результатов применения этого прямого метода позволил сделать два важных вывода:
1) большинство людей имеет ограниченную информацию о различных видах деятельности и поэтому не в состоянии судить о том, понравится ли им предлагаемое в прямом опроснике занятие;
2) индивид редко глубоко осознает свои интересы в различных областях деятельности.

Примеры

Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера
Таблица для ориентировочного определения предпочтитель­ного типа будущей специальности Е. А. Климова
Ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ)

Опросники личностных ценностей

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.

Примеры

Методика ценностных ориентации М. Рокича 
Тест смысложизнен-ных ориентации (СЖО)

Личностные опросники установок

Понятие «установка» в психологии часто определяется как выраженная направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенный класс стимулов, ситуаций, событий.
Впервые Л. Терстоун вместе с Е. Чейвом (1959) применил психологические опросники для количественного измерения данных о мнениях. Это стало важной вехой в построении шкал установок. Построение шкал типа терстоуновских можно пояснить на примере шкалы для измерения отношения к церкви.

Примеры

Опросник личностной зрелости. М. Крозом под руководством Л. Я. Гоз-мана
Опросник самоотношения (ОСО)
Методика исследования самоотношения (МИС)