Материал содержит практические рекомендации для обучающихся и их родителей, как не поддаться на уговоры вербовщиков в ИГИЛ. Данный материал может быть полезен классным руководителям, организаторам и социальным педагогам. Можно использовать в ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия "Твой выбор ". Также можно использовать для распространения среди обучающихся и их родителей в ходе классных часов по данной тематике и общешкольных акций.листовка
Механизм вербовки
Технологии вербовки постоянно
совершенствуются. Число категорий людей
намеченных к вербовке, постоянно
разрастается. В группе риска отмечены люди,
переживших стресс, болезнь, потерю близких;
легковерные внушаемые люди; максималисты;
люди без устойчивой системы ценностей;
люди, не знающие культуру и духовные
традиции своего народа; люди, ощущающие
себя непонятыми, непризнанными,
недооценёнными, невостребованными в этой
жизни; люди, утверждающиеся за счёт других,
подростки с еще не сформировавшимися
психикой и мировоззрением, моральными и
нравственными принципами, только
познающие мир.
На первом этапе наводчик вычисляет потенциальную жертву, выявляет пристрастия и проблемы у
потенциального кандидата. Объектом вербовщиков становятся в основном молодые люди: романтики,
идеалисты, изгои и просто не адаптировавнные к взрослой жизни ребята, которые не хотят мириться с
окружающим.
Затем в работу включается мотиватор, чья обязанность говорить то, что человеку хочется услышать.
Неформала похвалят за непохожесть и оригинальность, самолюбивому скажут, что он недооценён,
одинокому предложат дружбу, девушке пообещают любовь, надёжного спутника настоящего мужчину.
Тому, кто не согласен с несправедливостью общества, предложат сражаться за справедливое устройство в
мире.
Первый и второй этап сбор и анализ информации об объекте вербовки, которая будет использована
на следующих этапах. По мере сближения, мотиватор укрепляет представление кандидата о том, что он
недооценён, что жизнь к нему несправедлива, что гдето в другом месте, его смогут оценить по достоинству
и он реализует себя.
Основная работа ведется по дискредитации, порочности окружающего мира, а потом предлагается
выход: братство, социальная справедливость, якобы имеющиеся в иных моделях государства. Главное
убедить вербуемого в том, что он сам принимает решения, которые ему навязывает мотиватор.
Когда доверие к мотиватору окрепнет, вербуемого приглашают на встречу, задача которой укрепить
авторитет «истины», стоящей за мотиватором, и сделать волю вербуемого более податливой к влиянию. Не
исключены элементы гипноза и применение лёгких наркотиков. На этой встрече человеку дадут понять, что
его заметили, что он избран для особо важного дела. Если одной встречи мало, будут ещё однадве, а может
даже потребуется несколько месяцев, чтобы снизить уровень критического мышления и заставить человека
изменить строй мышления, главное чтобы вербуемый считал, будто он сам принимает решения, навязанные
ему мотиватором.
Когда доверие к мотиватору становится максимальным, наступает решающий этап отъезд. Чтобы не
спугнуть вербуемого, мотиватор может и не упоминать об организациях. Кандидата могут пригласить на
курсы изучения языка, отправиться к любимому человеку, пообещать работу или возможность общения с
авторитетным лидером и тому подобное. Общее у них одно: отъезд оказывается внезапным, срочным, билет
покупается незадолго до отъезда, не оставляя времени для размышленья.
Мотиватор убеждает вербуемого, что ему раз в жизни выпал шанс, который нельзя упустить.
Внезапность принятия решения лишает возможности взвесить «за» и «против», лишает возможности
обратиться за советом к знающим людям, к близким. Главная цель манипуляций сделать жертву вербовки
безвольной игрушкой.
Согласно данным опроса фонда «Общественное мнение» 29% россиян считают, что стремление
молодых людей вступать в ряды террористических организаций, подобно ИГИЛ, связано с широкой
пропагандой и зомбированием. Среди других причин, респонденты указали на социальные проблемы: тягу
молодежи к лучшей жизни, деньгам (13%), неустроенность жизни, проблемы, безвыходное положение (8%),
проблемы в воспитании, семье (6%). 12 % объясняют стремление молодежи оказаться в рядах боевиковнезрелостью и юношеским максимализмом, 6% нехваткой острых ощущений. 8% винят отсутствие идеалов,
идеологии, слабость патриотического воспитания.