Тематический блок 8. Литература, книги, чтение
1. Ключевые слова
произведение |
художественная |
изучать |
проблемы |
классическая |
любить |
интерес |
научно-фантастическая |
исследовать |
увлечение |
современная |
зачитываться |
беллетристика |
иностранная |
преподавать |
2. Определение понятия литература
1. Совокупность различного рода произведений, закрепленных в письменном слове.
2. Вид искусства, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
З. Совокупность художественных произведений (драма, поэзия, проза).
4. Искусство слова, воплощённое в художественных произведениях, как предмет изучения в школе, институте.
5. Урок, занятие в школе или в другом учебном заведении, па котором изучается этот предмет.
6. Совокупность произведений по какому-либо специальному вопросу.
З. Словарь сочетаний
Литература — словесность, письменность, искусство слова, чтение, изящная литература, изящная словесность, художественная литература, беллетристика, чтиво (разг.).
Литература богатая, научная, философская, публицистическая; античная, русская, зарубежная, мировая; предстоящая, дополнительная, необходимая.
Литература (чего?) — Древней Руси; какой-либо эпохи; Англии, какого-либо периода; какого-либо века; предмета, вопроса.
Жанры, произведения, язык, стиль; развитие, расцвет, традиции; знание, чтение, издание, выпуск; список, указатель, перечень, обзор, изучение... литературы.
Изучать, знать; любить; читать, издавать запускать; учить, проходить, готовить, сдавать; пропускать, прогулять, заменить, отменить; искать, подбирать, просматривать, использовать, конспектировать... литературу, О литературе писать; спорить, говорить, рассуждать...
Литература возникла; нравится кому-либо, интересует кого-либо...
Направление, школа, эпоха... в литературе.
Увлечение, увлечённость... литературой.
Страсть, любовь, интерес, склонность, способность, требования... к литературе.
Исследование, работа... по литературе.
Заниматься, интересоваться, увлекаться; зачитываться... литературой.
К литературе относиться, готовиться...
О литературе говорить, спорить, рассуждать.
По литературе отставать, провалиться...
Во время литературы, перед литературой, после литературы сделать чтолибо, что-либо произошло.
На литературу идти, пойти, опоздать...
С литературы отпустить, отпроситься, уйти...
Литература (к чему?) к семинару, к докладу, к теме, к статье, к диссертации...
Литература (по чему?) по какому-либо вопросу, по какой-либо теме, по философии.
Список, указатель, перечень, обзор, изучение, знание... литературы.
С литературой знакомиться...
• Именно в Киеве раньше всего и наиболее ярко проявилось расширение сферы применения церковно-славянского языка и распространение его на светскую литературу (Виноградов). Терминология является характерным признаком языка научной литературы.
• Образы романтической литературы необычайно выпуклы, ярки, красочны (Воровский).
• Старшеклассники увлекаются чтением современной литературы. Это изДательство выпускает литературу для Детей и юношества.
• Курс зарубежной литературы нам читал профессор Соколов.
• Какой урок у нас буДет после литературы?
• Васильев припомнил историю вопроса, его литературу (Чехов). СтуДент хорошо знал не только основную, но и Дополнительную литературу по Данной теме.
4. Проблемы
1) Назначение литературы. 2) Литература и жизнь.
З) Положительные и отрицательные герои литературы.
4) Общечеловеческое значение литературы.
5) Авторский замысел и идея литературного произведения.
6) Различное восприятие произведений. 7) Любовь к чтению.
5. Тезисы
1) Литература служит познанию мира и человека.
2) Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.
З) Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.
4) Общечеловеческое значение может приобрести произведение, сочетающее неповторимые народные и общечеловеческие качества.
5) Замысел и идея писателя могут расходиться.
6) Восприятие, оценка произведения зависит от уровня человеческого сознания.
7) Страстные любители книги никогда не одиноки.
6. Афоризмы, крылатые слова, выражения.
1) Чтение — вот лучшее учение (АС. Пушкин).
2) Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание (ВГ. Белинский).
З) Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь (Жорж СанД).
4) Литература воспринимает идеи общества и возвращает ему улучшенными или доведёнными до абсурда (Варлаам Шаламов).
5) Литература есть сон — сон направленный и обдуманный (Хорхе Борхес).
6) Наша литература резко делится на великую и плохую (Андрей Битов).
7) В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своём месте главный герой (Генрих Гейне).
8) Литература — это новости, которые никогда не устаревают (Эзра ПаунД).
9) Литература — это совесть общества, его душа (Д.С. Лихачёв).
10) У писателя только и есть один учитель — сами читатели (НВ. Гоголь).
11) Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека ( Луи де БональД).
12) Кто уничтожает хорошую книгу, убивает сам разум (Джон Мильтон).
13) Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель (Джозеф КонраД).
14) Содержание моей книги — я сам (Мишель Монтень).
7. Аргументы
1) Знакомство с журналистами, писателями, театральными деятелями помогло Крылову в юности расширить кругозор и пополнить своё образование. Юноша целиком и полностью разделял взгляды Радищева, изложенные в книге «Беседа о том, что есть сын отечества». Но новую книгу Радищева, где звучит призыв к возмездию, Крылов не принял: крестьянская революция — это «бунт бессмысленный и беспощадный». Молодой литератор выбрал для себя иной, мирный путь борьбы с деспотизмом и пороками. От острых памфлетов он переходит к басням. Должность писателя — заступаться за народ. Вот единственно возможный путь борьбы с общественным злом.
2) Каков смысл сцены с чтением Евангелия в романе Достоевского «Преступление и наказание»? Дело не в книге, которую Раскольников так ни разу и не раскрыл, но мысль промелькнула в нём: «Разве не могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?» Мысли Сонечки, подкреплённые чтением этой книги, — органичны: «Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя» . Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства, взгляды.
З) В «Автобиографии» Горький рассказывает о своей страсти к чтению. Вспыхнувшая страсть к чтению принесла много унижений, обид и тревог: хозяйка поднимала яростный крик, заметив, что свеча уменьшается. Чтобы прочитать быстрее, приходилось читать ночью. Вскоре Горький понял, что нельзя читать всё подряд, что книги делятся на плохие и хорошие. Однообразие «плохих» начинало раздражать. В настоящих книгах, где были люди живые, правдивые стали для будущего писателя великим праздником.
4) Дом и город — традиционные составляющие булгаковского художественного мира в романе «Белая гвардия». Пространство романа — киевская квартира Турбиных. Мотивы уюта, одухотворённости, божественного тепла закрепляются предметами: скатерть, книга, очаг. Центр этого мира — книга Пушкина «Капитанская дочка» наставление беречь честь и достоинство. Дом, семья, духовные ценности остаются для большинства писателей главной надеждой на возврат нормальной жизни, на сохранение культуры.
8. Текст
(1) Николай Степанович был дома, возился в сарае с каким-то хламом. (2) Они с Романом были хорошо знакомы. (З) Учитель частенько просил механика насчёт машины, съездить куда-нибудь.
(4) — Здравствуйте, Николай Степаныч.
(5) — Здравствуйте, Роман Константинович! (6) Учитель отряхнул пыльные руки, вышел к двери сарая, к свету. — (7) Потерял одну штуку... извозился весь.
(8) — Николай Степаныч, сразу приступил Роман к делу, — слушал я счас сынишку... (9) «Русь-тройку» учит...
(10) - Так.
(11) — И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляются, любуются, можно сказать, дорогу дают — Русь-тройка! (12) Там прямо сравнивается. (13) Другие державы дорогу дают...
(14) - Так...
(15) — А кто в тройке-то? (16) — Роман пытливо уставился в глаза учителю.
(17) Кто едет-то? (18) Кому дорогу-то?..
(19) Николай Степаныч пожал плечами:
(20) — Чичиков едет...
(21) — Так это Русь-то — Чичикова мчит? (22) Это перед Чичиковым шапки все снимают?
(23) Николай Степаныч засмеялся. (24) Но Роман всё смотрел ему в глаза пытливо и требовательно.
(25) — Да нет, — сказал учитель, — при чём тут Чичиков?
(26) — Ну, а как же? (27) Тройке все дают дорогу, все расступаются...
(28) — Русь сравнивается с тройкой, а не с Чичиковым. (29) Здесь имеется... (30) Здесь — движение, скорость, удалая езда — вот что Гоголь подчеркивает. (31) При чём тут Чичиков?
(32) — Так он же едет, Чичиков!
(33) — Ну и что?
(34) — Да как же? (35) Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол... (36) А в тройке — шулер. (37) Какая же тут гордость?
(38) Николай Степаныч, в свою очередь посмотрел на Романа... (39) Усмехнулся.
(40) — Как-то вы... не с того конца зашли.
(41) — Да с какого ни заходи — в тройке-то Чичиков. (42) Ехай там, например... Стенька Разин — всё понятно. (43) А тут — ездил по краю...
(44) — По губернии.
(45) — Ну по губернии. (46) А, может, Гоголь так и имел в виду: подсуроплю, мол: пока догадаются — меня уж живого не будет. (47) А?
(48) Николай Степаныч опять засмеялся:
(49) — Как-то неожиданно вы всё это поняли. (50) Странный какой-то настрой...
(51) Чего вы?
(52) — Да вот влетело в башку!..
(53) — Всё просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, о её судьбе...
(54) — Да это-то я понимаю.
(55) — Ну, а что тогда? (56) Лирическое отступление, конец первого тома... (57) Он собирался второй том писать. (58) Чичикова он уже оставил — для второго тома...
(59) — В тройке оставил-то, вот что меня... это... и заскребло-то. (60) Как же так, едет мошенник, а... (61) Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда... (62) Чёрт его знает, вообще-то! (63) Ведь и так тоже можно подумать, как я.
(64) — Да подумали же... чего ещё? (65) Можно, конечно. (66) Но это уже будет — за Гоголя. (67) Он-то так не думал.
(68) — Ну, его теперь не спросишь: думал он так и ли не думал? (69) Да нет, даже не в этом дело, может не думал. (70) Но вот влетело же мне в голову.
(71) — Надо сказать, что за всю мою педагогическую деятельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так не подумал. (72) И ни.от кого не слышал. — (73) Николай Степаныч улыбнулся. (74) — Вот ведь!.. (75) И так можно оказывается понять. (76) Нет, в этом, пожалуй, ничего странного нет... (77) Вы сынишке-то сказали об этом?
(78) — Нет. (79) Ну, зачем я буду?..
(80) — Не надо... (81) А то ... (82) Не надо.
9. Задания к тексту
1) Из предложений 46—48 выпишите слово, образованное приставочносуффиксальным способом. (догадаются)
2) Из предложений 29—32 выпишите все местоимения. (что, чём, он)
З) Укажите тип связи в словосочетании одну штуку в предложении 7. (согласование)
4) Среди предложений 11—13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (12)
5) Среди предложений 36—46 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений. (42, 46)
6) Среди предложений 35—46 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения. (42, 46)
7) Среди предложений 11—23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (22)
10. Сочинение
Василий Шукшин в своих рассказах создаёт характеры-загаДки. В исходном тексте раскрываются характеры героев — сельского учителя Николая Степановича и механика Романа. Автор обращает наше внимание на проблему восприятия литературы. Шукшина интересует, как герои пропускают через себя, через свою душу текст известного писателя русской литературы — Николая Васильевича Гоголя.
Сельский «чуДак» Роман слушал, как сын учит уроки: он учил «Русь-тройку» из поэмы «Мёртвые Души». Слушал и Думал, наверное, о своей жизни. Автор изображает открытого, наивного, Доверчивого героя. Он вдумался в слова лирического отступления и изумился: на тройке еДет Чичиков?! Вспомнил сельского учителя и решил поДелиться с ним своей Догадкой. Из пытливого, требовательного разговора он так ничего и не узнал. Учитель тверДил Давно заученные догмы, а когДа соприкоснулся с повышенной эмоциональностью Романа, задумался, но так и не мог Дать ответ.
Шукшин исследовал характер естественного человека, который не поДДаётся Догмам. Простой, незамысловатый, импульсивный Роман прикоснулся к загаДке Гоголя. Разгадает ли он её? Мы не знаем. Но точно знаем, что душа у Романа разумная, чувство справеДливости обострённое. И воспринимая правДу литературы, он найДёт смысл своего существования. Наверное, нам передалась уверенность писателя.
Мы ведь тоже учили этот отрывок, тоже «зубрили», а дошло ли до нас такое несоответствие, так и не можем сказать. ПроизвеДения классической литературы многослойны, многоплановы. Конечно, сразу понять смысл произвеДения Гоголя невозможно. Неслучайно автор поэмы посаДил на тройку Чичикова, шулера, мошенника. При всех отрицательных чертах есть в нём особенность, предопределяющая возможность буДущего возрождения. Он, Действительно, способен к Движению, развитию. Жизненный путь героя, человека вообще, России, автора слились. Гоголь помогает нам заДуматься о смысле своего существования.
В литературе известны факты, как герои воспринимали, пропускали через себя, через свою душу прочитанные книги. Татьяна (АС. Пушкин «Евгений Онегин» ) после отъезДа Онегина, захоДит в его кабинет, где о нём напоминает каждая мелочь. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, Делавшимися им на полях любимых книг, перед Татьяной раскрывается внутренний мир героя. Прикоснувшись к книгам, она коснулась души Другого человека и поняла, что кроме любви есть и Другие интересы и стремления. Пушкин показал как в Татьяне благодаря пытливому чтению происхоДит возрождение.
Наша русская литература — наша гордость: в ней запечатлены великие порывы духа. Мы ВХОДиМ в Дивный мир литературы, как в сказочный храм, где ярко горят умы и сердца истинных хуДолсников. В храме, очищая свою душу, мы и в жизни встаём с коленей. Литература возвышает душу человека, создаёт гимн чувству, разуму.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.