Технологическая карта урока
Тема урока: Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений (УМК «Школа России»).
Класс: 3 В МБОУ Гимназия №133
Цель для педагога |
Создать условия для формирования знаний о личных местоимениях 1, 2, 3 – го лица; об изменении личных местоимений по числам. |
Цели для ученика |
Получить представление о личных местоимениях 1,2,3 – го лица; Научиться определять лицо и число личных местоимений. |
Тип урока |
Урок изучения новых знаний. |
Форма урока |
Урок-исследование. |
Опорные понятия, термины |
Местоимение, личные местоимения, лицо местоимений. |
Планируемые образовательные результаты: |
|
Предметные результаты: |
Обучающиеся научатся распознавать личные местоимения среди других местоимений; определять морфологические признаки личных местоимений (лицо, число, род). |
Метапредметные результаты: |
|
Познавательные УУД:
|
Будут учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Коммуникативные УУД:
|
Будут учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение. |
Регулятивные УУД:
|
Будут учиться определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Личностные |
Будут формировать положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. |
Домашнее задание |
Учебник: стр. 94 упр.159 |
Формы контроля |
Фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль. |
Ресурсы: |
Учебник Русский язык 3 класс (2 часть), Канакина В.П.; наглядный материал, презентация. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Показатели результативности |
||||||
1.Мотивация учащихся
|
Стихотворение. |
Настраиваются на урок. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
|
Показали учителю готовность к уроку. |
||||||
Чистописание |
-Запишем дату На доске: ок ик ёк Работа над соединениями - Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв? - Запишите их в тетрадь, чередуя. -Поменяйтесь тетрадочками, подчеркните у соседа наиболее удачные сочетания букв. |
Классная работа - Две буквы: первая гласная, вторая – согласная. - Верхнее соединение. - Суффикс. |
Записали дату, подчеркнули орфограммы, определили тип соединения, прописали соединения букв, нашли у товарища лучшие сочетания. |
|||||||
Словарная работа |
- Послушайте загадку (читает загадку) - Показывает картинку-отгадку. Что такое одуванчик? Что вы знаете про это растение? Послушайте рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг» (Приложение) и скажите, какая еще особенность есть у этого растения? Запишем слово одну строку, выделим орфограммы.
|
Слушают и отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя: -Одуванчик. -Растение травянистое - Слушают текст, отвечают. Записывают словарное слово, выделяют орфограммы. |
Отгадали загадку, объяснили значение отгадки, дали характеристику слову. Выделили особенность растения на основе прослушанного текста. Прописали слово, выделяя орфограммы |
|||||||
2. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока |
Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. -Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока На доске «Исследование создает новое знание» (Нил Армстронг) Как вы понимаете это высказывание? - Кем же вы будете сегодня на уроке? А кто такие ИССЛЕДОВАТЕЛИ? Отправляемся в научно-исследовательскую лабораторию. Младший научный сотрудник подготовил текст. (Приложение) Слайд 1 ВАМ задание: Определите тему текста, прочитав его самостоятельно. - Кто определил тему текста? -Что заметили в тексте? Какая речевая ошибка нам встретилась? -Что надо сделать, чтобы избежать повторов? - Какой частью речи является слово лимон? - Каким словом можно его заменить? - Как теперь будет звучать текст? (слайд 2) Запишите текст. - Кто помнит, какой частью речи является слово «ОН»? - А почему так назвали эту часть речи?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -Это новая тема для вас?
-Сформулируйте тему нашего урока. -Какие цели и задачи вы перед собой поставите? Физкультминутка для глаз (слайд 3) |
Читают девиз урока. Отвечают на вопросы.
-Исследователями. -Те, кто делают открытия.
Читают текст. -О пользе лимона.
-Часто повторяется слово лимон. -Отредактировать текст. - Имя Существительное. -Он. Один ученик читает новый текст, записывают. - Местоимение. - Занимает «МЕСТО ИМЕНИ». - О местоимениях.
- Нет, мы знакомы с понятием местоимение. -Местоимения. -Уточнять и расширять наши представления о местоимениях. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; Познавательные УУД: умение структурировать знания; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текста; передавать устно или письменно содержание текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; Личностные УУД: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; Регулятивные: целеполагание. |
Объяснили значение предложения. Определили свою роль на данном уроке – роль исследователей. Определили тему текста Заметили в устной и письменной речи речевую ошибку. Определили способ исправления ошибки, заменив существительное местоимением. Откорректировали текст с точки зрения восприятия, лексики. Распознали часть речи на основе усвоенных ранее признаков – местоимение. Использовали личные местоимения для устранения неоправданных повторов. Сформулировали тему урока, цели и задачи.
|
||||||
3. Создание проблемной ситуации Цель: формировать Самостоятельности мыслительной деятельности. Самооценка: оценка собственного багажа знаний перед открытием нового знания |
Давайте поработаем с наши журналом исследователей «Знатоки русского языка». На доске страничка журнала, заполним первый столбик журнала: что вы уже знаете о местоимении? Во второй столбик запишем вопросы, на которые вы хотели бы ответить на сегодняшнем уроке. А третий столбик мы, как всегда, заполним в конце урока. Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Вывод: Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имена существительные. Местоимения не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них. А теперь перечитайте еще раз текст про лимон и сделайте вывод, для чего нужны местоимения?
- Какие местоимения вы помните? Записывает.
Задание: Разделите личные местоимения на 3 группы, по лицам.
Скорректируем тему нашего урока, как теперь она будет звучать? Поставим задачи, которые нужно выполнить на уроке. Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа» Слайд 4 |
-Читают текст. -Избегать повторов, чтобы речь была красивой, Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Вспоминают местоимения: Я, мы, ты, вы, он, она, оно,они. Затрудняются.
-Личные местоимения. Лицо местоимений. -Узнаем, какое лицо бывает у местоимений. Будем учиться определять лицо местоимения, различать местоимения. |
Регулятивные УУД: целеполагание, принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы. |
Актуализировали свои знания о местоимении, записали, что хотели бы узнать еще (как изменяются, для чего употребляются и т.д.). Перечитав текст, определили роль местоимений в русском языке. Назвали известные им местоимения. Обнаружили недостаток знаний о местоимениях для выполнения задания. Скорректировали цель, уточнили учебные задачи по выходу из затруднения.
|
||||||
4..Ршение поставленной задачи. Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации) |
- Как вы помните, местоимения указывают на предмет, а указывая на предмет, мы указываем на определенное лицо. Поэтому, подумайте как можно назвать эти местоимения? ( Если будут затруднения – Предложить детям образовать от слова «ЛИЦО» имя прилагательное) – ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ – ЭТО И БУДЕТ НАШЕ ПЕРВОЕ ОТКРЫТИЕ. - Посмотрите на слайд и попробуйте самостоятельно разобраться, какие местоимения называются личными и как их различать? Слайд 5 Исследуем наши местоимения с точки зрения того, на кого указывают местоимения: Местоимения «я, мы» - указывают на того,... кто говорит. Местоимения «ты, вы» - указывают на того, …к кому обращаются с речью. Местоимения «он, она, оно, они» - указывают на того,. о ком (или о чем). - ЭТО БУДЕТ НАШЕ ВТОРОЕ ОКРЫТИЕ - Продолжим наблюдать за нашими местоимениями по столбикам: ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ МЕСТОИМЕНИЯ 1 СТОЛБИКА ОТ МЕСТОИМЕНИЙ 2 СТОЛБИКА? Слайд 6 - ЭТО НАШЕ ТРЕТЬЕ ОТКРЫТИЕ. - А какие местоимения вас особенно заинтересовали? - В чем их особенность? - ЭТО ЧЕТВЕРТОЕ ОТКРЫТИЕ. |
- Личные местоимения.
Работа с таблицей.
- Поэтому ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ можно разделить на 3 группы: Местоимения 1 лица Местоимения 2 лица Местоимения 3 лица Ищут различия между столбиками - Местоимения 1 столбика стоят в ед. ч., а местоимения 2 столбика – во мн. ч.
- 3 л ед. ч.
- Они изменяются по родам. |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование); Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из их частей; Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной речи, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; Личностные: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. |
Сформулировали термин «Личные местоимения».
Работая с таблицей определили, какое лицо бывает у местоимения, и как их различать. Определили, на что указывают местоимения каждого лица. Заметили, что местоимения изменяются по числам, а местоимения 3 лица – по родам.
|
||||||
5.Закреплени: первичное закрепление во внешней речи |
Загадки (Приложение)
ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА (под музыку Я, Ты,Он,Она – вместе целая страна) Слайд 7
Работа с правилом в учебнике. Проверьте друг друга, работая в паре. Один показывает местоимение на карточке, другой называет лицо. Потом наоборот. Проверка. Кто не сделал ошибок?
|
Отгадывают загадки.
Делают зарядку.
ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА стр.92 Определяют лицо местоимений на карточках.
|
Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные: осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении учебной задачи; Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль. |
Отгадывая загадки, заменили местоимения существительными. Проверили себя с помощью учебника, убедились в том, что все открытия верны. Работая в паре, смогли определить лицо местоимений. Дали адекватную оценку выполненной работе.
|
||||||
6..Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) |
Работа в паре с текстом (Приложение). Время (песочные часы) Слайд 8 Вставь пропущенные буквы в словах. Вместо пропусков впиши местоимения, подходящие по смыслу. Пара, которая выполнит задание, подает сигнал «домиком». -Какие пропущенные буквы поставили в словах? - Что это за слова ворона, воробей. -Какие местоимения вписали? -Вместо каких слов поставили местоимения? - На какие вопросы отвечает существительное, местоимение? - Что обозначает существительное? - А местоимение? - Кто может сказать, как называются местоимения, которые вы вставили? - Определим лицо и число местоимений. ЗАПИШИТЕ, ПОЛУЧИВШИЙСЯ ТЕКСТ И ОПРЕДЕЛИТЕ ЛИЦО И ЧИСЛО МЕСТОИМЕНИЙ Проверьте себя Слайд 9
|
Работают с текстом в паре (карточка), выполняют задание и подают сигнал.
Объясняют орфограммы.
- Словарные слова. -Я, они, он, она. - Птицы, воробей, ворона. -Кто? Что? - Предмет. - Указывает на предмет, но не называет его. -Личные местоимения.
Определяю лицо и число местоимений. Самопроверка.
|
Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Работая в паре верно вставили пропущенные буквы, местоимения. Объяснили свой выбор, опираясь на изученный материал. Вспомнили морфологические признаки существительного и местоимения.
Определили лицо и число местоимений, записали текст в тетрадь.
|
||||||
7. Включение в систему знаний и повторение |
Слайд 10, 11 Задание: «Сколько местоимений в диалоге?», «Назови местоимение». (Приложение) -Я научу вас народной мудрости, как запомнить местоимения. Слайд 12 1 л – я-мы 2 л - ты-к-вы -А как запомнить местоимения 3 лица? |
Выполняют задания устно. Слушают ответы и проверяют.
-Все на букву о. |
Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. |
Выполнили устные задания: нашли и посчитали все местоимения в диалоге; определили местоимение по признакам. Самостоятельно определили, как запомнить местоимения 3– го лица. |
||||||
8.Рефлексия учебной деятельности |
«Кластер». Фронтально. На доске карточки со словами (Приложение): Выберите опорные слова, которые характеризуют личные местоимения
-А теперь подведем итог нашего урока. Слайд 13 - Какие задания мы выполняли? - Назовите ключевые слова урока? -Можете ли Вы назвать тему урока?
- Какие мы ставили цели и задачи перед собой? - Мы с Вами достигли цели нашего урока?
-Что же такое местоимения?
-Какие местоимения называются личными?
Как изменяются эти местоимения? Назовите местоимения 1-го лица? 2? 3? Какие местоимения изменяются по родам? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? -Давайте сделаем запись в исследовательском журнале «Знатоки русского языка». Что запишем в 3 столбик? -Кто остался доволен своей работой? Запишем домашнее задание. Слайд 14 |
Составляют кластер коллективно. Ответы детей.
-Личные местоимения. -Личные местоимения 1,2,3 лица. - Уточнять и расширять наши представления о местоимении. Перечисляют цели, поставленные в начале урока. - Местоимения – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. -Я,ты, мы, вы, он,она,оно,они.
-По лицам и числам. -Местоимения 3-го лица. Рефлексия.
Поднимают руки. Записывают домашнее задание. |
Коммуникативные УУД: оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; умение выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Собрали кластер «Личные местоимения» Вспомнили задания, которые выполняли на уроке. Определили ключевые слова темы. Повторили тему урока. Вспомнили, поставленные, цели и задачи. Проанализировали свою деятельность, оценили работу.
Заполнили третью колонку в исследовательском журнале.
Записали домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.