Литературная гостиная
«Сказочник двадцатого века»
Волков Александр Мелентьевич
Детей, их интересы знаю «до дыхания»…
(из письма А. Волкова С. Маршаку).
Выпускник Томского учительского и Ярославского педагогического институтов, экстерн Московского университета, доцент кафедры высшей математики, написавший несколько трудов по математике, он и не думал, что станет автором волшебных сказок, исторических романов и повестей, научно-популярных книг. Этот загадочный учёный — Александр Мелентьевич Волков.
Александр Волков родился 15 июня 1891 года в Усть-Каменогорске, маленьком уездном городке. Город вырос на месте старой крепости, которая была построена на реке Иртыш во времена освоения русскими Сибири.
Отец Александра, Мелентий Михайлович Волков, был крестьянином, но после службы остался в армии фельдфебелем. По воспоминаниям писателя, отец учил грамоте его мать. Самому Саше было тогда года три, но малыш выучился читать вместе с матерью. Любовь к чтению была столь велика, что он очень скоро прочёл все книги, имевшиеся у них в доме. Семья Волковых выписывала в то время журнал «Вокруг света», в качестве приложений к которому печатались произведения Жюля Верна, Майн Рида, другие увлекательные книги. С тех пор Александр на всю жизнь сохранил увлечение приключенческой литературой.
Шести лет от роду мальчика приняли сразу во второй класс городского училища. А в трёхклассном городском училище (занятия в каждом классе там длились по два года) учился только на «отлично», переходя из класса в класс с наградами. Иных учебных заведений в тогдашнем Усть-Каменогорске не было, и Саша овладевает ремеслом, становится умелым переплётчиком. На первый свой заработок юный переплётчик выписывает из столицы «Популярную астрономию» Камилла Фламмариона, а много лет спустя, в 1957 году, научно-популярная книга Александра Волкова «Земля и небо» (о том, как человек осваивал Вселенную) будет удостоена на Всесоюзном конкурсе первой премии, книгу переведут на полтора десятка языков.
А в 1909 году, окончив Томский учительский институт, Волков становится учителем в школе, где прежде учился сам. Пуще всего Александр Мелентьевич страшится отстать от новейших научных воззрений своего времени. Он жадно учится, завоёвывает право преподавать многие предметы: словесность, физику, математику, географию, историю, естествознание. Волков вспоминал: «Во время работы в школе я преподавал всё или почти всё». Учитель даёт детям куда больше, чем предусмотрено программами, и учится сам — самостоятельно осваивает немецкий и французский языки.
Учительский институт дал Волкову лишь среднее специальное, как сейчас говорят, образование. А ему необходимо высшее. В конце двадцатых годов он, к тому времени уже отец двоих детей, заканчивает физико-математический факультет Ярославского педагогического института и занимает в нём руководящий пост. В течение пяти месяцев Волков ухитряется экстерном сдать экзамены за пятилетний курс физико-математического факультета МГУ, становится доцентом кафедры высшей математики Московского института цветных металлов и золота. Там же ведёт для студентов факультатив по литературе.
Не оставляет Александр Мелентьевич и занятий языками. Он уже знает латынь, французский, немецкий, старославянский, хорошо понимает итальянский, испанский, болгарский, польский, сербский, но чувствует необходимость овладеть и английским.
Именно «вечному ученичеству» сына сибирского крестьянина мы обязаны появлением сказки «Волшебник Изумрудного города». В качестве материала для упражнений ему принесли книгу американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Волков очень удивился, что такая интересная сказка неизвестна нашим ребятам. Перевод сказки был выполнен им необычайно быстро — за две недели с небольшим. Он вспоминает: «Повесть Баума впервые попала мне в руки в середине тридцатых годов, и я был ею покорён. Она очаровала меня своим сюжетом и какими-то удивительными, милыми героями. Я прочитал сказку своим ребятам Виве и Адику (Вивиану и Ромуальду), и она им тоже страшно понравилась. Расставаться с книжкой мне было жаль, я очень долго держал её у себя под разными предлогами и, наконец, решил познакомить советских ребят с Волшебной страной и её обитателями, основательно при этом переработав сказку...». Девочку стали звать Элли (у Баума — Дороти), а Мудрец из страны Оз приобрёл имя и титул — Великий и Ужасный волшебник Гудвин.
В книжке появились новые эпизоды: встреча героев с Людоедом, приключения во время наводнения. Заговорил верный друг Элли — Тотошка. Многим героям Волков тоже дал имена: например, солдат стал называться Дин Гиор, а ворона — Кагги-Карр. В сказочной повести появились новые мотивы, например, подготовка восстания у Бастинды.
У Баума один из спутников Элли (Дороти) был немым. А у Волкова он заговорил. Вот что рассказывал сам писатель: «Мне казалось, что в волшебной стране, где разговаривают и птицы, и звери, а люди – из железа и соломы, умный и верный друг девочки тоже должен говорить».
Целый год работал Александр Волков над рукописью и озаглавил её «Волшебник Изумрудного города» с подзаголовком «Переработка сказки американского писателя Фрэнка Баума». Рукопись была послана известному детскому писателю С. Я. Маршаку, с одобрения которого в 1939 году сказочная повесть была издана. Её с увлечением читали мальчишки и девчонки. И не только русские дети! Книга была переведена на 13 языков мира. С этого времени началась серьёзная литературная деятельность А. Волкова.
Немногие знают, что, кроме цикла повестей о Волшебной стране, Волков писал и другие книги. Сначала была историческая повесть «Чудесный шар» (1940) о русском изобретателе воздушного шара. Затем Волков напишет о Руси времен царствования Петра I, о жизни двух братьев, о том, как сложились их судьбы («Два брата» 1950); о русских умельцах, построивших знаменитый храм Василия Блаженного в далёком XVI веке («Зодчие», 1954); о детстве и юности великого итальянского философа и астронома Джордано Бруно («Скитания», 1954). Кроме того, он перевёл для детей ряд произведений Жюля Верна («Дунайский лоцман», «Необычайные приключения экспедиции Барсака»).
Огромное количество писем получил писатель после появления книги «Волшебник Изумрудного города». Дети ждали продолжения. Юные читатели так сдружились с главными героями, им так понравились приключения девочки в Волшебной стране, что они не желали расставаться с ней и её новыми друзьями. И получилось так, что Элли, Страшила и другие герои смело шагнули навстречу новым путешествиям и приключениям.
Волков целиком погрузился в работу над книгами для детей. В течение пятнадцати лет появилось ещё пять книг цикла «Волшебник Изумрудного города»: «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963); «Семь подземных королей» (1964); «Огненный бог Марранов» (1968); «Жёлтый туман» (1970); «Тайна заброшенного замка» (1975). Эти книги переиздавались крупными тиражами, но на магазинных полках их почти не было.
Есть у Волкова и детские фантастические повести «Путешествие в третье тысячелетие» (1960), «Приключения двух друзей в стране прошлого» (1963). Его творчество способно было заинтересовать ребят, оно было притягательным и доступным для них. До публикации последней сказки «Тайна заброшенного замка» в 1982 году автор, к сожалению, не дожил. Он умер в 1977 году.
Учитель и учёный, сказочник, математик, физик, историк, лингвист, литератор Александр Мелентьевич Волков поднял сказочный жанр на подобающую ему высоту, а его работы вошли в сокровищницу детской литературы.
Литературная игра «Приключения Элли и её друзей»
1.Кто является автором сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Александр Мелентьевич Волков)
2.Как звали девочку, совершившую путешествие по воздуху в домике? (Элли)
3.Где жила Элли? (В штате Канзас)
4.Как звали родителей Элли? (Джон, Анна)
5.Чем занимались родители Элли? (Отец был фермером, а мать вела хозяйство.)
6.Как называлась страна, в которую Элли занёс ураган? (Голубая страна)
7.Кто был правителем этой страны? (Злая волшебница Гингема)
8.Кем управляла Гингема? (Жевунами)
9.Кем, по мнению жителей Голубой страны, была Элли? (Могущественной феей)
10.Где жила правительница Голубой страны? (В глубокой пещере)
11.В чём заключалась волшебная сила Гингемы? (В серебряных башмаках)
12.А как башмачки попали к Элли? (Тотошка нашёл их в пещере Гингемы и подарил Элли.)
13.Из чего готовилось волшебное зелье Гингемы? (Из мышей, змеиных голов – в большом закопченном котле)
14.Чем расплескивала своё варево Гингема? (Помелом)
15.Хозяйкой какой страны являлась добрая волшебница Стелла? (Розовой)
16.Какой народ жил в стране волшебницы Стеллы? (Болтуны)
17.Каким секретом обладала волшебница Розовой страны? (Секретом вечной молодости)
18.Волшебницу какой страны Элли встретила первой в Волшебной стране? (Жёлтой)
19.Как звали волшебницу Жёлтой страны? (Виллина)
20.Какое самое заветное желание Элли? (Вернуться домой)
21.Откуда волшебница Виллина узнала о том, как вернуть Элли домой? (Она прочитала об этом в Волшебной книге.)
22.Что нужно было сделать Элли, чтобы вернуться домой? (Помочь трём существам из Волшебной страны добиться исполнения самого заветного желания.)
23.Кто должен был вернуть Элли домой? (Волшебник Гудвин)
24.Где жил Гудвин? (В Изумрудном городе)
25.Каков цвет кирпичной дороги, ведущей в Изумрудный город? (Жёлтый)
26.Что выдавали каждому при входе в Изумрудный город? (Зелёные очки)
27.Какого цвета была одежда у всех жителей Изумрудного города? (Зелёного)
28.Как звали первое существо, имевшее заветное желание, которое встретила Элли по дороге в Изумрудный город? (Страшила)
29.Чем внутри был набит Страшила? (Соломой)
30.Чего больше всего боялся Страшила? (Горящей спички)
31.Какое желание у Страшилы было самым заветным? (Получить мозги)
32.Кого Элли встретила после Страшилы? (Железного Дровосека)
33.Почему Железный Дровосек стонал? (Заржавел)
34.Как Элли помогла ему? (Смазала маслом)
35.Что хотел попросить у Гудвина Железный Дровосек? (Сердце)
36.Какое третье существо взяла с собой Элли? (Трусливого Льва)
37.Какое желание было у Трусливого Льва? (Стать смелым)
38.Какие цветы чуть не убили Трусливого Льва? (Маки)
39.Как называлось маковое поле? (Коварное)
Почему? (Запах цветов был смертельным)
40.Кто вытащил Трусливого Льва с макового поля? (Мыши)
41.В каком образе явился Гудвин перед Элли в тронном зале Изумрудного города? (В образе Живой головы)
А перед Страшилой? (В образе Морской девы)
А перед Железным Дровосеком? (В образе Чудовища со множеством рук и ног)
А перед Трусливым Львом? (В образе Огненного шара)
42.При каком условии Гудвин согласился вернуть Элли домой? (Ей нужно было освободить жителей Фиолетовой страны от власти злой одноглазой волшебницы Бастинды.)
43.С чьей помощью Бастинда стала правительницей в своей стране? (С помощью Летучих обезьян)
44.Что хранилось в сундуке у Бастинды? (Золотая шапка)
45.Какими свойствами обладала Золотая шапка? (Её владелец мог вызвать Летучих обезьян.)
46.Как Элли попала во дворец Бастинды? (Её принесли туда Летучие обезьяны.)
47.Почему Летучие обезьяны не расправились с Элли, увидев её? (На ней были серебряные башмачки – знак феи.)
48.Чего больше всего боялась злая волшебница Бастинда? (Воды)
49.Как Элли победила Бастинду? (Элли вылила не неё целое ведро воды.)
50.Кто помог Элли найти своих спутников? (Жители Фиолетовой страны)
51.Как Элли вернулась в Канзас? (Её перенесли серебряные башмачки.)
Викторина «Чудеса сказок Александра Волкова»
Угадать, в каких произведениях Александра Волкова встречаются эти чудеса:
1. Розовый магический ящик – «Огненный бог Марранов».
2. Серебряные башмачки – «Волшебник Изумрудного города».
3. Летающий ковёр Арахны – «Жёлтый туман».
4. Золотая шапка – «Волшебник Изумрудного города».
5. Живительный порошок – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
6. Волшебный обруч с рубиновой звёздочкой – «Огненный бог Марранов».
7. Чудесный виноград – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
8. Драконы и Шестилапые – «Семь подземных королей».
9. Летучие Обезьяны – «Волшебник Изумрудного города».
10. Волшебные сорняки – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
11. Чудесная книга, с помощью которой Виллина предсказывала будущее – «Волшебник Изумрудного города».
12. Кроличье дерево – «Огненный бог Марранов».
13. Орехи дерева нух-нух – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
14. Серебряный свисток – «Волшебник Изумрудного города».
15. Солнечные мулы Цезарь и Ганнибал – «Огненный бог Марранов».
Кроссворд «Стихи о писателях»
В выделенных клеточках: фамилия писателя, о котором эти строчки:
Подарил на радость детям
Он немало сказок чудных,
Там уносит Элли ветер
Прямо в город Изумрудный.
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Читали взрослые и дети
Про няню лучшую на свете,
Безукоризненный пример
Весьма изысканных манер.
(Трэверс)
2. Все дети могут до рассвета
С восторгом ночи напролёт
Читать полезные советы,
Что дядя Гриша им даёт.
(Остер)
3. Не только писатель, но и поэт –
Он написал немало книжек,
Но любит Маугли весь свет,
От стариков и до детишек.
(Киплинг)
4. Басни и стихи его
Знают все до одного.
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках… (Михалкова).
5. Перед ним снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!
(Носов)
6. Любят «Цветик-семицветик»
Даже маленькие дети.
(Катаев)
Ключевое слово: Волков.
Кроссворд «Спутник Элли»
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильно разгадав кроссворд, в выделенных клеточках сможете прочитать, кто же был одним из спутников Элли.
1. Правительница Розовой страны. (Стелла)
2. Подарок Королевы полевых мышей. (Свисток)
3. Одноглазая волшебница. (Бастинда)
4. «Почтальон», передавший Элли весточку о том, что её друзья в опасности. (Ворона)
5. Соломенное чучело, просившее у Гудвина мозги. (Страшила)
6. Предмет, с помощью которого можно вызвать Летучих Обезьян. (Шапка)
7. Составная часть «смелости», которой Гудвин напоил Льва. (Валерьянка)
Ключевое слово: Тотошка.
«Цветной кроссворд»
Разгадайте кроссворд. В выделенных клеточках «спряталось» слово из названия книги А. Волкова «(……..) бог Марранов».
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. К. Паустовский. «… (Золотой) линь».
2. Дж. Родари. «Путешествие … (Голубой) Стрелы».
3. С. Аксаков. «… (Аленький) цветочек».
4. П. Бажов. « … (Серебряное) копытце».
5. Ш. Перро. « … (Синяя) борода».
6. В. Бианки. « … (Оранжевое) горлышко».
7. А. Волков. « … (Жёлтый) туман».
8. Ю. Коваль. « … (Алый)».
Ключевое слово: «Огненный (бог Марранов)».
Кроссворд «Сказочные герои»
Вспомните героев сказки А. Волкова, и в выделенных клеточках «высветится» имя девочки из сказки американского писателя Ф. Баума «Мудрец из страны Оз».
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. «Друзья, чтоб смелым,
добрым быть и умным,
найди себя, поверь в себя», -
сказал волшебник … (Гудвин).
2. Весёлый он и озорной
и дружит даже с кошкой,
и с Элли он спешит домой,
зовут его … (Тотошка)!
3. Пройдя дремучие леса
и всё преодолев,
учись бороться до конца
и смелым будь, как
наш … (Трусливый Лев)!
4. Шёл он в город Изумрудный,
По дороге длинной, трудной.
Из железа он навек.
То Железный … (Дровосек).
5. И вовсе он не страшным был,
А очень даже милым.
Он ум у Гудвина просил,
Зовут его … (Страшила).
6. Дорогу трудную она
прошла на самом деле,
всех подружила она,
всё смогла и победила … (Элли)!
Стихи Е. Львовой
Ключевое слово: Дороти.
Кроссворд «Герои сказок А. Волкова»
Разгадайте кроссворд. В выделенных клеточках прочитайте имя королевы полевых мышей.
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Кухарка одноглазой волшебницы. (Фрегоза)
2. Предводитель Летучих Обезьян. (Уорра)
3. Волшебница, вызвавшая ураган. (Гингема)
4. Девушка из Изумрудного города. (Флита)
5. Добрая волшебница Жёлтой страны. (Виллина)
6. Имя стража ворот Изумрудного города. (Фарамант)
Ключевое слово: Рамина.
Кроссворд «Домик Элли»
Если вспомнить места проживания сказочных героев, то в выделенных клеточках прочитаем название домика Элли из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Дом Чебурашки. (Телефонная будка)
2. Место проживания курицы Чернушки. (Курятник)
3. Место проживания богатырей в сказке А.С. Пушкина. (Терем)
4. Жильё семьи Чиполлино. (Лачуга)
5. Очень тесное и бедное обиталище папы Карло. (Каморка)
6. Ветхое-ветхое жилище старика со старухой. (Землянка)
Ключевое слово: фургон.
Кроссворд «Волшебные заклинания»
Если вы вспомните авторов произведений, из которых взяты эти заклинания, то в выделенных клеточках прочитаете, какая героиня сказки А. Волкова произносила эти волшебные слова: «Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!»
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. «Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты-балты. Кто ты? Кто я? Был – я, стал – ты».
(Лагерлёф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
2. «Инутама, инутама, акчоле!»
(Аматуни П. «Королевство Восемью Восемь»)
3. «Поставил я решётку, Киту заткнул я глотку».
(Киплинг Р. «Откуда у Кита такая глотка»)
4. «Мутабор!»
(Гауф В. «Калиф – аист»)
5. «Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!»
(Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»)
6. «Буква Я свободна».
(Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А»)
7. «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по-моему вели».
(Катаев В. «Цветик-семицветик»)
Ключевое слово: Гингема.
Литература
Александрова, И. О, счастливчик! // Школьная библиотека. – 2002. – № 3.
Балтаева, Е.А. Четыре заветных желания //Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 2.
Бегак, Б.А. Об авторе этой книги / Волков А. Зодчие. – М., 1986.
Бегак, Б.А. Правда сказки. – М., 1989.
Журналы «Отчего и Почему». – 2008.
Петровский, М. Книги нашего детства. – М., 1986.
Розанов, А. Суть волшебства // Детская литература. – 1991. – № 7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.