Индивидуальный проект «Наводнение. Действия населения при наводнении»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 10.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуальный проект о формировании умения человека действовать в борьбе с природной стихией -наводнением, за свое выживание - это основа его успеха в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья.
Иконка файла материала ПРОЕКТ.docx

БПОУ …….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-познавательный проект

«Наводнение. Действия населения при наводнении»

 

 

 

 

 

 

Выполнили:  …………………….

 

Руководитель проекта: преподаватель 

Битель С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г………..

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………. ………………………

3

1.НАВОДНЕНИЕ КАК СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

 

1.1. Наводнения ………………………………………………………………..

5

 1.2.Типы наводнений………………………………………………………….

6

 1.3. Классификация наводнений по масштабу………………………………

7

       1.4.Характеристики наводнения……………………………………………..

8

       1.5.Причины наводнения……………………………………………………..

9

       1.6. Поражающие факторы и последствия наводнений……………………

10

2. ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗЕ НАВОДНЕНИЯ

 

        2.1. Меры защиты от наводнений……………………………………..........

11

        2.2. Оперативные предупредительные меры……………………………….

11

        2.3. Действия населения при угрозе наводнений…………………………..

12

        2.4. Правила поведения и порядок действий населения при наводне­нии..

12

        2.5. Наводнение на севере Омской области………………………………..

14

3.ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ………………………………………………

16

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА…………………………………………………..

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

20

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


           Может случиться так, что человек неожиданно, помимо  своей воли. В силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Это вынужденная автономия  человека в природной среде. Наши предки с удивлением смотрели на людей, не умеющих выживать в лесу - месте, которое испокон веков кормило людей. Но сегодня подавляющее большинство людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способно умереть от голода и холода. Знание основ выживания для каждого человека обязательно.

Под выживанием следует понимать целесообразные активные действия, которые направлены на сохранение здоровья, жизни и работоспособности при условиях автономной жизнедеятельности. Большой опыт свидетельствует о том, что люди способны перенести  самые тяжкие условия природной среды в течение довольно длительного времени. Но человек, к этим условиям не привыкший, в них впервые попавший, оказывается не приспособленным к этой жизни. 

Умение человека действовать в борьбе с природной стихией за свое выживание - это основа его успеха в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья.  В первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий, наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.

Цель проектной работы: содействовать формированию знаний, необходимых для выживания человека в экстремальной ситуации, а конкретно при наводнениях.

Задачи:

1.       Способствовать расширению кругозора  о наводнениях (типы, виды, характеристики, причины наводнений).

2.       Познакомиться  с различными типами поведения человека в момент экстремальных ситуаций.

3.       Выяснить уровень знаний о правилах поведения при наводнении среди одногруппников.

4.       Способствовать  формированию  у студентов навыков правильного поведения при наводнениях путем ознакомления с собранной информацией: презентацией, памяткой о правилах поведения при наводнении.

5.       Составить памятку в виде буклета для студентов и родителей.

 

Гипотеза: мы предполагаем, что если будешь знать правила «Как  вести себя при наводнениях», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях в экстремальной ситуации.

Объект исследования: поведение человека в ЧС при наводнениях.

Предмет исследования: наводнения,  их типы.

Методы исследования:

-сбор информации, анализ информации;

-синтез информации (обобщение собранных и проанализированных сведений);

-проведение тестирования;

-ознакомление студентов с собранной информацией.

 

Практическая  значимость: результаты нашего исследования можно использовать на уроках ОБЖ и вынужденной экстремальной ситуации, классных часах, родительских собраниях.

Продукт проектапамятка «Правила поведения при паводке, наводнении»,  памятка в виде буклета «Действия населения при паводковом затоплении».

 

1.     НАВОДНЕНИЕ КАК СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ.

 

1.1.          Наводнение.

 

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п. К особому типу относятся наводнения, вызываемые ветровым нагоном воды в устья рек. Наводнения приводят к разрушениям мостов, дорог, зданий, сооружений, приносят значительный материальный ущерб, а при больших скоростях движения воды (более 4 м/с) и большой высоте подъема воды (более 2 м) вызывают гибель людей и животных.

Основной причиной разрушений являются воздействия на здания и сооружения гидравлических ударов массы воды, плывущих с большой скоростью льдин, различных обломков, плавсредств и т.п. Наводнения могут возникать внезапно и продолжаться от нескольких часов до 2-3 недель.

А также существуют причины, вызванные человеческой деятельностью. В последние столетия, в особенности в ХХ веке, все большую роль в увеличении частоты и разрушительной силы наводнений играют антропогенные факторы. Среди них в первую очередь следует назвать сведение лесов (максимальный поверхностный сток возрастает на 250-300 %), нерациональное ведение сельского хозяйства. Значительный вклад в усиление интенсивности паводков и половодий внесли: продольная распашка склонов, переуплотнение полей при использовании тяжелой техники, переполивы в результате нарушения норм орошения. Примерно втрое увеличились средние расходы паводков на урбанизированных территориях в связи с ростом водонепроницаемых покрытий и застройкой. Существенное увеличение максимального стока связано с хозяйственным освоением пойм, являющихся природными регуляторами стока.

Помимо сказанного следует назвать несколько причин, непосредственно приводящих к формированию наводнений: неправильное осуществление паводкозащитных мер, ведущее к прорыву дамб обвалования, разрушение искусственных плотин, аварийные срабатывания водохранилищ и другие.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

 

1.2.          Типы наводнений.

 

Половодье - периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, обычно вызываемый весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками. Затапливает низкие участки местности. Половодье может принимать катастрофический характер, если инфильтрационные свойства почвы значительно уменьшились за счет перенасыщения её влагой осенью и глубокого промерзания в суровую зиму. К увеличению половодья могут привести и весенние дожди, когда его пик совпадает с пиком паводка.

Паводок - интенсивный сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при оттепелях. В отличие от половодий, паводки могут повторяться несколько раз в году. Особую угрозу представляют так называемые внезапные паводки, связанные с кратковременными, но очень интенсивными ливнями, которые случаются и зимой из-за оттепелей.

Затор - закупоривание русла неподвижным ледяным покровом и нагромождением льдин во время весеннего ледохода в сужениях и на излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и выше него. Заторные наводнения образуются в конце зимы или начале весны, и возникают из-за не одновременного вскрытия больших рек, протекающих с юга на север. Вскрывшиеся южные участки реки в своем течении запруживаются скоплением льда в северных районах, что нередко вызывает значительное повышение уровня воды. Заторные наводнения характеризуются высоким и сравнительно кратковременным подъёмом уровня воды в реке.

Зажор - ледяная пробка, скопление внутриводного, рыхлого льда во время зимнего ледостава в сужениях и на излучинах русла, вызывающее подъем воды на некоторых участках выше уровня основного русла реки. Зажорные наводнения образуются в начале зимы и характеризуются значительным, однако, меньшим чем при заторе, подъёмом уровня воды и более значительной продолжительностью наводнения.

Ветровой нагон - это подъем уровня воды в морских устьях крупных рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озёр, водохранилищ, вызванный воздействием сильного ветра на водную поверхность. Характеризуются отсутствием периодичности, редкостью и значительным подъёмом уровня воды, а также, как правило, кратковременностью. Наводнения такого типа наблюдались в Ленинграде (1824, 1924), Нидерландах (1953).Впрочем, этот тип наводнений очень кратковременен.

 

1.3.          Классификация наводнений по масштабу.

 

Низкие (малые) - они наблюдаются на равнинных реках. Охватывают небольшие прибрежные территории. Затопляется менее 10 % сельскохозяйственных угодий. Почти не нарушают ритма жизни населения. Периодичность повторения 5-10 лет, с причинением незначительного ущерба.

Опасные - наносят ощутимый материальный и моральный ущерб, охватывают сравнительно большие земельные участки речных долин, затапливают примерно 10-20 % сельскохозяйственных угодий. Существенно нарушают хозяйственный и бытовой уклад населения. Приводят к частичной эвакуации людей. Повторяемость 20-25 лет.

Особо опасные - наносят большой материальный ущерб, охватывая целые речные бассейны. Затапливают примерно 50-70 % сельскохозяйственных угодий, некоторые населённые пункты. Парализуют хозяйственную деятельность и резко нарушают бытовой уклад жизни населения. Приводят к необходимости массовой эвакуации населения и материальных ценностей из зоны затопления и защиты наиболее важных хозяйственных объектов. Повторяемость 50-100 лет. Яркий тому пример - наводнение в Томске в 1947 году.

Катастрофические - приводят к гибели людей, непоправимому экологическому ущербу, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких водных систем. Затапливается более 70 % сельскохозяйственных угодий, множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. При этом полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность, временно изменяется жизненный уклад населения. Эвакуация сотен тысяч населения, неизбежная гуманитарная катастрофа требует участия всего мирового сообщества, проблема одной страны становится проблемой всего мира. В случае близкого расположения города к реке, испытывающей наводнение, на не очень высоком месте, как правило, затапливает и его.

 

1.4.          Характеристики наводнения.

 

         Площадь затопления — размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности.

         Продолжительность затопления — время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.

         Скорость подъема уровня воды — величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному уровню.

 

 

1.5.          Причины наводнения.

 

Причины наводнения:

1.     Обильные и продолжительные дожди. чаще всего происходит в районах с тёплым климатом и высокой влажностью воздуха. В регионах с умеренным и холодным климатом большое количество осадков выпадает гораздо реже, а в областях с сухим климатом наводнения происходят реже всего.

2.         Таяние ледников и снега. Очень часто именно таяние снега приводит к тому, что реки выходят из берегов и затопленными оказываются целые населённые пункты.

3.         Поднятие дна. Донный рельеф постоянно изменяется, в дельтах и устьях рек скапливаются минеральные отложения. Уровень воды в этом случае поднимается очень медленно, к тому же бедствие можно предотвратить, если вовремя почистить русло.

4.         Цунами. Гигантские волны возникают в результате вулканической деятельности. Поэтому именно цунами становятся причиной самых страшных бедствий. Появление больших волн в озёрах или заливах могут спровоцировать оползни.

5.         Сильные ветра и ураганы. Ветер может стать причиной образования мощных волн на морском побережье или нагнать большое количество речной воды на отдельных участках речного русла.

6.         Подземные воды. В результате тектонических сдвигов или локальных разрушений земной коры, подземные воды могут выйти на поверхность.

7.         Сели. Именно они становятся основной причиной разлива горных рек. В некоторых случаях реки полностью выходят из русла.

8.     Аварии на гидротехнических сооружениях. Прорыв плотины или авария на гидростанции может иметь катастрофические последствия.

9.     Человеческий фактор. И это не только техногенные катастрофы, к серьёзному наводнению может привести даже неправильно устроенная ливневая канализация.

 

1.6.          Поражающие факторы и последствия наводнений.

 

Основными поражающими факторами наводнений являются поток воды, затопление территории, скорость нарастания уровня паводковых вод, скорость движения воды, размыв и смыв грунта в зонах затопления, заражение и загрязнение местности.

При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: заболевания людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания), пожары (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов), обрушение зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания), подъем грунта, разрушение коммуникаций, оползни, обвалы, аварии на транспорте, загрязнение территории и др.

 При наводнениях гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные, разрушаются или повреждаются здания, сооружения, коммуникации, утрачиваются материальные и культурные ценности, прерывается хозяйственная деятельность, гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы, изменяется ландшафт, осложняется санитарно эпидемиологическая обстановка.

Характерные травмы у людей.

Среди характерных видов поражения при наводнениях преобладают такие травмы, как переломы, повреждения суставов, позвоночника, мягких тканей, возможны случаи заболевания людей в результате переохлаждения (пневмония, ОРЗ, ревматизм, утяжеление течения хронических болезней).

 

 

2.     ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗЕ НАВОДНЕНИЯ.

 

 

2.1.          Меры защиты от наводнений.

 

Меры по защите от наводнений:

1)уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока во времени;

2)регулирование паводочного стока с помощью водохранилищ;

3)спрямление русла реки:

4)сооружение ограждающих дамб (валов);

5)проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, подсыпка низких мест;

6)распашка земель поперек склонов и посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;

7)террасирование склонов, сохранение древесной и кустарниковой растительности.

 

2.2.          Оперативные предупредительные меры.

 

К оперативным предупредительным мерам относятся:

1)оповещение населения об угрозе наводнения;

2)заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;

3)частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затапливания, защита материальных ценностей.

3)перенести в верхние этажи зданий (чердаки) ценные предметы и вещи;

4)обить (при необходимости) окна и двери первых этажей домов досками или фанерой.

 

2.3.          Действия населения при угрозе наводнений.

 

 

Действия в случае угрозы возникновение наводнения, паводка:

1. Внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий, не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами.

2. Сохраняйте спокойствие, предупредите соседей, окажите помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.

3. Узнайте в местных органах государственной власти и местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации и готовьтесь к ней.

4. Подготовьте документы, одежду, наиболее необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Сложите все в чемодан. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете.

5. Разъедините все потребители электрического тока от электросети, выключите газ.

6. Перенесите ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднимите на верхние полки.

 

2.4.          Правила поведения и порядок действий населения при наводне­нии.

 

Действия населения в зоне внезапного затопления  во время наводнения, паводка:

1. Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.

2. Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.

3. Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.

4. По возможности немедленно оставьте зону затопления.

5. Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время — закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).

6. Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный — займите чердачные помещения.

7. До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро Вас обнаружить.

8. Оказавшись в воде, снимите с себя тяжёлую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.

9. Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты).

 

Если Вы в машине:

• Избегайте езды по залитой дороге, – Вас может снести течением.

• Если Вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и вызовите помощь.

 

Действия после спада воды:

1. Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.

2. Соблюдайте осторожность, вернувшись в дом. Проверьте, надежны ли его конструкции (стены, полы).

3. Обнаружив в доме и вокруг него лужу стоячей воды, немедленно залейте ее 2 литрами отбеливателя или засыпьте хлорной известью.

4. Не отводите всю воду сразу: (это может повредить фундамент) – каждый день отводите только около трети общего объема воды.

5. Не живите в доме, где осталась стоячая вода.

6. Опасайтесь электрического удара – если слой воды на полу толще 5 см., носите резиновые сапоги.

7. Убедитесь в том, что электрические кабели не контачат с водой. В затопленных местах немедленно отключайте электропитание на распределительных щитах, если вы этого еще не сделали.

8. Если пол у электрощита влажный, накройте его сухой доской и стойте на ней. Чтобы отключить электричество, воспользуйтесь сухой палкой.

9. Если Вы подозреваете, что питьевая вода в колодце или колонке загрязнена, используйте воду, заранее запасенную в бутылках, или же кипятите ее в течение 5 минут.

10. Вымойте или обеззаразьте загрязненную посуду и столовые приборы, используя для этого кипяток или отбеливатель (чайную ложку отбеливателя на раковину, наполненную водой).

11. Очистите дом от всех обломков и пропитанных водой предметов.

12. Уберите оставшиеся ил и грязь, выбросьте загрязненные постельные принадлежности, одежду, мебель и другие предметы.

13. Протрите все поверхности в доме. При этом обеспечьте хорошую вентиляцию, чтобы очистить воздух от токсичных испарений.

Перечисленные правила поведения и порядок действий населения при наводне­нии позволяют существенно снизить возможный материальный ущерб и сохра­нить жизнь людей, проживающих в районах, подверженных наводнениям.

 

2.5.          Наводнение в Омской области

 

В мае 2024 году подъем уровня воды в реках Иртыш и Ишим привели к опасному уровню весеннего половодья в Омской областиСтало ясно, что своими силами региону не справиться. Губернатор Омской области Виталию Хоценко  обратился в правительственную комиссию с просьбой ввести на территории региона ЧС федерального уровня. Он объяснил, что это позволит области привлечь федеральное финансирование на выплату компенсаций жителям и восстановление всех населенных пунктов, пострадавших от весеннего паводка. Утром 12 мая в Тарском и Тевризском районах на севере Омской области из-за паводка ввели режим ЧС.

Ранее этот режим был установлен в Усть-Ишимском районе региона, где паводком было затоплено несколько деревень, 2 школы, дороги, стоит угроза затопления РЭС. В районе объявлена эвакуация людей.  Ситуация с наводнением в Усть-Ишимском районе остается сложной.

В трех северных районах региона, где разлились реки Ишим и Иртыш, по последним данным, оказались затоплены  604 дома затоплены, около 1000 участков, а также повреждены дороги. Поэтому все спецслужбы продолжают работать в районах, где нужна помощь. Из затопленных районов были эвакуированы свыше 2000 жителей. На месте работают спасатели, сотрудники полиции и медики.

Пострадавшим от паводка начали выплачивать компенсации в размере 10 тысяч рублей в качестве материальной помощи, отменили оплату «коммуналки». Детей из затопленного Усть-Ишима отправят в летние лагеря на бесплатный отдых.

Оказывается медицинская помощь, проводится ежедневный обход врачей и вакцинация жителей затопленных районов. Оставшимся без присмотра животным тоже оказывается помощь. Как только вода сойдет, начнется оценка ущерба.

На 20 мая уровень воды составляет 946 см. Хотя уровень воды постепенно понижается, прогноз остается неблагоприятным: вода может подняться до пика 15 июня. После этого ситуация начнет улучшаться, уровень воды пойдет на спад. 

Так как наводнение напрямую задело наши районы, то стало ясно, что каждого из нас может настигнуть эта стихия. Поэтому каждый должен знать правила поведения при угрозе наводнения!

 Мы решили провести тестирование и выяснить уровень знаний о правилах поведения при наводнении среди одногруппников.

 

3.     ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ.

 

Тестирование проходило с 18 студентами из 24 группы, надо было ответить на 6 вопросов.  Тема тестирования «Знание правил поведения при наводнении, паводке», с целью выяснить уровень знаний о правилах поведения при наводнении среди одногруппников (см.приложение 1)

Результат тестирования «Знание правил поведения при наводнении, паводке»  отражен в диаграмме 1 (см.приложение 2).

Выяснилось, что из 18 опрошенных:

1.     8 человек знают, что должна действовать круглосуточно радиотрансляционная (телефонная) сеть в квартирах и на рабочих местах.

2.     11 студентов знают, что надо делать, узнав о наводнении и необходимости приготовиться к эвакуации.

3.     9 опрошенных знают, что необходимо выполнить ряд действий, покидая дом при наводнении.

4.     6 студентов знают, как действовать, если наводнение настигло вас в доме, и какой порядок необходимо выполнить.

5.     5 опрошенных  понимают, что после наводнения следует проверить дом на пригодность к проживанию и какие меры безопасности необходимо принять.

6.     6 студентов оценивают свои знания о наводнениях и паводках, о правилах поведения при наводнении на 4-5 баллов, остальные 12 обучающихся на 1-3 баллов.

 

Вывод: выяснилось, что уровень знаний о правилах поведения при наводнении среди одногруппников не достаточно сформирован, это отражено в диаграмме 2 (см.приложение 2). Но знание правил поведения при половодье – это  основа успеха выживания в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья и своих близких.

 

 

4.     ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Мы приняли решение содействовать повышению уровня знаний правил поведения у студентов 24 группы, путем ознакомления одногруппников с собранной нами информацией.

Мы создали презентацию и памятку «Правила поведения при паводке, наводнении» и ознакомили с информацией не только студентов 24 группы, а всех студентов нашего техникума. Раздали памятки в виде буклета «Действия населения при паводковом затоплении» для студентов и родителей (см. приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследовав   объект (наводнения,  их типы, действия населения при наводнениях), мы пришли к выводу, что при чрезвычайных ситуациях умение правильно действовать увеличивает шансы человека на выживание.

Мы  добились своей цели: содействовали формированию знаний о правилах поведения  в экстремальной ситуации необходимых  для человека.

В процессе проектной деятельности мы решили поставленные задачи:

познакомились с различными типами наводнений, сформировали  навыки выбора действий при наводнении в зависимости от поставленной задачи, приобрели   навыки  коллективной работы и совместного поиска решений, расширили свой кругозор и кругозор одногруппников.

     Затем мы провели небольшое тестирование среди одногруппников, чтобы выяснить уровень их знаний о правилах поведения при наводнении.  Выяснили, что уровень знаний студентов не достаточно сформирован не, но ведь знание правил поведения при половодье основа успеха выживания в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья и наших близких.

Ознакомив студентов с собранной нами информацией, тем самым содействовали повышению уровня знаний о правилах поведения при половодье у студентов 24 группы.

Мы применили на практике методы  исследовательской работы: работали  с литературными источниками и Интернет-ресурсами; научились  применять полученные знания на практике – создали презентацию «Наводнение. Действия населения при наводнениях», изготовили памятку «Правила поведения при паводке, наводнении»,  памятку в виде буклета «Действия населения при паводковом затоплении» для родителей.

В проекте мы доказали  гипотезу:  если будешь знать правила «Действия при наводнениях», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях и в ситуации вынужденной автономии.

Наш проект  имеет практическую  значимость: результаты нашего проекта можно использовать на уроках ОБЖ и в экстремальной ситуации, на классных часах, родительских собраниях.

Знание это сила! Берегите себя и своих близких!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Чрезвычайные ситуации и защита от них. / сост. А.Бондаренко. Москва,

1998 г.

2. Способы автономного выживания человека в природе, Михайлов Л.А., 2008.

3. Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс, Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., 2008

 

Интернет ресурсы:

4. Бардин К.В., Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками/ 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. http://tyr-zo.narod.ru/met/bardin.html2

5. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста/2-е изд., с изм. и доп.—М.: Профиздат, 1982. http://hibaratxt.narod.ru/karemansprav/index.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест «Знание правил поведения при наводнении, паводке»

 

1. Должна ли действовать круглосуточно радиотрансляционная (телефонная) сеть в квартирах и на рабочих местах?

А) Да           

Б) Нет

2.  Узнав о наводнении необходимо приготовиться к эвакуации?

А) Сохранять спокойствие и не паниковать. Быстро собрать необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.

Б) Торопиться спастись, необходимо срочно покинуть пункт, тут не до сборов и документов.

3. Покидая дом, необходимо выполнить ряд действий:

А) Разъединить все потребители электрического тока от электросети, выключите газ. Перенести ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднимите на верхние полки.

Б) Не стоит терять драгоценное время, надо срочно закрыть дом и покинуть опасный район.

4. Если наводнение настигло вас в доме, необходимо выполнить ряд действий:

А) Подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный — занять чердачные помещения и до прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро Вас обнаружить.  

Б) Надо срочно выходить самостоятельно на незатопленное место вплавь или садить всех родных и соседей в лодку и выбираться на лодке, на машине не дожидаясь спасателей.

5. После наводнения следует проверить дом на пригодность к проживанию?

А) Надо проверить, надежны ли его конструкции (стены, потолок), есть ли в доме и вокруг него лужа со стоячей водой,  контачат ли электрические кабели с водой.       

Б) Если дом стоит и его не разрушило, значит он пригоден для проживания, можно смело въезжать, начинать уборку и сушку.

6. На сколько вы оцениваете свои знания о наводнениях и паводках, о правилах поведения при наводнении (по 5 бальной системе)?

А) 4-5 баллов             

Б) 1-3 балла

 

Ключи:

А – 1 балл

Б – 0 баллов

 

0-2 балла: у Вас не сформированы знания о правилах поведения в половодье. Знание правил поведения при половодье основа успеха выживания в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья и ваших близких. Необходимо выучить правила!

3-4 балла: у Вас не достаточно сформированы знания о правилах поведения в половодье, необходимо пополнить свои знания изучением правил поведения при половодье.

5-6 баллов: у Вас сформированы знания о правилах поведения в половодье.

 

 

 

 

Приложение 2

Диаграмма 1 . Результат тестирования.

 

 

Диаграмма 2 . Уровень знаний у студентов 24 группы о правилах поведения при наводнении, паводке.

 

Вывод: уровень знаний о правилах поведения при наводнении, паводке  среди студентов 24 группы  не достаточно сформирован.

 

 

Приложение 3

1.     Презентация для студентов «Наводнение. Действие населения при наводнениях».

2.     Памятка «Правила поведения при паводке, наводнении».

3.     Памятка в виде буклета «Действия населения при паводковом затоплении» для родителей.

 

- Презентация:

 

 

- Памятка «Правила поведения при паводке, наводнении»

 

Памятка

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПАВОДКЕ, НАВОДНЕНИИ


      Факторы опасности наводнений и паводков: разрушение домов и зданий, мостов; размыв железнодорожных и автомобильных дорог; аварии на инженерных сетях; уничтожение посевов; жертвы среди населения и гибель животных.

     Вследствие наводнения, паводка начинается проседание домов и земли, возникают сдвиги и обвалы.

     В период наводнений и паводков радиотрансляционная сеть в квартирах и на рабочих местах должна действовать круглосуточно, так как население оповещается заблаговременно. Ознакомьтесь с сигналами оповещения, мерами и правилами эвакуации, подготовьтесь к ней заранее.

 

 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ПАВОДКА, НАВОДНЕНИЯ

 

Действия в случае угрозы возникновение наводнения, паводка:

1. Внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий, не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами.

2. Сохраняйте спокойствие, предупредите соседей, окажите помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.

3. Узнайте в местных органах государственной власти и местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации и готовьтесь к ней.

4. Подготовьте документы, одежду, наиболее необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Сложите все в чемодан. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете.

5. Разъедините все потребители электрического тока от электросети, выключите газ.

6. Перенесите ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднимите на верхние полки.

 

Действия в зоне внезапного затопления

во время наводнения, паводка:

1. Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.

2. Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.

3. Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.

4. По возможности немедленно оставьте зону затопления.

5. Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время — закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).

6. Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный — займите чердачные помещения.

7. До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро Вас обнаружить.

8. Оказавшись в воде, снимите с себя тяжёлую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.

9. Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты).

 

Если Вы в машине:

• Избегайте езды по залитой дороге, – Вас может снести течением.

• Если Вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и вызовите помощь.

 

Действия после спада воды:

1. Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.

2. Соблюдайте осторожность, вернувшись в дом. Проверьте, надежны ли его конструкции (стены, полы).

3. Обнаружив в доме и вокруг него лужу стоячей воды, немедленно залейте ее 2 литрами отбеливателя или засыпьте хлорной известью.

4. Не отводите всю воду сразу: (это может повредить фундамент) – каждый день отводите только около трети общего объема воды.

5. Не живите в доме, где осталась стоячая вода.

6. Опасайтесь электрического удара – если слой воды на полу толще 5 см., носите резиновые сапоги.

7. Убедитесь в том, что электрические кабели не контачат с водой. В затопленных местах немедленно отключайте электропитание на распределительных щитах, если вы этого еще не сделали.

8. Если пол у электрощита влажный, накройте его сухой доской и стойте на ней. Чтобы отключить электричество, воспользуйтесь сухой палкой.

9. Если Вы подозреваете, что питьевая вода в колодце или колонке загрязнена, используйте воду, заранее запасенную в бутылках, или же кипятите ее в течение 5 минут.

10. Вымойте или обеззаразьте загрязненную посуду и столовые приборы, используя для этого кипяток или отбеливатель (чайную ложку отбеливателя на раковину, наполненную водой).

11. Очистите дом от всех обломков и пропитанных водой предметов.

12. Уберите оставшиеся ил и грязь, выбросьте загрязненные постельные принадлежности, одежду, мебель и другие предметы.

13. Протрите все поверхности в доме. При этом обеспечьте хорошую вентиляцию, чтобы очистить воздух от токсичных испарений.

 

 

- Памятка в виде буклета «Действия населения при паводковом затоплении» для родителей.

 

 

Информирование студентов БПОУ «ТТ» и их родителей.

(распространение памяток)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также