Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений (УМК «Школа России»)
Оценка 4.9

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений (УМК «Школа России»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
12.08.2021
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений (УМК «Школа России»)
Урок № 113 в курсе русский язык 3 касс, первый урок в разделе «Местоимение», первый урок в теме «Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа».
технологическая карта урока - копия.docx

Технологическая карта урока

Тема урока:  Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений (УМК «Школа России»).                 

Класс:  3 В  МБОУ Гимназия №133

Цель для педагога

Создать условия для формирования знаний о личных местоимениях 1, 2, 3 – го лица; об изменении личных местоимений по числам.

Цели для ученика

Получить представление о личных местоимениях 1,2,3 – го лица;

Научиться определять лицо и число личных местоимений.

Тип урока  

Урок изучения новых знаний.

Форма урока

Урок-исследование.

Опорные понятия, термины

Местоимение, личные местоимения, лицо местоимений.

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся распознавать личные местоимения среди других местоимений; определять морфологические признаки личных местоимений (лицо, число, род).

Метапредметные результаты:

 

Познавательные УУД:

 

Будут учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

 

Будут учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

 

Будут учиться определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные

Будут формировать положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Домашнее задание

Учебник: стр. 94 упр.159

Формы контроля

Фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.

Ресурсы:

Учебник Русский язык  3 класс (2 часть),   Канакина В.П.; наглядный материал, презентация.

 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Показатели результативности

1.Мотивация

учащихся

 

Стихотворение.

Настраиваются на урок.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные: действие

смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и со сверстниками

 

Показали учителю готовность к уроку.

Чистописание

-Запишем дату

На доске: ок ик ёк

Работа над соединениями

- Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв?

- Запишите их в тетрадь, чередуя.

-Поменяйтесь тетрадочками, подчеркните у соседа наиболее удачные сочетания букв.

Классная работа

- Две буквы: первая гласная, вторая – согласная.

 - Верхнее соединение.

 - Суффикс.

Записали дату, подчеркнули орфограммы, определили тип соединения, прописали соединения букв, нашли у товарища лучшие сочетания.

Словарная

работа

- Послушайте загадку (читает загадку)

- Показывает картинку-отгадку.

Что такое одуванчик? Что вы знаете про это растение?

Послушайте рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг» (Приложение) и  скажите, какая еще особенность есть у этого растения?

Запишем слово одну строку, выделим орфограммы.

 

Слушают и отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя:

-Одуванчик.

-Растение травянистое

- Слушают текст, отвечают.

Записывают словарное слово, выделяют орфограммы.

Отгадали загадку, объяснили значение отгадки, дали характеристику слову. Выделили особенность растения на основе прослушанного текста.  Прописали слово, выделяя орфограммы

2. Актуализация знаний,

постановка

темы и целей

урока 

Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

-Давайте вместе  прочитаем  девиз нашего урока

На доске «Исследование создает новое знание» (Нил Армстронг)

Как вы понимаете это высказывание?

- Кем же вы будете сегодня на уроке?

А кто такие ИССЛЕДОВАТЕЛИ?

Отправляемся в научно-исследовательскую лабораторию.

Младший научный сотрудник  подготовил  текст. (Приложение)  Слайд 1

ВАМ задание: Определите тему текста, прочитав его самостоятельно.

- Кто определил тему текста?

-Что заметили в тексте? Какая речевая ошибка нам встретилась?

-Что надо сделать, чтобы избежать повторов?

- Какой  частью  речи является  слово лимон?

- Каким словом можно его заменить?

- Как теперь будет звучать текст? (слайд 2)

Запишите текст.

- Кто помнит, какой частью речи является слово «ОН»?

- А почему так назвали эту часть речи?

 

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Это новая тема для вас?

 

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели и задачи вы перед собой поставите?

Физкультминутка для глаз (слайд 3)

 

 

 

 

Читают девиз урока.

Отвечают на вопросы.

 

-Исследователями.

-Те, кто делают открытия.

 

 

 

 

Читают текст.

-О пользе лимона.

 

-Часто повторяется слово лимон.

-Отредактировать текст.

- Имя Существительное.

-Он.

Один ученик читает новый текст, записывают.

- Местоимение.

- Занимает «МЕСТО ИМЕНИ».

- О местоимениях.

 

- Нет, мы знакомы с понятием местоимение.

-Местоимения.

-Уточнять и расширять

наши представления о

местоимениях.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;

Познавательные УУД: умение структурировать

знания; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текста; передавать устно или письменно содержание текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, умение

структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

формулирование проблемы;

Личностные УУД: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

Регулятивные: целеполагание.

Объяснили значение предложения. Определили свою роль на данном уроке – роль исследователей.

Определили тему текста

Заметили в устной и письменной речи речевую ошибку. Определили способ исправления ошибки, заменив существительное местоимением. Откорректировали текст с точки зрения восприятия, лексики. Распознали часть речи на основе усвоенных ранее признаков – местоимение.

Использовали личные местоимения для устранения неоправданных повторов.

Сформулировали тему урока, цели и задачи.

 

 

 

 

 

3. Создание проблемной ситуации

Цель: формировать

Самостоятельности мыслительной деятельности.

Самооценка:

оценка

собственного

багажа знаний

перед

открытием

нового знания

 Давайте поработаем с наши журналом исследователей «Знатоки русского языка».

На доске страничка журнала, заполним первый столбик журнала: что вы уже знаете о местоимении?

Во второй столбик запишем вопросы, на которые вы хотели бы ответить на сегодняшнем уроке.

А третий столбик мы, как всегда, заполним в конце урока.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.

Вывод: Местоимение – это часть речи, которая  заменяет  в речи имена существительные. Местоимения  не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

А теперь перечитайте еще раз текст про лимон  и сделайте вывод, для чего нужны местоимения?  

 

 

 

 

- Какие местоимения вы помните?

Записывает.

 

Задание: Разделите личные местоимения на  3 группы, по лицам.

 

Скорректируем тему нашего урока, как теперь она будет звучать?

Поставим задачи, которые нужно выполнить на уроке.

Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа»  Слайд 4

 

Знаю о местоимении

Что хочу узнать о местоимении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Читают текст.

 -Избегать повторов, чтобы речь была красивой,

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время.

Вспоминают местоимения:

Я, мы, ты, вы, он, она, оно,они.

Затрудняются.

 

 

-Личные местоимения. Лицо местоимений.

-Узнаем, какое лицо бывает у   местоимений. Будем учиться  определять лицо местоимения, различать местоимения.

Регулятивные УУД: целеполагание, принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, постановка и

формулирование проблемы.

Актуализировали свои знания о местоимении, записали, что хотели бы узнать еще (как изменяются, для чего употребляются и т.д.).

Перечитав текст, определили роль местоимений в русском языке.

Назвали известные им местоимения.

Обнаружили недостаток знаний о местоимениях для выполнения задания.

Скорректировали цель, уточнили

учебные задачи по выходу из затруднения.

 

 

 

 

 

4..Ршение

поставленной задачи.

Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение

старой и новой

информации)

- Как вы помните, местоимения указывают на предмет, а указывая на предмет, мы указываем на определенное лицо. Поэтому, подумайте как можно назвать эти местоимения?

( Если будут затруднения – Предложить детям образовать от слова «ЛИЦО»  имя прилагательное) – ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ – ЭТО И БУДЕТ НАШЕ ПЕРВОЕ ОТКРЫТИЕ.

- Посмотрите на слайд и попробуйте самостоятельно разобраться, какие  местоимения называются личными и как их различать? Слайд 5

 Исследуем наши местоимения с точки зрения того, на кого указывают местоимения:

Местоимения «я, мы» -  указывают на того,... кто говорит.

Местоимения  «ты, вы» -  указывают на того, …к кому обращаются с речью.

Местоимения «он, она, оно, они» - указывают на того,. о ком (или о чем).

- ЭТО БУДЕТ НАШЕ ВТОРОЕ ОКРЫТИЕ

- Продолжим наблюдать за нашими местоимениями  по столбикам:

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ  МЕСТОИМЕНИЯ 1 СТОЛБИКА ОТ МЕСТОИМЕНИЙ 2 СТОЛБИКА?

Слайд 6

- ЭТО НАШЕ ТРЕТЬЕ ОТКРЫТИЕ.

- А какие местоимения вас особенно заинтересовали?

- В чем их особенность?

- ЭТО ЧЕТВЕРТОЕ ОТКРЫТИЕ.

 

 

 

 

 

- Личные местоимения.

 

 

 

Работа с таблицей.

 

 

 

 

 

- Поэтому ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ  можно разделить на 3 группы:

Местоимения 1 лица

Местоимения 2 лица

Местоимения 3 лица

Ищут различия между столбиками

- Местоимения 1 столбика  стоят в ед. ч., а местоимения 2 столбика – во мн. ч.

 

-  3 л ед. ч.

 

 - Они изменяются по родам.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной

задачи, планирование,

прогнозирование);

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из их частей;

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной речи, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);  участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

Личностные: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Сформулировали термин «Личные местоимения».

 

Работая с таблицей определили, какое лицо бывает у местоимения, и как их различать.

Определили, на что указывают местоимения каждого лица.

Заметили, что местоимения изменяются по числам, а местоимения 3 лица – по родам.

 

5.Закреплени: первичное

закрепление

во внешней

речи

Загадки (Приложение)

 

ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА (под музыку Я, Ты,Он,Она – вместе целая страна) Слайд 7

 

Работа с правилом в учебнике.

Проверьте друг друга, работая в паре.  Один показывает местоимение на  карточке, другой называет лицо.  Потом наоборот. Проверка.

Кто не сделал ошибок?

 

Отгадывают загадки.

 

Делают зарядку.

 

 

ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА стр.92

Определяют лицо местоимений на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные:

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении учебной задачи;

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.

Отгадывая загадки, заменили местоимения существительными.

Проверили себя с помощью учебника, убедились в том, что все открытия верны.

Работая в паре, смогли определить лицо местоимений. Дали адекватную оценку выполненной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6..Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону (образцу)

Работа в паре с текстом (Приложение). Время (песочные часы)  Слайд 8

Вставь пропущенные буквы в словах. Вместо пропусков впиши местоимения, подходящие по смыслу. Пара, которая выполнит задание, подает сигнал «домиком».

-Какие пропущенные буквы поставили в словах? 

- Что это за слова ворона, воробей.

-Какие местоимения вписали?

-Вместо каких слов поставили местоимения?

- На какие вопросы отвечает существительное, местоимение?

- Что обозначает существительное?

- А местоимение?

- Кто может сказать, как называются местоимения, которые вы вставили?

- Определим лицо и число местоимений.

ЗАПИШИТЕ, ПОЛУЧИВШИЙСЯ ТЕКСТ И ОПРЕДЕЛИТЕ ЛИЦО И ЧИСЛО МЕСТОИМЕНИЙ

Проверьте себя Слайд 9

 

Работают с текстом в паре (карточка), выполняют задание и подают сигнал.

 

 

 

 

Объясняют орфограммы.

 

- Словарные слова.

-Я, они, он, она.

- Птицы, воробей, ворона.

-Кто? Что?

- Предмет.

- Указывает на предмет, но не называет его.

-Личные местоимения.

 

Определяю лицо и число местоимений.

Самопроверка.

 

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные:  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Работая в паре верно вставили пропущенные буквы, местоимения.

Объяснили свой выбор, опираясь на изученный материал.

Вспомнили морфологические признаки существительного и местоимения.

 

Определили лицо и число местоимений, записали текст в тетрадь.

 

 

 

 

7. Включение

в систему

знаний и

повторение

Слайд 10, 11

 Задание:

«Сколько местоимений в диалоге?»,  «Назови местоимение».

 (Приложение)

-Я научу вас народной мудрости, как запомнить местоимения. Слайд 12

1 л – я-мы

2 л - ты-к-вы

-А как запомнить местоимения 3 лица?

Выполняют задания устно.

Слушают ответы и проверяют.

 

 

 

 

 

 

-Все на букву о.

Познавательные:

подведение под понятие на основе распознавания

объектов, выделения существенных

признаков.

Выполнили устные задания: нашли и посчитали  все местоимения в диалоге; определили местоимение по признакам.

Самостоятельно определили, как запомнить местоимения 3– го лица.

8.Рефлексия

учебной

деятельности

«Кластер». Фронтально.

На доске карточки со словами (Приложение):

Выберите опорные слова, которые

характеризуют личные местоимения

 

 -А теперь подведем итог нашего урока. Слайд 13

- Какие задания мы выполняли?

- Назовите ключевые слова урока?

-Можете ли Вы назвать тему урока?

 

- Какие мы ставили цели и задачи перед собой?

- Мы с Вами достигли цели нашего урока?

 

 

-Что же такое местоимения?

 

 

 

-Какие местоимения называются личными?

 

Как изменяются эти местоимения?

Назовите местоимения 1-го лица? 2? 3?

Какие местоимения изменяются по родам?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

-Давайте  сделаем запись в исследовательском журнале «Знатоки русского языка».

Что запишем в 3 столбик?

-Кто остался доволен своей работой?

Запишем домашнее задание. Слайд 14

Составляют кластер коллективно.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

-Личные местоимения.

-Личные местоимения 1,2,3 лица.

- Уточнять и расширять

наши представления о

местоимении. Перечисляют цели, поставленные в начале урока.

- Местоимения – это часть

речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

-Я,ты, мы, вы, он,она,оно,они.

 

-По лицам и числам.

-Местоимения 3-го лица.

Рефлексия.

 

 

Поднимают руки.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; умение выражать свои

мысли.

Познавательные:

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Собрали кластер «Личные местоимения»

Вспомнили задания, которые выполняли на уроке.

Определили ключевые слова темы.

Повторили тему урока.

Вспомнили, поставленные,  цели и задачи.

Проанализировали свою деятельность, оценили работу.

 

Заполнили третью колонку в исследовательском журнале.

 

 

Записали домашнее задание.

 


 

Технологическая карта урока Тема урока:

Технологическая карта урока Тема урока:

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Что надо сделать, чтобы избежать повторов? -

Что надо сделать, чтобы избежать повторов? -

Какие местоимения вы помните?

Какие местоимения вы помните?

ЭТО ЧЕТВЕРТОЕ ОТКРЫТИЕ. -

ЭТО ЧЕТВЕРТОЕ ОТКРЫТИЕ. -

Что обозначает существительное? -

Что обозначает существительное? -

Рефлексия учебной деятельности «Кластер»

Рефлексия учебной деятельности «Кластер»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2021