В современном мире, многие педагоги и психологи, задумываются над проблемой развития речи детей дошкольного возраста, для полноценного развития речи детей, необходимо создание условий, способствующих овла-дению средствами связной речи. Умение правильно и грамотно говорить необходимо для полноценного и гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи.
Рассматриваемая проблема по формированию фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речи детей с общим недоразвитием оказывает негативное воздействие на развитие их связной речи и отрицательно влияет на речевое поведение.
При анализе литературы нами было отмечено наличии заинтересован-ности педагогов и психологов к проблеме преодоления нарушений повество-вательного рассказа у детей (Л.И.Айдарова, Н.В.Гавриш, К.Т.Патрина, И.Н.Позерт, О.В.Постникова, Н.А.Туранина, К.Фюнфштюк, В.К.Харченко, К.Е.Хоменко и др.).
В процессе изучения методических подходов к развитию повествова-тельного рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи были рас-смотрены противоречия между:
• полным преодолением нарушений повествовательного рассказа у де-тей, которое, обуславливает коммуникативные умения, и невысокими резуль-татами данного направления при коррекции всех речевых компонентов в си-стеме их общего недоразвития;
• необходимостью развития связной речи и не разработанностью систе-мы мероприятий;
• средствами практической логопедии осуществлять развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи и отсутствием коррекционной моде-ли и методики.
Лингвистические и психолингвистические представления о
повествовательном высказывании как проблеме исследования. В
современном мире, многие педагоги и психологи, задумываются над
проблемой развития речи детей дошкольного возраста, для полноценного
развития речи детей, необходимо создание условий, способствующих
овладению средствами связной речи. Умение правильно и грамотно говорить
необходимо для полноценного и гармоничного развития детей с общим
недоразвитием речи.
Рассматриваемая проблема по формированию фонетико
фонематического, лексического, грамматического компонентов речи детей с
общим недоразвитием оказывает негативное воздействие на развитие их
связной речи и отрицательно влияет на речевое поведение.
При анализе литературы нами было отмечено наличии
заинтересованности педагогов и психологов к проблеме преодоления
нарушений повествовательного рассказа у детей (Л.И.Айдарова, Н.В.Гавриш,
К.Т.Патрина, И.Н.Позерт, О.В.Постникова, Н.А.Туранина, К.Фюнфштюк,
В.К.Харченко, К.Е.Хоменко и др.).
В процессе изучения методических подходов к развитию
повествовательного рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи
были рассмотрены противоречия между:
полным преодолением нарушений повествовательного рассказа у детей,
и невысокими
обуславливает коммуникативные умения,
которое,
результатами данного направления при коррекции всех речевых компонентов
в системе их общего недоразвития;
необходимостью развития связной речи и не разработанностью системы
мероприятий;
средствами практической логопедии осуществлять развитие связной
речи детей с общим недоразвитием речи и отсутствием коррекционной
модели и методики.
Логопеды, психологи и педагоги рассматривают характеристику
повествовательной речи и ее особенности развития с разных сторон:
Е.И.Тихеева,
С.Л.Рубинштейн,
А.М.Бородич с педагогической,
Л.С.Выготский с психологической, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина с
психолингвистической,
Т.Б.Филичева,
Т.А.Ткаченко,
В.П.Глухов,
В.К.Воробьева с логопедической.
В речи существуют лексические единицы языка основной такой
единицей является слово. В словах определены:
содержание (значение);
внешняя форма: определенная совокупность звуков (в устной речи),
система зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и
артикуляционные образы (в произносимой речи).
Е.И. Тихеева [62, с. 53] говорила, о том, что дошкольное
образовательное учреждение – первое и самое важное звено в системе
народного образования. В её в трудах определены основные цели и задачи
работы по развитию речи в детском саду. Взгляды Тихеевой на развитие речи,
ее предложенные методические рекомендации широко используются в
системе дошкольного воспитания.
При обучении связной монологической речи детей дошкольников часто
используются следующие виды занятий:
рассказывание по картине;
пересказ литературных произведений;
составление описательных рассказов об игрушках;
составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание); составление рассказов из личного опыта;
рассказывание по серии сюжетных картин.
В.И.Капинос [30, 52] говорила о том, что повествовательная речь,
изучаемая в психологии и логопедии, существенно влияет на развитие
методической мысли и является одной из важной обучения высказыванию
детей дошкольного возраста. В основе концепции «Теория текста как
процесса и как результата сложной речемыслительной деятельности», нашла
свое начало теория методики обучения связной речи, основное положение
этой теории отказ от узко лингвистического понимания монологической
речи как определенных видов устных и письменных изложений и сочинений.
Важное внимание в ходе обучения стало уделяться содержательной стороне
связного высказывания [7, с.15].
По мнению С.Л. Рубинштейна [56, с.321], одной из составляющих
словосочетания «связная речь» является лексема «связная», которая
конкретизирует вид речевой деятельности, характеризует ее особенности.
В.П. Глухов [26, с.95] считает, что основная функция связной речи
коммуникативная. Связная речь – это тематически объединённые фрагменты
речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое
развернутое изложение.
В процессе становления повествовательной речи одновременно
задействуются такие процессы как, мышление, восприятие, память.
Повествовательную речь, автор, характеризует, как смысловое
развернутое высказывание, которое обеспечивает общение людей между
собой.
И.Г. Овчинникова [49, с.74] рассматривает «связную речь» в более
широком понимании, и говорит, что такая речь может быть в виде любого
высказывания, составные языковые части которого выстроены логично и
грамматически правильно согласно законам данного языка.Повествовательная речь будет развиваться эффективно, если,
говорящий будет чётко продумывать содержание, правильность сказанного
текста. Для эффективного развития повествовательной речи, необходимо тест
должен быть развернутым, произвольным, осознанным, должен быть
взаимосвязан между отдельными частями повествования. Такие качества дают
возможность ребенку избирательно пользоваться языковыми средствами,
наиболее точно выражать замысел.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина [1, с.235] отмечают, что понятие «связная
речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы
речи. Каждая из этих форм предполагает свои отличия, которые определяют
стиль методики их сформированности.
Процесс формирования связного развернутого высказывания
зрительное),
задействует различные виды восприятия (слуховое,
подразумевает фиксирование в памяти составленного алгоритма на весь
период речевой деятельности.
О.П. Гаврилушкина [16, с.11] отмечает что, содержание (замысел)
связного высказывания, заранее планируется в последовательном, связном
изложении. Умение человека пользоваться повествовательной речью очень
значимо в процессе совместного общения. Для ребенка дошкольного возраста
это умение является один из основных средств познания, проверки своих
знаний, представлений, оценок. Развитие связной повествовательной речи
является центральной задачей обучения детей.
Э.П. Короткова [31, с.75], говорит, о том, что повествовательная речь
одна из сложных видов речи, особенность ее заключается в развернутости.
Повествовательная речь будет эффективной, если у ребенка будет
хорошая память, он уделяет пристальное внимание к содержанию и форме
речевой деятельности, также акцентирует внимание на последовательное,
логическое мышление.Речевая функция по мнению А.Р. Лурии [42, с.35], рассматривается с
точки зрения ее психологических особенностей, так и мозговой организации.
А.Р. Лурия, утверждал, что речь – высшая психическая функция, основным
средством выражения мысли.
Подчеркивается сложность структуры речи, в соответствии которой
выделяются два основных уровня:
1. Гностический и праксический
2. Смысловой.
Гностические и праксические функции в структуре речевой функции
А.Р. Лурия определил как базисные, над которыми системно надстраивается в
течении жизни смысловой уровень речевой деятельности, связанный с
пользованием средствами языка – словами, фразами, построениями по
правилам грамматики.
Важную роль А.Р. Лурия [40, с. 29] придавал опосредованному
характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует
различных невербальных опор. Таких как оптические образы и символы
предметов, представления о количестве, времени, пространстве и т.д., и в
тоже время она служит посредником. Это означает что:
1. Приобретение речи требует огромных и при этом полимодальных,
мозговых затрат: ее нельзя освоить без образования множественных
ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга;
2. Овладение любой высшей психической деятельностью невозможна без
активации проводящих путей, ведущих к речевым зонам мозга, а если и
возможно, то в существенно ограниченном объёме или же обходными путям,
как например, при глухоте, нередко обозначаемой в быту как глухонемота
[19, с.15].
А. А. Леонтьев [38, с.98] говорит об основных направлениях «речевой»
работы:
формирование экспрессивной речи (процессы говорения и письма); импрессивной речи (процессы речевосприятия).
Основным предметным содержанием первого направления является
формирование произвольных навыков составления (продуцирования) речевых
высказываний (сначала в устной, а затем – и в письменной речи).
Содержанием второго направления – формирование способности к
адекватному восприятию и анализу воспринимаемых на слух речевых
высказываний. Исследование закономерностей и особенностей протекания
этих речемыслительных процессов и основных вариантов их нарушения в
случаях патологии познавательной деятельности также является предметом
исследования психолингвистики.
И.А.Зимняя [28, с.32] говорит о том, что речевое умение – это
обязательный фактор речевой деятельности. По мнению И.А. Зимней система
речевой деятельности состоит из трех подсистем:
Лексическая подсистема
Человек усваивает основные лексические знаки языка и имеет
достаточное количество словарного запаса, при этом усваивает правила
адекватного использования лексических знаков при построении речевых
высказываний.
Грамматическая подсистема
Человек усваивает основные грамматические средства языка
(морфологические и синтаксические), усваивает норм адекватного
использования усвоенных грамматических средств при построении речевых
высказываний.
Произносительная подсистема
Сформированность навыков мелодикоинтонационного и эмоционально
выразительного оформления речевых высказываний.
Согласно представленной И.А.Зимней, системе речевой деятельности,
можно сделать вывод о том, что лексическая и грамматическая подсистемыречевого умения рассматриваться как компоненты собственно речевой
способности.
Таким образом, рассмотрев различные взгляды ведущих практиков на
понятие «связной речи», особенностей повествовательного высказывания, мы
можем сказать о том, что данная форма речи является базовой
психофизиологической основой для коммуникативноречевой деятельности.
Ее основная задача порождение высказываний в процессе речевой
коммуникации.