ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Филологическую компетентность можно определить как овладение знанием и опытом в области исследования текста, формирующимся на многоаспектном его анализе. Ранее существовала традиция поаспектного филологического анализа: лингвистического и литературоведческого. И, хотя в последние годы общепризнанным является понимание того, что не может быть одностороннего анализа текста (почему и появилась новая интегральная научная дисциплина - филологический анализ текста), хотелось бы остановиться на анализе лингвостилистическом.
Лингвостилистический анализ – это анализ, «при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения»; его объектом служит текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности» (Виноградов В.В. «О языке художественной прозы»).
Конечная цель анализа двояка: во-первых, описание свойств и особенностей, присущих отдельным элементам и частям произведения, и, во-вторых, установление объективного состава и структуры (характеров и принципов организации, связей) всего целого.
Исходя из вышесказанного и обозначив цель как воспитание филологической компетентности у учащихся, кафедра русского языка и литературы нашего лицея сформулировала для себя следующие задачи:
- дать представление об основных языковедческих и литературоведческих понятиях, уметь вычленять данные понятия в тексте, определять их роль (1 этап);
- научить на основе проведённой аналитической работы путём вчитывания в произведение создавать свой текст более высокого уровня (2 этап).
Для того чтобы решить эти задачи, мы используем адаптированную программу по русскому языку для гуманитарного направления, составленную на основе программ Ю.С Пичугова, Г.К. Лидман-Орловой, Т.М. Пахновой, Л.Ф. Казаковой, В.И. Капинос, С.И. Львовой, М.С. Соловейчик; программу по литературе для гуманитарного направления под редакцией А. Кутузова и элективный курс «Введение в литературоведение», что позволяет нам подвести теоретическую основу для анализа текста, создать ту базу, без которой невозможно вести разговор о формировании профильной филологической компетентности. Затем – переход к собственно анализу на уроке, обучение составлению системы вопросов, направленных на более глубокое, конкретное проникновение в текст; и далее, в финале обучения, – создание своего текста на основе полученного углублённого восприятия.
В углублённом курсе русского языка предполагается изучение некоторых сведений из современной синтаксической теории, создающих возможность для рассматривания языковых явлений в единстве их грамматического значения, языковых средств выражения этого значения и функционирования в речи. Такой подход к изучению языка способствует формированию языковых понятий, умений и навыков на более высоком уровне, что позволяет на основе речеведческих знаний сформировать у учащихся устойчивые коммуникативные умения и навыки, научить их работать с текстом. Также работа по этой программе предусматривает широкое использование активных методов обучения, применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста; использование методов и приёмов, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Для работы мы используем различные пособия, учебники, адресованные учащимся гуманитарных направлений. В частности, учебники А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили», А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой, которые предлагают множество заданий, основанных на анализе текста. В учебниках представлен ряд вопросов, помогающих учащимся ориентироваться в исследовании текста на разных его уровнях.
Система работы выстраивается следующим образом:
· формирование теоретической базы, овладение категориальным аппаратом языковедения (лингвистические направления, тропы и стилистические фигуры, разделы языкознания, историческое комментирование и др.);
· выполнение упражнений, позволяющих отрабатывать практические навыки (фрагменты текста, в которых надо выделить все языковые и стилистические средства и прокомментировать их);
· аналитическая работа (особенностей стиля, лексические, морфологические уровни и другие, учащимся предлагается охарактеризовать роль доминирующего уровня в тексте);
· создание собственной работы на основе проведённого анализа (например: «Речевые доминанты рассказа А.Чехова «Злой мальчик», «Роль синтаксиса в фрагментах повествования повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»).
После изучения каждой темы учащимся предлагается выполнить ряд уровневых контрольных заданий. Для реализации таких заданий собран и составлен ряд алгоритмов (тематики, проблематики, уровней внешней и внутренней организации текста и др.) Поэтапно выполняется следующий контроль:
· выявление в тексте языковых средств на разных уровнях (фонетическом, морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом и др.);
· составление вопросов, направленных на выяснение роли каждого речевого явления в тексте (например: какова роль аллитерации в стихотворении Бальмонта «Камыши»; какова роль эпитетов в построении образов стихотворения; с какой целью выстраивается автором целая система риторических вопросов и т.п.);
· решение языковых тестов и лингвистических задач (например: определите общий корень в этимологическом гнезде слов «спектр, перспектива, проспект, спекулянт, инспектор», докажите своё мнение);
· письменный анализ текста с точки зрения лингвостилистики (например: «Лингвостилистический анализ повести Лескова «Очарованный странник», «Своеобразие языка А. Платонова в повести «Котлован»).
Такой мониторинг позволяет отследить, как происходит формирование филологической компетентности учащихся.
Понятно, что лингвостилистический анализ лишь часть многоаспектного, над которым мы работаем и без которого невозможно было бы говорить о формировании филологической компетентности.
Сегодня можно утверждать, что создание системы работы над анализом текста, скрупулёзная работа на всех уровнях анализа произведения (жанра, композиции, образного строя, речевых доминант и др.), рассмотрение его в контексте культуры дает хорошие результаты. Об этом говорят результаты Единого государственного экзамена (у учащихся профильных групп – 100% качество, а часть С 80% выполняют на 18-19 баллов из 20 возможных); в рейтинге базовых срезов по русскому языку ПФ ВШЭ наши учащиеся традиционно занимают 1-2 места.
За три года 11 моих учениц стали победителями и призёрами городских олимпиад по русскому языку и литературе, 7 из них вернулись с краевых олимпиад с дипломами и Почётными грамотами. Одна участвовала в Заключительном этапе Всероссийской олимпиады. В нынешнем учебном году во Всероссийской олимпиаде по русскому языку примет участие ещё одна наша победительница региональной олимпиады.
Также наши учащиеся ежегодно успешно участвуют в разных конкурсах: научно-исследовательских работ, филологических чемпионатах, «Медвежонок» и других.
Умение работать с текстом важно для любого вида деятельности, и, конечно, для тех учащихся, которые решили продолжить дальнейшее своё образование на гуманитарных факультетах. Учащиеся гуманитарных групп успешно поступают в разные вузы на профильные факультеты и отлично учатся, занимая первые места в рейтинге своих групп. Будущие их профессии весьма разнообразны: это журналисты и переводчики, социологи и юристы, государственные служащие и многие другие.
Обучение лингвостилистическому анализу текста – важная составляющая часть работы над формированием филологической компетентности. А её формирование, в свою очередь, - необходимое условие профильного гуманитарного образования, воспитания конкурентоспособной личности, способной успешно социализироваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.