Тема. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.
Цель урока: формировать представление учащихся об
особенностях жанра литературной сказки о животных.
Тип урока: изучение новогоматериала
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному. |
РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия. ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию; КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал
Ход урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Актуализация знаний. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
фронтальная беседа |
Загадка про сказку, беседа (слайд №1) О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица По комнате ходит …. - Объясните, что такое сказка? (слайд №2) - В чем сходства и отличия народных и авторских сказок? Где черпали идеи авторы для своих сказок? -Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3) -Приведите примеры. |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место. |
Проявляют эмоциональную активность к вопросам. |
Наблюдения учителя. |
II. Открытие нового знания. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности 1.Работа с текстом до чтения.
|
Обобщающая беседа.
|
– Откройте с. и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Откуда я узнала, что это сказка? – У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7) – Рассмотрите иллюстрацию на с. . Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете? – Сколько частей в сказке? (5.) (слайд №8) – У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Что нам помогают понять эти слова? – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. Работа с текстом во время чтения Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух. Вопросы после чтения 1-й части. – Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками. – Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.) – Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? – Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) После чтения 2-й части. – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – С чего началась их встреча? – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей. – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. После чтения 3-й части. – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? – Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? – Как отблагодарил её дед? 4-я часть. После чтения 1–2-го абзацев: – Что наказывала нянюшка Ленивице? – Справится ли она с работой? Почему? Предположения детей. После чтения 4-й части. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? 5-я часть. После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) – Справится ли она с этой работой? – Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? Почему? • Выявление первичного восприятия текста. – С кем произошла сказочная история? – Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.) – Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) _ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №9) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |
Отвечают на вопросы учителя Анализ иллюстрации.
Предположения детей
Отвечают на вопросы.
Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулируют полные ответы на вопросы |
Понимают смысл вопросов.
Строят речевые высказывания.
Учатся анализировать, делать выводы, обобщать.
Учатся анализировать, делать выводы, обобщать. |
Подведение учащихся к выводу, с помощью логически построенной цепи вопросов.
Наблюдение.
Наблюдение и обобщение |
V.Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели . |
Обобщающая беседа. |
- Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? (Слайд №10) – Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось? – Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.) – Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский? – Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой? Дети высказываются, учитель сообщает, что этот разговор будет продолжен на следующем уроке.
|
Формулируют полные ответы на вопросы. |
Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы |
|
VI.Домашнее задание.
|
|
1.Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. (Слайд №11) 2. Нарисовать рисунок к этому эпизоду. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.