Литература 4 класс Г.Х.Андерсен Русалочка
Оценка 4.7

Литература 4 класс Г.Х.Андерсен Русалочка

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
12.05.2021
Литература 4 класс Г.Х.Андерсен Русалочка
Литературное чтение Г.Х.Андерсен Русалочка.doc

Литературное чтение 4а

Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Русалочка». (1 урок)

Цели: Обучающиеся должны иметь представление о жизни и творчестве Х. К. Андерсена.

Способствовать развитию навыков: беглого , осознанного, выразительного чтения; развитию речи; самостоятельности мышления обучающихся, сознательному критическому обобщению, аргументированию собственной точки зрения; умений работать в группе.

Способствовать воспитанию познавательного интереса к чтению через литературные произведения.

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации, книги Г.Х.Андерсена, компьютер для

учителя, мультимедийный проектор, учебники.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Психологический настрой:

1) - Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

 

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!

Ты не зритель и не гость

А программы нашей гвоздь!

 

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

А закон у нас такой –

Все в учёбу с головой!

3. Речевая разминка.

2) Работа со скороговоркой: (слайд 1)

Чтение с разной интонацией (., !, ?)

Чтение хором – 3 раза с убыстрением темпа.

1 – 2 ученика «Кто быстрее и чётче».

3) Жужжащее чтение – 1 минута,.

- О чём прочитали?

 

4. Работа по теме урока:

1) Прослушивание песни.

- О ком эта песня?

- Почему его считают великим сказочником? (на доске – портрет АНДЕРСЕНА)

170 сказок написал этот поистине великий сказочник.

 

2) Мозговой штурм. (слайд 4-9)

- Давайте вспомним его сказки.

- Молодцы, название сказок вы знаете. Наверно, ребята, невозможно знать все сказки Андерсена, потому что он написал 170 сказок.

 

3) Сведения об Андерсене (слад 10 – 15)- рассказывает ученик.

 

Работа по учебнику стр. 85 - самостоятельное чтение статьи об авторе.

- Прочитайте сведения об авторе в учебнике.

- Найдите, какова была жизнь автора? (зачитать)

- Каким был он человеком? (зачитать)

Домашнее задание: интересные сведения из жизни Андерсена

 

4) Анаграмма.

- С какой сказкой Андерсена мы сегодня познакомимся?

А У С А К Р Л О Ч (на доске – ребус)

7) Вводная беседа. (Слайд16)

(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)

- Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

- Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.

- А что вы знаете о русалках?

- Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви к человеку.

- Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.

 

- Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.

- Ещё раз прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки.

(Относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой)

1.                              Словарная работа.

- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (Слайд17)

Говорят сначала дети, затем читают со слайда.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

 

4. Работа над сказкой.

1) - Читаем первую часть сказки (читает учитель, подготовленный ученик)

(до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.85 - 86).

- Где разворачивается действие сказки? (в море)

- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? (о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)

- Как вы думаете, кто была младшая внучка? (русалочка, героиня сказки)

- Чем отличалась она от своих сестер?

- Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.

- Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте? (сравнение).

 

2) - Что происходило дальше, мы узнаем из продолжения сказки.

(Чтение по «цепочке») (до слов «Надвигалась буря…» с.86)

- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. (бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность)

- О чем она мечтала?

- Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря?

(Ей интересно самой увидеть леса, города, корабли, людей. Об этом она знает , со слов бабушки и сестёр.)

- Найдите здесь описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.86)

- Какой праздник отмечали на корабле? (день рождения принца)

- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?

(да, потому, что на корабле было красиво, и ей понравился принц)

 

3) ***- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем?

- Как может произойти знакомство?

- Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете, прочитав 1 часть до конца. (Жужжащее чтение)

 

- Расскажите, какой оказалась первая встреча Русалочки с людьми. (пересказ).

- Почему Русалочка спасает принца?

(Она спасает принца, жертвуя собой: «… поплылы между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они её могут раздавить.»).

- Почему Русалочка спасает принца?

(Он ей очень нравится, она испытывает чувство любви и сострадания к человеку, беспомощному перед разыгравшейся стихией.)

 

- Какими чертами характера обладает Русалочка?

(Смелость, доброта, заботится о принце)

- Какими словами из текста это можно подтвердить? (зачитать со слов: “… стала ждать, не придет ли кто - нибудь на помощь бедному принцу”).

 

5. Составление синквейна: (памятки)

Работа в группах.

Правила написания синквейна.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Русалочка

Прехорошенькая, милая, смелая, добрая

Приходилось ждать, поплыла, спасла, стала ждать

Спасение жизни жертвуя собой.

Героиня.

 

6. Рефлексия:

Блиц-опрос.

1.                              Дворец морского царя стоит в самом глубоком море.

2.                              Русалочку воспитывали отец и мать.

3.                              Русалочка была самой старшей сестрой.

4 ) Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.

5) Она была в восторге от людей.

6) Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.

Проверка по ключу в парах. Презентация

 

 

7. Домашнее задание:


Литературное чтение 4а Тема:

Литературное чтение 4а Тема:

Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок

Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок

Почему Русалочка спасает принца? (

Почему Русалочка спасает принца? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021