ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОБЗР
Федотов Александр Петрович, преподаватель ОБЗР, БЖД и физической культуры ГАПОУ «ЧТТПиК» Минобразования ЧР, г. Чебоксары
Аннотация: В статье рассматриваются современные методы и подходы к формированию у обучающихся знаний об информационной безопасности на уроках "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР). Анализируется роль информационной безопасности в развитии у студентов способности критически оценивать и правильно использовать информацию, понимать основные угрозы и уметь их предотвращать. Особое внимание уделено интерактивным и практическим методам обучения, направленным на повышение цифровой грамотности, развитие критического мышления и безопасного поведения школьников в сети.
Ключевые слова: информационная безопасность, основы безопасности и защиты Родины, цифровая грамотность, интернет-безопасность, критическое мышление.
В современном цифровом мире вопрос информационной безопасности приобретает особую актуальность. Подростки проводят значительную часть времени в интернете, где подвергаются различным угрозам: от мошенничества и вирусных атак до распространения дезинформации и кибербуллинга. В этих условиях формирование знаний об информационной безопасности становится важной задачей, и уроки "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР) играют значимую роль в этом процессе. Преподавание основ информационной безопасности на уроках ОБЗР помогает учащимся развивать осознанное и ответственное отношение к использованию цифровых технологий, что необходимо для безопасного поведения в сети.
Информационная безопасность включает широкий круг вопросов, таких как защита персональных данных, правила безопасного общения в сети, способы предотвращения кибератак, а также умение распознавать дезинформацию. Одной из основных задач преподавателя ОБЗР становится объяснение студентам рисков, с которыми они могут столкнуться в интернете, а также обучение их практическим навыкам защиты личной информации. Важно, чтобы обучающиеся осознавали: все данные, которые они публикуют в интернете, могут быть использованы третьими лицами. Преподаватель может объяснить, почему нельзя распространять в сети личную информацию (адрес, номер телефона и т. д.) и почему даже кажущиеся безобидными публикации могут стать угрозой для безопасности.
Эффективное обучение информационной безопасности требует использования интерактивных методов, поскольку только практические занятия позволяют закрепить полученные знания и превратить их в реальные навыки. Одним из подходов является моделирование ситуаций, в которых обучающиеся учатся действовать в случае потенциальных угроз. Например, преподаватель может предложить сценарии фишинговых атак, когда учащимся предстоит отличить безопасное письмо от мошеннического. Такая форма обучения помогает студентам понять, что угрозы в сети могут быть скрыты и замаскированы под обычные сообщения, и учит их быть более внимательными к получаемой информации.
Курс ОБЗР предоставляет широкие возможности для использования проектной деятельности. Один из примеров проекта — анализ угроз в социальной сети, которой активно пользуются обучающиеся. Студенты могут собирать информацию о правилах безопасности конкретной сети, исследовать функции защиты и способы ограничения доступа к личной информации, а затем делать выводы и представлять их на занятиях. Такая деятельность позволяет обучающимся лучше понять механизмы защиты в цифровом пространстве и осознать, как они могут контролировать доступ к своим данным. Это также развивает их критическое мышление и аналитические способности, которые необходимы для объективной оценки информации.
Современные информационные угрозы охватывают не только технические аспекты, но и вопросы дезинформации и пропаганды, с которыми сталкиваются пользователи интернета. Важно, чтобы студенты были способны критически оценивать новости и сообщения, которые они получают из различных источников. На уроках ОБЗР преподаватель может обучить студентов проверке достоверности информации: от анализа источников до поиска первоисточников и сравнения данных из разных источников. Примером практического задания может быть работа с новостями: студенты делятся на группы, каждая из которых анализирует одну и ту же новость из разных источников, выявляя возможные искажения или разницу в подаче информации. Такое задание не только обучает ребят навыкам анализа, но и помогает осознать, как важно уметь отличать правдивую информацию от ложной.
Также необходимо рассмотреть проблему кибербуллинга и психологического воздействия на обучающихся в интернет-среде. В последние годы возросло число случаев психологического давления и травли среди подростков, особенно в социальных сетях и мессенджерах. Преподаватель ОБЗР может рассказать о признаках кибербуллинга, объяснить, как правильно реагировать на агрессивные сообщения и куда обращаться за помощью. Обучение безопасному поведению в интернете также подразумевает развитие навыков самообороны и уверенности в себе. Важно, чтобы обучающиеся понимали, что они не одиноки и что в случае кибербуллинга могут получить поддержку как от взрослых, так и от других пользователей, а также обратиться к преподавателю или родителям.
Преподавателю ОБЗР также следует использовать возможности цифровых технологий для повышения эффективности обучения информационной безопасности. Например, онлайн-платформы, интерактивные тренажеры и образовательные приложения, которые позволяют проводить тренировки и тесты в условиях, приближенных к реальным. Цифровые тренажеры дают обучающимся возможность на практике отработать навыки распознавания угроз, что особенно полезно, поскольку студенты могут безопасно тренироваться в цифровой среде. Кроме того, использование видеоматериалов и инфографики помогает сделать уроки более наглядными, что способствует лучшему усвоению материала.
Вопрос информационной безопасности напрямую связан с этическими аспектами использования интернета. На уроках ОБЗР важно воспитывать у студентов чувство ответственности за свои действия в сети, формировать у них культуру цифрового общения и понимание прав и обязанностей в онлайн-пространстве. Этика поведения в интернете подразумевает, что каждый человек несет ответственность не только за свою безопасность, но и за безопасность других. Преподаватель может обсудить с обучающимися вопросы авторского права, уважения к личной информации других пользователей и негативных последствий нарушения этических норм в сети. Важно, чтобы студенты понимали: каждый их шаг в интернете оставляет "цифровой след", который может оказать влияние на их будущее.
Таким образом, формирование представлений об информационной безопасности на уроках ОБЗР требует комплексного подхода, включающего обучение техническим навыкам, развитие критического мышления и воспитание ответственного отношения к цифровому пространству. Современные методы преподавания, такие как интерактивные задания, моделирование ситуаций и проектная деятельность, помогают сделать обучение более эффективным и интересным для студентов. Важно, чтобы преподаватель ОБЗР не только давал теоретические знания, но и побуждал их к активному участию, креативности и осознанному выбору своего поведения в интернете. Таким образом, обучение основам информационной безопасности на уроках ОБЗР способствует формированию у подрастающего поколения устойчивых навыков защиты и ответственного отношения к своим действиям в цифровой среде.
Список литературы
1. Грязнова Е. В. Цифровая культура как важный элемент курса ОБЖ / Е. В. Грязнова, М. А. Картавых, В. А. Картавых, К. В.Невмянов // Перспективы науки. — 2020. — №11(134). — с. 98-100.
2. Тенитилова К.С. Проблема формирования культуры информационной безопасности при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» / К.С.Тенитилова, С.А. Копылов, В.Г. Беляева [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №4 (130 URL: https://research-journal.org/archive/4-130-2023-april/10.23670/IRJ.2023.130.12 (дата обращения: 28.10.2024). — DOI: 10.23670/IRJ.2023.130.12
3. Щетинина, Е. С. Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности / Е. С. Щетинина. —:непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40745/ (дата обращения: 28.10.2024).
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.