Литература
Оценка 4.6

Литература

Оценка 4.6
Лекции
pdf
русский язык
11 кл
27.02.2018
Литература
в данном файле содержатся материалы, которые помогут учителю при подготовке учащихся к сочинению е г э. в файле содержатся аргументы по направлению литература, приведены тезисы к проблемам, афоризмы, крылатые слова и высказывания и пример самого сочинения и текст к нему
ЛИТЕРАТУРА.pdf

Тематический блок 8. Литература, книги, чтение

1.  Ключевые слова

произведение

художественная

изучать

проблемы

классическая

любить

интерес

научно-фантастическая

исследовать

увлечение

современная

зачитываться

беллетристика

иностранная

преподавать

2.  Определение понятия литература

1.                      Совокупность различного рода произведений, закрепленных в письменном слове.

2.                      Вид искусства, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

З. Совокупность художественных произведений (драма, поэзия, проза).

4.                       Искусство слова, воплощённое в художественных произведениях, как предмет изучения в школе, институте.

5.                       Урок, занятие в школе или в другом учебном заведении, па котором изучается этот предмет.

6.                       Совокупность произведений по какому-либо специальному вопросу.

З. Словарь сочетаний

Литература — словесность, письменность, искусство слова, чтение, изящная литература, изящная словесность, художественная литература, беллетристика, чтиво (разг.).

Литература богатая, научная, философская, публицистическая; античная, русская, зарубежная, мировая; предстоящая, дополнительная, необходимая.

Литература (чего?) — Древней Руси; какой-либо эпохи; Англии, какого-либо периода; какого-либо века; предмета, вопроса.

Жанры, произведения, язык, стиль; развитие, расцвет, традиции; знание, чтение, издание, выпуск; список, указатель, перечень, обзор, изучение... литературы.

Изучать, знать; любить; читать, издавать запускать; учить, проходить, готовить, сдавать; пропускать, прогулять, заменить, отменить; искать, подбирать, просматривать, использовать, конспектировать... литературу, О литературе писать; спорить, говорить, рассуждать...

Литература возникла; нравится кому-либо, интересует кого-либо...

Направление, школа, эпоха... в литературе.

Увлечение, увлечённость... литературой.

Страсть, любовь, интерес, склонность, способность, требования... к литературе.

Исследование, работа... по литературе.

Заниматься, интересоваться, увлекаться; зачитываться... литературой.

К литературе относиться, готовиться...

О литературе говорить, спорить, рассуждать.

По литературе отставать, провалиться...

Во время литературы, перед литературой, после литературы сделать чтолибо, что-либо произошло.

На литературу идти, пойти, опоздать...

С литературы отпустить, отпроситься, уйти...

Литература (к чему?) к семинару, к докладу, к теме, к статье, к диссертации...

Литература (по чему?) по какому-либо вопросу, по какой-либо теме, по философии.

Список, указатель, перечень, обзор, изучение, знание... литературы.

С литературой знакомиться...

   Именно в Киеве раньше всего и наиболее ярко проявилось расширение сферы применения церковно-славянского языка и распространение его на светскую литературу (Виноградов). Терминология является характерным признаком языка научной литературы.

   Образы романтической литературы необычайно выпуклы, ярки, красочны (Воровский).

   Старшеклассники увлекаются чтением современной литературы. Это изДательство выпускает литературу для Детей и юношества.

   Курс зарубежной литературы нам читал профессор Соколов.

   Какой урок у нас буДет после литературы?

   Васильев припомнил историю вопроса, его литературу (Чехов). СтуДент хорошо знал не только основную, но и Дополнительную литературу по Данной теме.

4. Проблемы

1) Назначение литературы. 2) Литература и жизнь.

З) Положительные и отрицательные герои литературы.

4)  Общечеловеческое значение литературы.

5)  Авторский замысел и идея литературного произведения.

6)  Различное восприятие произведений. 7) Любовь к чтению.

5. Тезисы

1)                Литература служит познанию мира и человека.

2)                Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.

З) Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.

4)                Общечеловеческое значение может приобрести произведение, сочетающее неповторимые народные и общечеловеческие качества.

5)                Замысел и идея писателя могут расходиться.

6)                Восприятие, оценка произведения зависит от уровня человеческого сознания.

7)                Страстные любители книги никогда не одиноки.

6. Афоризмы, крылатые слова, выражения.

1)                Чтение — вот лучшее учение (АС. Пушкин).

2)                Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание (ВГ. Белинский).

З) Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь (Жорж СанД).

4)        Литература воспринимает идеи общества и возвращает ему улучшенными или доведёнными до абсурда (Варлаам Шаламов).

5)        Литература есть сон — сон направленный и обдуманный (Хорхе Борхес).

6)        Наша литература резко делится на великую и плохую (Андрей Битов).

7)        В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своём месте главный герой (Генрих Гейне).

8)        Литература — это новости, которые никогда не устаревают (Эзра ПаунД).

9)        Литература — это совесть общества, его душа (Д.С. Лихачёв).

10)   У писателя только и есть один учитель — сами читатели (НВ. Гоголь).

11)   Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека ( Луи де БональД).

12)   Кто уничтожает хорошую книгу, убивает сам разум (Джон Мильтон).

13)   Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель (Джозеф КонраД).

14)   Содержание моей книги — я сам (Мишель Монтень).

7. Аргументы

1)                       Знакомство с журналистами, писателями, театральными деятелями помогло Крылову в юности расширить кругозор и пополнить своё образование. Юноша целиком и полностью разделял взгляды Радищева, изложенные в книге «Беседа о том, что есть сын отечества». Но новую книгу Радищева, где звучит призыв к возмездию, Крылов не принял: крестьянская революция — это «бунт бессмысленный и беспощадный». Молодой литератор выбрал для себя иной, мирный путь борьбы с деспотизмом и пороками. От острых памфлетов он переходит к басням. Должность писателя — заступаться за народ. Вот единственно возможный путь борьбы с общественным злом.

2)                       Каков смысл сцены с чтением Евангелия в романе Достоевского «Преступление и наказание»? Дело не в книге, которую Раскольников так ни разу и не раскрыл, но мысль промелькнула в нём: «Разве не могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?» Мысли Сонечки, подкреплённые чтением этой книги, — органичны: «Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя» . Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства, взгляды.

З) В «Автобиографии» Горький рассказывает о своей страсти к чтению. Вспыхнувшая страсть к чтению принесла много унижений, обид и тревог: хозяйка поднимала яростный крик, заметив, что свеча уменьшается. Чтобы прочитать быстрее, приходилось читать ночью. Вскоре Горький понял, что нельзя читать всё подряд, что книги делятся на плохие и хорошие. Однообразие «плохих» начинало раздражать. В настоящих книгах, где были люди живые, правдивые стали для будущего писателя великим праздником.

4) Дом и город — традиционные составляющие булгаковского художественного мира в романе «Белая гвардия». Пространство романа — киевская квартира Турбиных. Мотивы уюта, одухотворённости, божественного тепла закрепляются предметами: скатерть, книга, очаг. Центр этого мира — книга Пушкина «Капитанская дочка» наставление беречь честь и достоинство. Дом, семья, духовные ценности остаются для большинства писателей главной надеждой на возврат нормальной жизни, на сохранение культуры.

8. Текст

(1) Николай Степанович был дома, возился в сарае с каким-то хламом. (2) Они с Романом были хорошо знакомы. (З) Учитель частенько просил механика насчёт машины, съездить куда-нибудь.

(4)             — Здравствуйте, Николай Степаныч.

(5)             — Здравствуйте, Роман Константинович! (6) Учитель отряхнул пыльные руки, вышел к двери сарая, к свету. — (7) Потерял одну штуку... извозился весь.

(8) — Николай Степаныч, сразу приступил Роман к делу, — слушал я счас сынишку... (9) «Русь-тройку» учит...

(10)        - Так.

(11)        — И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляются, любуются, можно сказать, дорогу дают — Русь-тройка! (12) Там прямо сравнивается. (13) Другие державы дорогу дают...

(14)   - Так...

(15)   — А кто в тройке-то? (16) — Роман пытливо уставился в глаза учителю.

(17) Кто едет-то? (18) Кому дорогу-то?..

(19) Николай Степаныч пожал плечами:

(20) — Чичиков едет...

(21) — Так это Русь-то — Чичикова мчит? (22) Это перед Чичиковым шапки все снимают?

(23) Николай Степаныч засмеялся. (24) Но Роман всё смотрел ему в глаза пытливо и требовательно.

(25)   — Да нет, — сказал учитель, — при чём тут Чичиков?

(26)   — Ну, а как же? (27) Тройке все дают дорогу, все расступаются...

(28) — Русь сравнивается с тройкой, а не с Чичиковым. (29) Здесь имеется... (30) Здесь — движение, скорость, удалая езда — вот что Гоголь подчеркивает. (31) При чём тут Чичиков?

(32) — Так он же едет, Чичиков!

(33) — Ну и что?

(34) — Да как же? (35) Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол... (36) А в тройке — шулер. (37) Какая же тут гордость?

(38) Николай Степаныч, в свою очередь посмотрел на Романа... (39) Усмехнулся.

(40)        — Как-то вы... не с того конца зашли.

(41)        — Да с какого ни заходи — в тройке-то Чичиков. (42) Ехай там, например... Стенька Разин — всё понятно. (43) А тут — ездил по краю...

(44)        — По губернии.

(45)        — Ну по губернии. (46) А, может, Гоголь так и имел в виду: подсуроплю, мол: пока догадаются — меня уж живого не будет. (47) А?

(48)   Николай Степаныч опять засмеялся:

(49)   — Как-то неожиданно вы всё это поняли. (50) Странный какой-то настрой...

(51)                Чего вы?

(52)                — Да вот влетело в башку!..

(53)                — Всё просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, о её судьбе...

(54)                — Да это-то я понимаю.

(55)                — Ну, а что тогда? (56) Лирическое отступление, конец первого тома... (57) Он собирался второй том писать. (58) Чичикова он уже оставил — для второго тома...

(59) — В тройке оставил-то, вот что меня... это... и заскребло-то. (60) Как же так, едет мошенник, а... (61) Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда... (62) Чёрт его знает, вообще-то! (63) Ведь и так тоже можно подумать, как я.

(64) — Да подумали же... чего ещё? (65) Можно, конечно. (66) Но это уже будет — за Гоголя. (67) Он-то так не думал.

(68) — Ну, его теперь не спросишь: думал он так и ли не думал? (69) Да нет, даже не в этом дело, может не думал. (70) Но вот влетело же мне в голову.

(71) — Надо сказать, что за всю мою педагогическую деятельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так не подумал. (72) И ни.от кого не слышал. — (73) Николай Степаныч улыбнулся. (74) — Вот ведь!.. (75) И так можно оказывается понять. (76) Нет, в этом, пожалуй, ничего странного нет... (77) Вы сынишке-то сказали об этом?

(78) — Нет. (79) Ну, зачем я буду?..

(80) — Не надо... (81) А то ... (82) Не надо.

9. Задания к тексту

1)               Из предложений 46—48 выпишите слово, образованное приставочносуффиксальным способом. (догадаются)

2)               Из предложений 29—32 выпишите все местоимения. (что, чём, он)

З) Укажите тип связи в словосочетании одну штуку в предложении 7. (согласование)

4)                       Среди предложений 11—13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (12)

5)                       Среди предложений 36—46 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений. (42, 46)

6)                       Среди предложений 35—46 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения. (42, 46)

7)                       Среди предложений 11—23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (22)

10. Сочинение

Василий Шукшин в своих рассказах создаёт характеры-загаДки. В исходном тексте раскрываются характеры героев — сельского учителя Николая Степановича и механика Романа. Автор обращает наше внимание на проблему восприятия литературы. Шукшина интересует, как герои пропускают через себя, через свою душу текст известного писателя русской литературы — Николая Васильевича Гоголя.

Сельский «чуДак» Роман слушал, как сын учит уроки: он учил «Русь-тройку» из поэмы «Мёртвые Души». Слушал и Думал, наверное, о своей жизни. Автор изображает открытого, наивного, Доверчивого героя. Он вдумался в слова лирического отступления и изумился: на тройке еДет Чичиков?! Вспомнил сельского учителя и решил поДелиться с ним своей Догадкой. Из пытливого, требовательного разговора он так ничего и не узнал. Учитель тверДил Давно заученные догмы, а когДа соприкоснулся с повышенной эмоциональностью Романа, задумался, но так и не мог Дать ответ.

Шукшин исследовал характер естественного человека, который не поДДаётся Догмам. Простой, незамысловатый, импульсивный Роман прикоснулся к загаДке Гоголя. Разгадает ли он её? Мы не знаем. Но точно знаем, что душа у Романа разумная, чувство справеДливости обострённое. И воспринимая правДу литературы, он найДёт смысл своего существования. Наверное, нам передалась уверенность писателя.

Мы ведь тоже учили этот отрывок, тоже «зубрили», а дошло ли до нас такое несоответствие, так и не можем сказать. ПроизвеДения классической литературы многослойны, многоплановы. Конечно, сразу понять смысл произвеДения Гоголя невозможно. Неслучайно автор поэмы посаДил на тройку Чичикова, шулера, мошенника. При всех отрицательных чертах есть в нём особенность, предопределяющая возможность буДущего возрождения. Он, Действительно, способен к Движению, развитию. Жизненный путь героя, человека вообще, России, автора слились. Гоголь помогает нам заДуматься о смысле своего существования.

В литературе известны факты, как герои воспринимали, пропускали через себя, через свою душу прочитанные книги. Татьяна (АС. Пушкин «Евгений Онегин» ) после отъезДа Онегина, захоДит в его кабинет, где о нём напоминает каждая мелочь. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, Делавшимися им на полях любимых книг, перед Татьяной раскрывается внутренний мир героя. Прикоснувшись к книгам, она коснулась души Другого человека и поняла, что кроме любви есть и Другие интересы и стремления. Пушкин показал как в Татьяне благодаря пытливому чтению происхоДит возрождение.

Наша русская литература — наша гордость: в ней запечатлены великие порывы духа. Мы ВХОДиМ в Дивный мир литературы, как в сказочный храм, где ярко горят умы и сердца истинных хуДолсников. В храме, очищая свою душу, мы и в жизни встаём с коленей. Литература возвышает душу человека, создаёт гимн чувству, разуму.

Тематический блок 8. Литература, книги, чтение 1

Тематический блок 8. Литература, книги, чтение 1

О литературе говорить, спорить, рассуждать

О литературе говорить, спорить, рассуждать

Афоризмы, крылатые слова, выражения

Афоризмы, крылатые слова, выражения

Однообразие «плохих» начинало раздражать

Однообразие «плохих» начинало раздражать

Как-то вы... не с того конца зашли

Как-то вы... не с того конца зашли

Среди предложений 35—46 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки

Среди предложений 35—46 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки

Наша русская литература — наша гордость: в ней запечатлены великие порывы духа

Наша русская литература — наша гордость: в ней запечатлены великие порывы духа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018