Лирика А. Фета. Основные темы поэзии. Особенности художественного мира
Оценка 4.7

Лирика А. Фета. Основные темы поэзии. Особенности художественного мира

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
26.01.2020
Лирика А. Фета. Основные темы поэзии.  Особенности художественного мира
: формирование представления учащихся о художественном мире А. А. Фета через интерпретацию стихотворений поэта.
фет.docx

План к уроку литературы в 10 кл.

Учитель: Магомедова З.О.
Тема:
«Лирика А. Фета. Основные темы поэзии.  Особенности художественного мира».
 

Цель урока: формирование представления учащихся о художественном мире А. А. Фета через интерпретацию стихотворений поэта.

Задачи урока:

1.     Образовательные

·         Углубить знания о творчестве А.А. Фета как поэте «чистого искусства».

·         Показать своеобразие поэзии А.А. Фета.

·         Познакомить с новыми понятиями в русском стихосложении.

2.     Развивающие

·         Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов.

·         Развивать творческое мышление.

·         Развивать умение выразительно читать поэтические тексты.

3.     Воспитательные

·         Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.

·         Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

·         Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии обучения: информационные технологии, технологии исследовательского обучения, развития критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, групповая

Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал

 

 

 

                                                                 Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Актуализация ранее изученного.

III.Индивидуальная работа по карточкам у доски(письменно).

Карточка№1

А) ТРОП (?)

Б) ЭПИТЕТ (?)

В) РИФМА(?)

Г) ПОЭТИКА(?)

Карточка№2

А) ЯМБ
Б) МЕТАФОРА(?)
В) СТРОФА(?)
Г) ОКСЮМОРОН(?)

 

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными этапами жизни и творчества А. А. Фета. Афанасий Фет оставил для нас чудесное поэтическое наследство.  Но прежде чем говорить о лирике поэта, давайте вспомним, в чём драматизм судьбы А. А. Фета, какие события из жизни поэта наложили отпечаток на его личность, судьбу, психику и   образ мыслей. (На творчество Фета повлияли такие факты его биографии, как происхождение и трагическая любовь к Марии Лазич).

- В чём заключалась трагедия его происхождения? (Родной отец А.Фета – Иоганн- Петр- Вильгельм Фёт, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта - Елизавета Беккер. А.Фет был усыновлён дворянином Афанасием Шеншиным, с которым Шарлотта тайно сбежала от мужа в Россию из Германии.В 1834 году, когда Фету было уже 14 лет, поэт был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства, так как обнаружилось,что христианский брак Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фёт был оформлен уже после рождения сына Афанасия.Фет всю жизнь мечтал вернуть себе звание дворянина, и добился он этого только в 1873 году.)

-Почему любовь Фета к Марии Лазич была трагичной? (Фет считал, что бедность его и Марии Лазич делали невоможным их брак, поэтому он на ней не женился, хотя, расставшись с ней, через всю жизнь пронёс свою любовь к этой девушке. Трагична и судьба Марии Лазич: она сгорела от упавшей на её платье спички. Не известно, что это было: случайность или самоубийство. Однако смерть любимой девушки сильно повлияла на душевное состояние Фета.)

 

-Действительно, эти два обстоятельства сильно повлияли на мироощущение писателя. Поэтому и человеческий облик Фета современники рисуют весьма противоречиво. Одни описания не накладываются на другие. Если в одном случае изображается жесткий и жестокий, волевой и сильный хозяин, то в другом случае перед нами - меланхолик, смятенный дух, потенциальный убийца. Университетский и литературный друг Фета Аполлон Григорьев писал: «Я не знаю человека, который мог бы сравниться с ним в умении хандрить. Я не видел человека, которого бы так душила тоска, за которого бы я более боялся самоубийства... Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять это страшное хаотическое брожение стихий его души».

 

Проверка индивидуальной работы.

Карточка№1, №2 (ответы на экране). Замечания по ответам?         

Карточка №1.

          а) троп – слово, употреблённое в переносном значении;

          б) эпитет –образное определение, характеризующее

          предмет, лицо, явление;                    

          в) рифма – созвучие окончаний стихов;

          г) поэтика – поэтическая манера писателя;

           Карточка №2.

          а) ямб – двусложный стихотворный размер с ударением

            на втором слоге;

          б) метафора – скрытое сравнение;

          в) строфа – группа стихов, объединённых по смыслу и 

            рифмовкой;

          г) оксюморон – соединение противоречащих понятий

 

 

-Ну а теперь самое время обратиться к творчеству А. Фета.

 

IV.Формулирование темы и целей урока.

-  Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. О чём, как вы думаете, мы будем сегодня говорить? (тема урока- «Лирика А. Фета. Основные темы поэзии.  Особенности художественного мира»)

-Запишите тему в тетради. (показ слайда№1)

V. Изучение новой темы (решение поставленных задач).

-Итак, наша цель - прежде всего, выяснить, каковы основные темы лирики А. Фета.

-Как вам известно, современником Фета был Ф. И. Тютчев. Скажите, проповедником какой теории в поэзии он был? (Тютчев был проповедником поэзии «чистого искусства»).

- Какие темы лирики характерны для творчества поэтов «чистого искусства»? (природа, любовь, искусство).

-Каких тем поэты чистого искусства не должны были касаться? (не поднимались социальные проблемы, проблемы современности, гражданские мотивы)

 

- Так вот главным представителем поэзии «чистого искусства» был А. Фет. Запишите в тетрадях: «А. Фет – главный представитель поэзии «чистого искусства». (показ слайда №2)

-Каковы основные темы лирики Фета? (основные темы его лирики – это природа, любовь и искусство).

-Давайте почитаем стихотворения А. Фета и попробуем определить темы лирики А. Фета. Поработаем над этими заданиями в группах. На эту работу вам дается 3 минуты. С каждой группы по 2 ученика читают стихотворения и определяют тему.

 

1 группа (показ слайда№3) «Я пришел к тебе с приветом…»

(показ слайда №4) «На заре ты ее не буди…» (тема любви)

2 группа (показ слайда№5) «Это утро, радость эта…»

(показ слайда№6) «Вечер» (тема природы)

3 группа (показ слайда№7) «Как беден наш язык! -Хочу и не могу…»

(показ слайда№8) «Одним толчком согнать ладью живую…» (тема искусства)

-Молодцы.

 

- Визитной карточкой А. Фета считается одно из самых ранних его стихотворений «Шепот, робкое дыханье...» Оно самое необычное и нетрадиционное, и стало в представлении читателей и критиков «самым фетовским стихотворением», своеобразным поэтическим «автопортретом».

Анализ этого стихотворения поможет нам выделить основные черты лирики А. Фета.

Давайте запишем заголовок: «Основные черты лирики А. Фета».

-Откройте учебники на странице 326, послушаем стихотворение.

Послушайте стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» (читает заранее подготовленный ученик) и подумайте, какова его тема. (показ слайда№9)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

 Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

-Скажите, пожалуйста, какой теме посвящено стихотворение?

(Учащийся: теме любви).

-Докажите, что в стихотворении раскрывается тема любви.

(Учащийся: здесь мы видим такие слова и словосочетания, как «шёпот, робкое дыханье», «ряд волшебных изменений милого лица», «лобзания», «слёзы», «отблеск янтаря»).

-Какую картину рисует автор?

(Учащийся: автор рисует картину любовного свидания).

-Где происходит встреча двух возлюбленных?

(Учащийся: на лоне природы.)

-Докажите.

(Учащийся: здесь возникают такие природные образы, как «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы», «заря».)

-Да, стихотворение посвящено теме любви, однако автобиографичным его не назовёшь. Оно не связано ни с каким определённым событием из жизни А. Фета. Вообще, в лирике поэта нет прямой автобиографичности. Это и есть первая черта его поэзии. Запишем в тетрадях под цифрой 1: «Отсутствие прямой автобиографичности». (показ слайда№10)

- Какую картину поэт рисует в первом четверостишии (картину вечерней встречи двух влюбленных)

- Какая картина предстаёт перед нами во втором четверостишии? (вечер сменяется ночью, поэт передаёт впечатления от ночного свидания влюблённых)

- Что рисует Фет в третьем четверостишии? (утро, слёзы счастья и расставания)

 

- Посмотрим на синтаксис этого стихотворения. Он необычен. Но, чтобы выяснить, в чём нетрадиционность в построении предложений этого стихотворения, необходимо решить, какие части речи в нём преобладают.

-Посчитайте, сколько в нём существительных. (23).

-Назовите их.

-Посчитайте, сколько в стихотворении прилагательных (7).

-Перечислите их.

-Есть ли в стихотворении глаголы? (нет)

-Сделайте вывод, какого вида предложения здесь представлены, если главными членами предложения являются одни подлежащие. Ведь вам известны виды односоставных предложений с главным членом-сказуемым и главным членом-подлежащим.

(Учащийся: стихотворение состоит из одних назывных предложений.)

-Действительно, без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряжённое лирическое переживание.

Но при всем том предметным и вещественным стихотворение не назовешь. Предметы у Фета непредметны. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения - между словами. Какие ассоциации, связанные с любовным свиданием, возникают в стихотворении?

(шепот, дыханье, трели соловья, ручей, ночные тени, ночной свет, изменения лица, роза, лобзания, слезы, заря).

-За словами развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета еще никто не писал.

-Запишем вторую черту лирики Фета: ассоциативность (показ слайда№11)

 

-Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...», иногда называют импрессионистской. Такое название происходит от художественного направления в искусстве живописи, которое называется «импрессионизм».

-На прошлом уроке мы с вами смотрели видеофрагмент об этом направлении. Кто расскажет об этом направлении?

(Импрессионизм (от.фр.- «впечатление») как художественное направление возник впервые в искусстве живописи, во Франции в конце 1860-х годов. Название произошло от картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». (Его представителями были художники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, Фредерик Базиль. Представители импрессионизма стремились естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления, особое внимание отдавалось тому, чтобы передать свет и цвет. Картины представляли лишь позитивные моменты жизни, не затрагивали социальные проблемы).

-В чем выражается импрессионизм в   стихотворении А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

Импрессионистичность заключается в субъективном восприятии окружающего мира; поэту важно не фотографически точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них.

-Запишем третью особенность лирики Фета- импрессионистичность (передача впечатлений от картин природы или от переживаемых чувств) (показ слайда№12)

 

-Какими звуками наполнено стихотворение?

(шепот, дыханье, трели, колыханье, лобзания.)

братим внимание, что в озвучивании предметов и явлений окружающего мира главное место занимает песенное начало, мелодия (трель). Поэтому не зря говорят о музыкальности фетовского стиха. Не зря существует романс Н.К. Метнера «Шепот, робкое дыханье...» на слова этого стихотворения. Вообще, на слова многих стихотворений Фета написаны романсы («Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Только встречу улыбку твою…», «Снова слышу голос твой…», «Какая ночь! Вокруг такая нега…» и др.)

- Запишем четвёртую черту лирики Фета – музыкальность. (показ слайда№13).

- Послушаем дин из романсов романс. (показ видео)

-Часто в своих стихотворениях Фет использует звукопись.

-Что такое звукопись?

-Звукопись представлена двумя приёмами: (показ слайдов№14)

А) ассонанс — повтор гласных звуков, чаще всего ударных;

Б) аллитерацию - повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями.

Найдите аллитерацию в стихотворении. Какие звуки часто повторяются?

(часто повторяются [р], [л].)

-В каких словах? («робкое», «трели соловья», «серебро и колыханье ручья»).

-Какую картину рисует поэт, повторяя эти звуки? (передается картина льющейся воды в ручье, пение соловья).

- Пятая черта поэзии Фета- использование звукописи. Запишем её. (показ слайда№15)

-Поработаем с художественными тропами, которые встречаются в этом стихотворении. Найдите эпитеты (робкое дыханье, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки и др.)

-Фет использует метафоры, найдите их (серебро ручья)

-Итак, последняя черта лирики Фета широкое использование метафор и эпитетов. Запишем эту черту. (показ слайда№16)

-Главные мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии- помочь человеку выйти из мира страданий и печали окружающей жизни и погрузиться в мир красоты.

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. В этом мы убедились, проанализировав стихотворение Фета и познакомившись с другими его стихотворениями.

 

 

VI. Подведение итогов работы.Рефлексия.

 

-Итак, сегодня на уроке мы познакомились с творчеством А. Фета. Достигли ли мы целей, которые ставили в начале занятия?

-Назовите основные темы лирики Фета. (называют)

-Какие характерные черты лирики Фета мы обозначили?

(основные черты поэтики Фета: отсутствие прямой автобиографичности, импрессионистичность, музыкальность, ассоциативность, метафоричность, использование эпитетов, использование звукописи.)

- В завершение нашего урока позвольте представить вашему вниманию романс на стихи А Фета «На заре ты её не буди…» в исполнении Татьяны Азаровой, музыка- Александра Варламова. (показ видеоклипа)

 

-Запишем домашнее задание:

1)выучить наизусть стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»;

2)сделать иллюстрацию к одному из стихотворений А. Фета (на дополнительную оценку).

Выставление оценок.


 

Скачано с www.znanio.ru

План к уроку литературы в 10 кл

План к уроку литературы в 10 кл

А) ТРОП (?) Б) ЭПИТЕТ (?) В)

А) ТРОП (?) Б) ЭПИТЕТ (?) В)

Университетский и литературный друг

Университетский и литературный друг

V . Изучение новой темы (решение поставленных задач)

V . Изучение новой темы (решение поставленных задач)

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья,

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья,

Посчитайте, сколько в нём существительных

Посчитайте, сколько в нём существительных

В чем выражается импрессионизм в стихотворении

В чем выражается импрессионизм в стихотворении

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020