Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"
Оценка 4.8

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русский язык
10 кл
29.04.2017
Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"
Газета подготовлена учениками 10 класса к неделе русского языка и содержит актуальный материал по теме "Экология русского языка". Также ученики на страницах газеты разместили материал об известных российских ученых-филологах, материал по обучению составления ребусов, кроссвордов. Работа десятиклассников заняла призовое место в конкурсе лингвистических газет.Лингвистическая газета, подготовленная к неделе русского языка.
Лингвистическая газета,10 класс.docx
Газета по русскому языку «Экология русского языка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Киселевка Ульчского района Хабаровского края Экология русского языка Экология русского языка Русские ученые ­ лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка.  М. В. Ломоносов А. А.  Потебня  А. А. Шахматов  Д. Н. Ушаков Выполнили: ученики 10 класса Газета по русскому языку «Экология русского языка» Экология русского языка     «Вернейший способ узнать человека –   его   умственное   развитие,   его   моральный облик, его характер ­   прислушаться к тому, как   он   говорит»,­  так   считал академик     Д.С.Лихачев.   И,  речь   человека действительно, говорит   о   уровне образованности, о его культуре, об отношении к языку страны, в которой   он   живет,   говорит  об отношении   к   традициям,   к книгам. его Термин "экология" обычно употребляется в естественнонаучном   смысле:   как   наука   о о   биосфере, взаимодействии человека с природой, как   с   домом,   в котором   он   живёт. Но,   с   конца   70­х годов   ХХ   века,   в журнальной   и   газетной   публицистике  все чаще   возникает   проблема экологии культуры, и постепенно приобретает   все   более   глубокое содержание,   превращаясь   в термин   гуманитарной   области знания.      В   настоящее время актуальным   стал термин   языковая   экология   или   экология слова. Экология слова охватывает слой всех "некультурных" слов, противопоставляя его "культурному",   тем   самым   выступая   за "экологически   чистый"   русский   язык   без мата, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т.д.Появилось даже   понятие   –   "экология   речевой   среды", т.е.   то,   что   нуждается   в   защите,   спасении, очищении. От чего надо защищать русский язык? 1.От ненормативной лексики. слов­паразитов,     2. Чрезмерного употребления заимствованных  слов. 3.Агрессивной  языковой  среды радио и  телевидения, СМИ, Интернета 4.От сленга Язык   не может развиваться в самоизоляции,   и   в   языке   всегда появляются   заимствования,   однако нашествие   иноязычной   лексики   на русский   язык   в   последнее   время приняло   размеры   национальной катастрофы,   взаимодействие языков   ­   исторически   закономерный процесс,   однако   он   не   должен приводить к самоуничтожению целых наций, к искусственному изменению норм.   т.е.       Наблюдения   показывают,   что   этот период уже в основном закончился. Сейчас уже мало появляется новых слов, ко многим заимствованиям   русские   люди   уже привыкли.   Однако   в   России   наблюдается кризис   культуры   речи.   Современная культура потеряла понятие о слове­святыне, о   речи­святыне,   оттеснила   на   периферию высокие   речевые   образцы   в   виде литургической речи и речи русской литературы. классической Освоение   основополагающего словаря происходит без раскрытия и духовных содержаний   и   исторически присущих родному слову смыслов. Все это неизбежно   приводит   к   неверным представлениям   о   прошлом   народа,   о   его духовном   и   практическом   опыте,   о   его самосознании, затрудняет   правильную оценку явлений культурной жизни.   речи  –  это   речь, соответствующая     нормам   литературного языка,   уместная   в   той   или   иной   ситуации. Культура   речи   предполагает,   что  люди обращают   внимание   на   то,   как   они   говорят. Пренебрежение   к   культуре   речи,   утрата контроля   за   своей   речью   у   многих   людей Культура   переживания разных социальных Газета по русскому языку «Экология русского языка» самых и профессиональных   групп   и   есть   кризис культуры речи. Среди учащихся нашей школы был проведен социологический   опрос   с   целью   выяснения причин употребления сленговых выражений в речи.  Книга   не   является   основным источником   информации   (главное   средство получения информации – СМИ).  Одним   из   главных   предметов учебного   плана   для   старшеклассников является физическая культура.  Русский   язык   считается   предметом Наши исследования (опрошены ученики 8­11 классов) Выводы:  Молодые люди читают произведения, в   основном,   по   школьной   программе   и   в рамках требований учителя. трудным и не очень интересным  Происходит   разрушение   норм русского   литературного   языка в повседневном   общение   людей   (огромное влияние оказывают Интернет и телевидение). В   XXI   веке   художественная   литература   уже не является  литературного языка. образцом Образцом коммуникации на современном развития   общества этапе  являются средства масс­ медиа. В   современном   обществе широкое   распространение   получил деловой стиль общения и следствием этого насаждение американского   способа   подачи информации. является     Профессии, связанные с лингвистическим профилем,   не   являются   приоритетными   в современном обществе. Внедрение   в   русский   литературный язык   т.н.   «албанского»   языка,   явления транслитерации,необоснованное заимствование   слов   –   все   это   ведет   к разрушению языка как средства общения; Происходит утрата интереса к языку как носителю духовных  ценностей русской нации. Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы  и сленговые выражения. Необходимо:                                   1) читать хорошую литературу; 2)   включить   самоконтроль   за   речью, своей и чужой; 3)   практиковать   выступления   перед аудиторией; Газета по русскому языку «Экология русского языка» 4) Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Русские ученые ­ лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка. М.   В.   Ломоносов(1711—1765), создал   первую   научную  российскую грамматику   («Российская   грамматика», 1757).  В   ней   он,   исследуя   язык, устанавливает   грамматические   и орфоэпические нормы, причем   делает   это   не умозрительно,   а   на   основе своих   наблюдений   над живой   речью.   Ломоносов своей   теорией   установил русскую основу литературного языка.     А. X . Востоков(1781—1864) был по   натуре   человеком  независимым   и свободным.  Эти   черты   его   характера отразились   и   в   его   научных   трудах,   из которых   наибольшую   славу   ему   принесли исследования по истории славянских языков.   явился   основоположником Востоков славянской   филологии.   Он   написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831), в ней он осуществил «перебор всего русского языка»,  рассмотрел   его   грамматические особенности   на   уровне   науки   своего времени.   А. А. Потебня(1835—1891) был выдающимся русским   и   украинским филологом.   Его   основной труд   «Из   записок   по русской   грамматике»   в 4­х   томах   —посвящен сопоставительному   анализу   украинского   и русского   языков,   истории   основных   грамматических категорий, сопоставительному   изучению   синтаксиса восточнославянских   языков.  Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением.   Этой   проблеме   он   посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию  «Мысль и язык» (1862).  А. А. Шахматов(1864—1920) — один из самых   выдающихся   филологов   на   рубеже XIX—XX   веков.Он   посвятил   более   двух десятков   работ   проблеме   происхождения восточнославянских   языков.  В   последние годы   жизни   он   читал   Петербургском университете   курс   синтаксиса   русского языка, по рукописным материалам которого был издан знаменитый  «Синтаксис русского языка». Д.   Н.   Ушаков(1873—1942) является составителем и редактором   одного   из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка»,  замечательного памятника русского языка   первой   половины   ХХ   века.   Автор многих   учебников   и   учебных   пособий   по правописанию. его «Орфографический   словарь»   выдержал более   30   изданий.  Он   придавал   огромное значение   разработке   норм правиль ного произношения, справедливо считая, единое, нормативное   литературное произношение — основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.   Один   только     что   ­       А.   М.   Пешковский(1878—1933). Он   много   лет   работал   в   московских Газета по русскому языку «Экология русского языка» гимназиях   и,   желая   познакомить   своих учеников   с   настоящей, грамматикой, научной   написал   остроумную, полную тонких   наблюдений   монографию «Русский   синтаксис   в научном   освещении» (1914),   в   которой   как будто беседует со своими учениками.   Вместе   с ними   он   наблюдает,   размышляет, экспериментирует.  Пешковский   первый показал,   что   интонация   является грамматическим   средством,   что   она помогает   там,   где   другие   грамматические средства   (предлоги,   союзы,   окончания)   не способны выразить значение. Занимательный русский язык Довольно   часто   мы   к   урокам   составляем ребусы и кроссворды. К сожалению, не все это умеют делать, и мы решили вам помочь, объяснив   правила   составления     этих головоломок. Как разгадывать ребусы? Ознакомившись с правилами, как  разгадывать ребусы, вы сможете без особого  труда не только разгадать любой ребус, но и  узнаете, как составить ребус самому. В.   В.   Виноградов(1895—1969). Труды   открыли   новую   страницу   в   разных областях   науки   о русском   языке   и русской   литературе. Научные   интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит   заслуга создания двух лингвистических наук: истории   русского   литературного   языка   и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль   прозы Лермонтова»  представляют   огромный интерес и для специалиста­филолога и для начинающего язык студента.Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык.   Грамматическое   учение   о   слове», удостоенный   Государственной   премии   в 1951   г.,   является   настольной   в   области лексикологии, фразеологии.    Пушкина»,   «Стиль изучать           1. Название   всего,   что   изображено   на картинках   в   ребусе,   читается   только   в именительном падеже.  2. Картинка   в   ребусе может   иметь   не   одно название.   Пример:   нога и   лапа,   глаз   и   око;   или   изображение может иметь общее или частное название (птица ­  общее  название;  петух, голубь, чайка ­ частное название).  3. Запятые   (не   имеет   значения,   или   нет) перевёрнутые указывают, что из слова следует убрать крайние   буквы.   Сначала   слова,   если запятые   стоят   перед   картинкой,   или   с конца   слова,   если   запятые   после картинки.   Количество   букв,   которые нужно убрать, соответствует количеству запятых.  4.  Зачёркнутые буквы ­   такие   буквы следует   убрать   из Газета по русскому языку «Экология русского языка»   Если   слова. повторяются, то они убираются все. зачёркнутые   буквы 5. Ц и ф р ы 1 , 2,7,5   над   картинкой   указывают,   что   из данного   слова   нужно   взять   буквы   под номерами   1,2,7,5   и   составить   их   в   том порядке, в котором расположены цифры. Как сделать кроссворд? Кроссворд   пришел   к   нам   из   далекой Англии и с тех пор прочно укоренился в быту   у   всего   мира.   Подумать   только, сколько   всевозможных   вариаций   было придумано за многие годы существования этого ребуса. А у современного человека на одни долгая поездка не обходится без книжки с кроссвордами. Инструкция   самом   деле 1.На составить   кроссворд гораздо   легче,   нежели может   показаться   на первый   взгляд.   Что сложного   в   том,   чтобы   расположить   слова так,   чтобы   они   пересекались   между   собой одной буквой? Ну, если, конечно, составлять какие­нибудь   замысловатые,   фигурные кроссворды   –  то  да,   придется  попотеть.  А если таковой задачи не стоит – то это дело всего двадцати минут 2.Вспомним   школьную   скамью.   Наверное, каждому   из   нас   в   школе   приходилось составлять кроссворд.     Делалось   это,   как правило, на нескольких   листах. Первая страница титульным была   листом.   Там   мог располагаться красивый   рисунок (особенно   если   это тематический   кроссворд),   подпись   автора данного   произведения,   и   собственно,   по центру   жирным   шрифтом   надпись «Кроссворд».   На   втором   же   листе располагался   сам   вышеупомянутый   ребус. Там   же   могли   быть   и   вопросы.   Это   не возбранялось.   И   на   третьей   странице находились ответы. 3.Вот   именно   по   этой   схеме   и   стоит приступить к созданию кроссворда. Сначала идет «мозговой штурм».    кроссворда. Подбираются   слова,   придумываются   к   ним вопросы.   Затем   выбираем   самое   длинное слово   из   всех,   что   нам  удалось   подобрать. Именно   от   него   и   пойдет   дальнейшее построение   Подбираем оставшиеся слова так, чтобы они совпадали одной   буквой   друг   с другом.   Располагаем   их как   по   вертикали,   так   и по горизонтали. Обязательно пронумеровываем.    Успехов! Литературная страничка Язык России  Алексей Марков О, как французским усмиряли Вольнолюбивый мой язык! Сперва к салонам примеряли, Но он к салонам не привык. Пропахший порохом и потом, Язык прапрадедов моих! Устная речь В.Шефнер Газета по русскому языку «Экология русского языка» Был на конюшню сослан он. Протестовал там, но работал Его кузнечный добрый звон. И как от грубого наречья, Бежали франты от него, Лишь в песнях девичьих под вечер Он был у дела своего. Плевать на царственные залы – Там не по­русски даже смех, А с ним роднятся там в скандалы, Лишь для того, чтоб молвить грех. Он у кормилицы у сельской Приют отыщет у груди И с большей силою и блеском Ещё предстанет, погоди! Его монголы укрощали, Плетьми стегали на бегу, А он без жалоб и печали Богаче стал на зло врагу! Язык мой немцы сокращали, В учителя пробравшись к нам, От слов мужицких очищали: Зачем России лишний хлам?! Но так заботилась о русском Не потому ль учёных рать, Что слишком тяжкая нагрузка – Язык как следует узнать? Да мало ль кто удобной ванной Хотел бы сделать океан? А он безмерный разливанный, Народу во владенье дан. Ты ни когда не станешь тусклым, Не охладеешь ни на миг. Я кланяюсь тебе по­русски, Гаснет усталая словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность  Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь, людское чудо­  Не скудела в наши дни. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.  А.Н.Толстой

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"

Лингвистическая газета учеников 10 класса "Экология русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017