Обобщающий урок
7 класс
КВН по темам: «Причастие. Деепричастие».
Цель:
-- систематизировать знания и умения обучающихся по темам «Причастие. Деепричастие».
Задачи:
-- проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие. Деепричастие» в игровой форме; выявить и восполнить пробелы в знаниях;
-- заинтересовать обучающихся с помощью нестандартной формой проведения урока;
-- учить самостоятельно добывать знания;
-- развивать чувство коллективизма, ответственности;
-- совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;
-- воспитывать умение контролировать свои эмоции.
--помочь каждому поверить в себя, приобрести чувство уверенности в собственных силах.
Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, оформление доски, проецирующая аппаратура.
Предварительная подготовка: заранее учащиеся придумывают название команде, рисуют эмблему, готовят девиз; сочиняют текст с использованием причастий и деепричастий (50 - 60 слов)
Контроль осуществляется с помощью фантов разного цвета, соответствующих определённой отметке:
«5» - красные
«4» - жёлтые
«3» - синие
В конце урока ученик получает отметку, посчитав среднее арифметическое заработанных им фантов.
За ходом игры следит и оценивает жюри.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя: русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нём говорит очень много людей. Сегодня будут соревноваться в знаниях родного языка три замечательные команды. Итоги будет подводить жюри. Председатель: Морозова В.А. – директор школы, учителя Смирнова С.Ю. и Шувалова М.В.
А что означает слово КВН? Так давайте соответствовать этому званию.
(Представление команды, демонстрация эмблемы и девиза, объяснение смысла названия).
Читают стихотворения представители команд.
1-й Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-й И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3-й И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней
А наша дружба крепнет с ней.
2. Сообщение темы урока.
- Чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать загадку
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
П.П.Чесноков.
- Эта загадка о причастии.
- Правильно тема нашего урока: «Причастие. Деепричастие».
- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока.
(Учитель сообщает цели и задачи урока обучающимся).
- Наша игра пройдёт по следующим этапам: разминка, проверка домашнего задания, литературная правка, словарная работа, музыкальная пауза, конкурс капитанов, подведение итогов.
3. Разминка. Блиц – опрос теоретического материала. (Команды отвечают по очереди)
1. -- Дать определение причастию как части речи.
2. -- Что такое деепричастие?
3. -- Что такое определяемое слово?
4. -- Чем выражено определяемое слово причастия?
5. -- Чем является определяемое слово деепричастия?
6. -- Что такое обособление?
7. -- Особенности обособления одиночных причастий.
8. -- Как обособляются одиночные деепричастия?
9. -- Рассказать об обособлении причастного оборота.
10. -- В чём особенности обособления деепричастного оборота?
11. -- Какой морфемы не бывает у деепричастия? Почему?
12. -- Каким членом предложения бывают краткие причастия?
13. --Признаки каких частей речи имеет причастие?
14. --Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
15. -- Какова роль причастий и деепричастий в речи?
4. Проверка домашнего задания.
Проверка составленного дома текста с использованием причастий и деепричастий о родном крае.
- Пока представитель одной команды читает текст, соперники должны на слух посчитать количество причастий и деепричастий в прослушанном тексте. Услышанные слова записываются в рабочие тетради двумя столбиками.
Обязательное условие: читать медленно, выразительно.
5. Литературная правка.
- Исправьте ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Карточка № 1
1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме. 4.На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 5.Прочитав книгу, она мне очень понравилась. 6.Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
Карточка № 2
1.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их. 2.Витя подписал письмо своей учительнице: “Любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров.” 3. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой. 4. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.5. Замедляя ход, к станции подошел поезд. 6.Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.
Карточка № 3
1.Подъезжая к деревне, собаки залаяли. 2. Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 3. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 4. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 5. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 6. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.
- Запишите в тетрадь три понравившихся исправленных предложения. (Учащиеся работают в тетрадях).
6. Словарная работа. Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
- Запишите словосочетания в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Орфограммы подчеркните.
(Карточки индивидуально по количеству участников в команде. Проверка осуществляется с помощью слайда).
Тушё…ое мясо, тушё…ое с овощами мясо, кваше…ая капуста, нагруже…ый вагон, сгущё…ое молоко, связа…ые бабушкой носки, волосы причёса…ы, спасё…ый от огня лес, придума…ые слова, задача реше…а.
Ответ:
Н |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
НН |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
7. Музыкальная пауза. Активизация внимания учащихся.
- Я называю слова: если услышали причастие – поднимите руку, если деепричастие – дотроньтесь пальцем до кончика носа, если другую часть речи – встаньте.
Смеясь, играя, пишущий, не смея, дувшие, ветры, смотришь, играющий, кивающий, окно.
8. Конкурс капитанов. Сначала капитаны представляют команды с помощью синквейна, приготовленного дома.
- Вам нужно выполнить синтаксический разбор предложений (на доске). (Остальные учащиеся осуществляют разбор в тетрадях).
1) Солнце перед самым з…катом вышло из(за) серых туч(?) покрывающих небо и вдруг б…гряным светом осветило л…ловые тучи.
2) И…пугавшись кого(то) лицо бабушки дрогнуло нахмурилось и (тот)час засияло доброй пр…ветливой улы…кой.
3) Огромная с…бака (в)друг залилась громким лаем но ра…познав спешные шаги знакомого ч…ловека усп…коилась.
- Участников проверяют игроки другой команды.
9. Итог урока.
- Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри.
(Поздравление победителей, награждение).
Выставление оценок. Считают количество фантов разного цвета, определяют, каких больше. Учитель может вносить поправки для активизации ребят.
10. Организация домашнего задания.
- Напишите небольшой отчёт о сегодняшнем уроке. Представьте, что вы корреспондент, который посетил наше мероприятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.