Реферат на тему:
«Литература английского нонсенса»
Содержание
Введение…………………………………………………………….….. 3
1. Нонсенс – это..…..…..……………………………………...........4
2. Нонсенс - искусство викторианской Англии……..……….…. 5
3. Нонсенс и абсурд: сходства и различия………….……………7
4. Фольклорная традиция в литературе нонсенса…………..…... 8
5. Биография Эдварда Лира…………….…………...……………10
6. Биография Льюиса Кэрролла….………….……………………11
Заключение.……………………………….…………………………….12
Список литературы……………………………………………………..13
Введение
Думай о смысле, а слова придут сами.
Льюис Кэрролл
Литература нонсенса всегда привлекала внимание различных исследователей. Особенно часто к этой теме обращались зарубежные ученые.
Уже в конце XIX века появлялись многочисленные статьи, авторы которые пытались ответить на вопрос, что же такое литература нонсенса. Интересно, что сам термин «литература нонсенса» появился только в начале XX века.
В 1888 году сразу после смерти Э.Лира вышла статья Эдварда Стрэчи «Нонсенс как изящное искусство» (Nonsense as a Fine Art). В ней впервые высказывалось мнение о возможном смысле, нонсенса, который до этого воспринимался исключительно как весёлая бессмыслица для детей, а также о том, что творчество Лира необходимо рассматривать в диахронии и нельзя отделять от предшествующего литературного развития. Литературоведы до сих пор делятся на сторонников чистого нонсенса (Э.Каммаэртс, А.Дэвидсон, Е.Клюев, отчасти Г.К.Честертон, О.Хаксли и другие) и «школу смысла» (Э.Сьюэлл, Ж.Делёз, Ж.-Ж.Лесеркль, К.Райхерт, В.Ноукс и другие). Последние, стараясь отыскать заложенный в литературе нонсенса смысл, используют различные подходы: исторический, биографический, фрейдистский, символистский и другие.
Цель данного реферата:
· Ознакомление с нонсенсом английской литературы.
Задачи:
1. Обозначить понятие «нонсенс»;
2. Определить место нонсенса в историческом развитии английской детской литературы;
3. Рассмотреть лимерик Э.Лира и Льюиса Кэрролла.
1. Нонсенс – это
Нонсенс – литературное направление, возникшее в Великобритании в Викторианскую эпоху. Традиционно оно представляется отрицательной реакцией на уклад жизни Англии XIX века. Тогда как именно время правления королевы Виктории оказывается наиболее благоприятным для создания чистого нонсенса Лира Э. и Кэрролла Л. Искусство двойственное, неоднозначное во многих отношениях. С одной стороны, оно представляется смелым, даже можно сказать бунтарским, с другой, это искусство ограниченное (исторически, географически и даже этнически). Целевая аудитория нонсенса – дети, но он оказывается не менее интересен и взрослым. Причиной чего чаще всего называют «интеллектуальный характер нонсенса». Расцвет этого вида искусства приходится на XIX век, когда одной из основных добродетелей в английском обществе считалось следование общим правилам, соблюдение приличий. На фоне общей определенности человеческой жизни, нонсенс выделяется своим свободным характером.
2. Нонсенс - искусство викторианской Англии
Нонсенс - родственное абсурду явление. Наиболее ярко он представлен в культуре Великобритании. Его расцвет приходится на Викторианскую эпоху, известную своей строгостью, поклонением морали, долгу, вниманием к общественному мнению и другими ограничениями, определявшими жизнь англичан в XIX веке.
Основателями традиции нонсенса считаются Эдвард Лир (1812-1888) и Льюис Кэрролл (1832-1898).Но важно помнить, что нонсенс существовал в английской культуре и до их появления. Ноэль Малькольм в работе «Происхождение английского Нонсенса» (1998) последовательно опровергает тезис о появлении последнего лишь в XIX веке. Он также доказывает необоснованность другого распространенного заблуждения, что нонсенс – вневременная универсальная категория неопределенного происхождения, примеры которой можно встретить в разных культурах, подчеркивая, что нонсенс – создание конкретных писателей и поэтов, имеющее свою историю развития.
После недолгого расцвета в позднем Средневековье литературный нонсенс был «переизобретен» в Англии в начале XVII века , но «увял» к концу того же столетия, до своего триумфального возвращения в XIX веке. В ХХ веке были многочисленные попытки подражания нонсенсу, а также отказа от старых литературных и эстетических норм и создания новых с помощью этой категории, но чистого нонсенса уже не было. В качестве источников поэзии нонсенса, исследователь выделяет целый ряд разнородных явлений: подчеркнуто напыщенные литературные стили (fustian, bombast, canting), сатира, пародия, макаронические стихи (macaronics), литературный метод impossibilia (изменение естественного порядка вещей), бессвязная речь (gibberish), сон, безумие, фольклор и карнавал. Малькольм подчеркивает: «Нельзя сказать, что какой-либо из этих жанров, форм и методов стал причиной появления поэзии нонсенса. Но все вместе они составляют большую часть того ряда средств, которым пользовался литературный нонсенс».
Среди «отцов» нонсенса Малькольм называет Джона Хоскинса (1566-1638), Джона Тэйлора (1580-1654) и Томаса Нэша(1567-1601). Он подчеркивает, что до XIX века жанры и формы, подготовившие появление поэзии нонсенса, а также элементы самого нонсенса можно найти не только в английской, но также немецкой, французской и испанской литературе. Но хотелось бы отметить, что примеры нонсенса, которые Малькольм приводит в своей работе, созданные до XIX века, скорее подтверждают тезис о том, что характерные приемы чистого нонсенса использовались в литературе задолго до того, как сформировалось это направление. Оно возникает не в вакууме, а в рамках именно английской культуры XIX века, некоторые характерные признаки которой, соответственно, наследует.
Поведение викторианцев было вне нравственных категорий, вне противопоставлений «мудрость-глупость», «правда-неправда», «добро-зло».
Преступить законы этики считалось не таким страшным преступлением, как нарушить правила социальной игры, которые строго определяли, как следовало одеваться, что и в какое время дозволялось делать и даже, о чем говорить представителям разных сословий. Пространственная и временная отграниченность, характеризующая поведение в Викторианскую эпоху, также является отличительным признаком любой игры-нонсенса с Викторианской эпохой.
Отличительным признаком нонсенса является его игровой характер. Игра определяет в этом искусстве почти все: героев, сюжет, форму произведения, его языковые и стилевые особенности. Даже само художественное произведение становится игрушкой и для читателя, и для автора. Лир Э. и Кэрролл Л. играют не только со своим родным языком, со своими героями, но и со всем произведением в целом и даже с читателем. Они часто задают ему загадки, но не подсказывают и не дают на них ответов. Именно поэтому подобная поэзия находит такой живой отклик в детской аудитории. Игра – естественная среда обитания ребенка. Для него – это та сфера, в которой он может проявить себя, свои знания настоящей жизни, проверить или осознать какие-то законы окружающего его мира. Несмотря на кажущуюся хаотичность, как и любая игра, «литература нонсенса есть «игра по правилам». Основное правило чистого английского нонсенса – неизменная форма и структура текста. Например, обращаясь к жанру лимерика, поэты всегда строго соблюдают количество строк , рифму (aaba) и часто подгоняют под устойчивую форму содержание стихотворения. Также поступают и переводчики лимериков, которые, боясь изменить текст лимериков, охотно меняют их содержание.
Старика, что сидел на осине,
Муха мучила невыносимо.
И жужжала та муха
Прямо в самое ухо
Старику, что сидел на осине.
(Э.Лир Пер.М.Фрейдкин )
3. Нонсенс и абсурд: сходства и различия
Понятие абсурда имеет древнюю историю, связанную в основном с философией, риторикой, логикой, но входит в литературу лишь в XX веке. Художественный абсурд носит, как правило, междискурсивный характер, обнаруживая связь с гносеологической проблематикой. Он возникает в так называемые кризисные эпохи и направлен на деконструкцию какой-либо односторонней или ложной идеи путем доведения её до логического предела (reduction ad absurdum).
Литература нонсенса, в отличие от абсурда, имеет чёткие пространственно-временные границы (Великобритания, 1840-е—1880-е годы), акцентирует кризис сознания в форме кризиса языка, развивается преимущественно в области детской литературы и сохраняет тесную связь с фольклором. Наиболее последовательно принципы литературы авторского нонсенса разработаны в творчестве двух писателей: Э.Лира и Л.Кэрролла. В данной работе нонсенс определяется как особый юмористический дискурс детской литературы, имеющий сверхжанровую природу и опирающийся на фольклорную традицию. Междужанровая природа нонсенса определяет его способность к трансформации, когда в творчестве одних авторов он выступает как жанр (Э.Лир), а у других - как художественный приём (Л.Кэрролл).
4. Фольклорная традиция в литературе нонсенса
О её фольклорных корнях писали Л.И.Скуратовская, Н.М.Демурова, А.А.Бурцев, Н.В.Соболева, Е.Клюев, Ж.-Ж. Лесеркль, Э.Каммаэртс, Е.Сьюэлл и другие. Она проходит классический для детской литературы путь развития: от заимствования фольклорных жанров, сюжетов, героев до развития авторских форм и приемов создания художественности.
Отношения нонсенса к фольклору, как и ко всему, что используется его авторами, строятся по парадигме «свержения-поддержки» (Ж.-Ж.Лесеркль). Все фольклорные элементы, используемые Лиром и Кэрроллом, включаются в «игру в нонсенс» (Е.Сьюэлл): сохраняют особые узнаваемые черты оригинала и одновременно подвергаются определенным неизбежным изменениям. Нонсенс использует фольклорные детские стишки и пастушьи считалки, рассказы о животных, сказки, лимерики, школьные стишки, пословицы, поговорки, народное песенное творчество, сказки, фольклорные сюжеты, образы и даже хронотоп.
Он наследует от народной культуры (особенно той её части, которая ориентирована на ребёнка, и героями которой являются чудаки и дураки) пренебрежение
дидактикой и поучением, обязательные юмористические и игровые элементы разного рода, «нарочито озорное отклонение от реальности» (Н.М.Демурова), недоверие к здравому смыслу, бессмыслицу, приём отчуждения
Литературный, то есть авторский нонсенс — явление родственное понятию карнавального гротеска, разработанному М.М.Бахтиным и имеющему фольклорные корни. Гротеск, вытесненный за рамки официальной культуры в классическую эпоху, был возрожден и переосмыслен в предромантизме и раннем романтизме. Э.Лир и Л.Кэрролл в своём творчестве последовательно развивают многие карнавальные традиции и особенности гротескной образности: двумирность, игровое начало, логику «обратности» (М.М.Бахтин), характерную также и для фольклора, взаимопроникновение игры и жизни, юмор, универсальность, тематическую всеохватность, пародийное начало, нарушение традиционных связей и традиционной коммуникации, тип персонажа (чудаки), положительный (утверждающий) пафос, замкнутость, создание особого языка и речи (их карнавализация). К гротеску литература обращается, как правило, в эпохи культурных кризисов и нарастания исторического критицизма. Карнавальный гротеск, как и нонсенс, относится к юмористической культуре, соответственно, для их понимания важна категория смеха.
Все эти признаки эстетики гротеска развиваются в литературном нонсенсе с учётом достижения предшествующих культурных эпох (Средневековье, Просвещение, Романтизм), викторианского контекста, а также особенностей английской Детской литературы.Во второй главе — «Нонсенс Эдварда Лира» - осуществляется литературоведческий анализ творчества Э.Лира прежде всего в аспекте его взаимоотношений с фольклором, а также в контексте личной, социальной и литературной биографии художника.
5. Биография Эдварда Лира
Эдвард Лир (1812—1888) — английский художник и поэт, один из основоположников «поэзии бессмыслицы» , автор многочисленных популярных абсурдистских лимериков. Родился 12 мая 1812 года в лондонском предместье Хайгейт.
Он был 20-м ребёнком в семье, и его воспитанием занималась старшая сестра Энн. Когда Эдварду было 15 лет, он вместе с сестрой обосновался в отдельном доме. Будучи талантливым художником, Лир начал работать книжным иллюстратором. В возрасте 19 лет он выпустил свою первую книгу «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев» (Illustrations of the Family of Psittacidae, or Parrots, 1830). С детства у Лира было слабое здоровье — он страдал эпилепсией, астмой, а в зрелом возрасте к этому добавилась ещё и частичная потеря зрения. В 1846 году Лир выпустил «Книгу нонсенса» («A Book of Nonsense» — переводится также как «Книга чепухи» или «Книга бессмыслиц»), включавшую забавные лимерики. Вскоре этот жанр приобрёл значительную популярность. Стиль и сюжеты нонсенса Лира оказали влияние на творчество его современника — Льюиса Кэррола, на французских сюрреалистов, русских обэриутов (поклонником Лира был Даниил Хармс). Поэт скончался 29 января 1888 года.
Личность Эдварда Лира известна своей противоречивостью: страдая тяжелым заболеванием, он одновременно обладал необыкновенной трудоспособностью, обостренное сознание одиночества сочеталось в нем с общительностью, обаянием и чувством юмора, стеснительность и неуверенность в себе с эксцентричностью. Семантическая неоднозначность -одна из отличительных черт созданной им литературы нонсенса. События его жизни определили многие темы его творчества (взаимоотношения человека с обществом и природой, странствия, семейные отношения, одиночество, ностальгия и другие) и особенности его персонажей, не только личностные, но и внешние.
6. Биография Льюиса Кэрролла
Родился 27 января 1832 г. в деревушке Дарсбери (графство Чешир) в большой семье сельского священника.
Ещё в детстве Чарлз увлекался литературой; он устроил собственный театр марионеток и сочинял для него пьесы. Будущий писатель хотел стать священником, как и его отец, поэтому поступил в Оксфордский университет на богословский факультет, но там увлёкся математикой. Затем он четверть века преподавал математику в оксфордском Крайсчёрч-колледже (1855—1881 гг.).4 июля 1862 г. молодой профессор Доджсон отправился на прогулку с семьёй своих знакомых Лидделлов. Во время этой прогулки для Алисы Лидделл и двух её сестёр он рассказал сказку о приключениях Алисы. Чарлза убедили записать придуманную им историю. В 1865 г. «Алиса в Стране чудес» вышла отдельной книжкой. Однако Доджсон, к тому времени уже принявший сан священника, не мог подписать её своим именем. Он взял псевдоним Льюис Кэрролл. Сам автор считал «Алису» сказкой для взрослых и только в 1890 г. выпустил её детский вариант. После выхода первого издания сказки от читателей пришло множество писем с просьбой продолжить увлекательную историю. Кэрролл написал «Алису в Зазеркалье» (вышла в 1871 г.). Познание мира через игру, предложенное писателем, стало распространённым приёмом в детской литературе. Книги об Алисе не единственные произведения Кэрролла.
В 1867 г. он единственный раз в жизни покинул Англию, вместе со своим другом отправившись в Россию. Полученные впечатления Кэрролл описал в «Русском дневнике». Он написал также стихотворения для детей и книгу «Сильвия и Бруно».Сам писатель называл свои сочинения нонсенсом (бессмыслицей) и не придавал им значения. Главным делом жизни он считал серьёзный математический труд, посвящённый древнегреческому учёному Евклиду. Современные специалисты считают, что основной научный вклад Доджсон внёс своими трудами по математической логике. А дети и взрослые с удовольствием читают его сказки.
Умер писатель 14 января 1898 г. в Гилфорде
Заключение
Творчество Лира и Кэрролла кроме специальных исследований также рассматривается в их многочисленных биографиях. Первая биография Л.Кэрролла «Жизнь и письма Льюиса Кэрролла» (Life and Letters of Lewis Carroll) вышла в конце 1898 года, через несколько месяцев после его смерти. Её издал его племянник Стюарт Доджсон Коллингвуд (1870-1937), при создании используя архив писателя. Последующие биографы во многом опирались на эту работу. Она была довольно идеализированной и поддерживала многие мифы о Кэрролле, созданные его современниками. Его последующие биографы либо развивали этот миф (Д.Падни, Р.Л.Грин), либо наоборот посвящали свою работу его развенчанию (Х.Лебейли, К.Линч, Н.М.Демурова).
Первой самостоятельной отечественной работой, посвященной литературе нонсенса, является книга «Литература абсурда и абсурд литературы».
Подводя итоги, хотелось бы еще раз отметить черты Викторианской эпохи, которые обусловили появление такого неоднозначного вида искусства как чистый нонсенс. Сама жизнь викторианцев – реальное воплощение нонсенса – явилась основой для этого искусства, обрела в нем свою художественную форму. В ней соединяются строгое следование формальным законам, соблюдение внешних приличий с извечным английским стремлением к эксцентрике. Именно логичность и последовательность на поверхностном уровне в союзе с абсолютно бессмысленным содержанием есть суть чистого нонсенса. Он подготовлен не только движением общественной, политической и социальной жизни, но и развитием культуры. Важно, что нонсенс – это не просто выступление поэтов против своего бездушного времени, не просто стремление укрыться от него в мире фантазии, как принято считать. Это направление одновременно поддерживает Викторианскую Англию, дает новую жизнь ее основным законам и принципам. Так же как до этого сама эпоха правления королевы Виктории дала жизнь чистому нонсенсу.
И всё же, что такое нонсенс? Это лишенное смысла произведение.
Список литературы
1) Кружков Г.Н. «Книга NONсенса. Английская поэзия абсурда»
2) http://lir.ramot.ru/limeriki/lim1.htm
3) Лир Э. «Лимерики» 2008г.
4)
Кэролл Л. «Биография»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.