«Сверкает гром победного салюта…»
Литературная гостиная
Подготовила: Давидович Зинаида Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Тема. «Сверкает гром победного салюта…» (Тема Великой Отечественной войны в поэзии)
Цель: создать условия для путешествия по страницам поэтических произведений о Великой Отечественной войне, для развития умения выразительного чтения, для воспитания любви к Родине, гордости за народ, совершивший ни с чем несравнимый подвиг в годы войны.
Оборудование: выставка книг на тему войны, литературная газета со стихами членов литературного кружка, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
А.Т. Твардовский
1. Организационный момент. Приветствие участников и гостей литературной гостиной.
2. Слово учителя.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
Всё дальше и дальше уносит время подвиг наших отцов и дедов, завоевавших Великую Победу в самой ожесточённой и кровавой войне XX века. Но память об этом подвиге жива в наших сердцах и будет передаваться внукам, правнукам, их внукам и их правнукам. К нашему счастью, ещё живы герои Великой Отечественной войны – отцы старшего поколения наших граждан…
9 мая 1945 года вечернее небо над Москвой вспыхнуло разноцветными сполохами салюта, озарив ярким светом лица людей, заполнивших Красную площадь; он отливал золотом и серебром на боевых орденах, искорками счастья поблёскивал в глазах поющих, смеющихся, пляшущих. Это был свет победы!..
(Звучит стихотворение Степана Щипачёва «Свет Победы».)
Сверкает гром победного салюта.
Причастна к славе каждая минута.
Упала с окон темнота.
Москва сегодня светом залита,
и радость над разливом площадей
сияет в окнах, как в глазах людей.
Мы о такой Победе и мечтали,
стараясь заглянуть за край войны,
но дымом заволакивало дали
и только прибавлялось седины.
Сверкает гром победного салюта.
Причастна к славе каждая минута.
Пускай несётся времени река,
пускай другие народятся люди –
они увидят этот блеск орудий
и этот гром услышат сквозь века.
Задание. Сегодня, совершая путешествие по дорогам воспоминаний о войне, отметьте у себя на листочках те слова, те выражения, которые ярче всего передают чувства, испытываемые авторами стихов.
3. Выступление учащихся.
1 ученик. Воскресенье, 22 июня 1941 года… (Звучит стихотворение Н. Сидоренко «Мирно страна проснулась…)
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова… (Звучит песня «Священная война».)
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
2 ученик. Рёв самолётов с яростной силой обрушился на мирную тишину безоблачного неба. Мрак, словно чёрный ворон, взмахнул крылом и укутал землю. Свинцовыми тучами наполнилось небо. С невиданной силой его прорезали светящиеся полосы летящих пуль. Страшные звуки войны беспощадно врывались в окна домов. Война! Война! Война! – резало слух кровожадное слово. Стонала распаханная бомбами земля. Бесконечными ручьями лились людские слёзы. Плакали матери, плакали жёны, плакали дети. В воздухе стояла мольба: «Боже, спаси! Боже, сохрани!».
(Звучит стихотворение К. Симонова «Тот самый длинный день в году…».)
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года…
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что тридцать лет, плюс тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мёртвым, выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких…
И время добавляет в списки
Всех тех, кого уж с нами нет…
И ставит, ставит обелиски…
3 ученик. Великая Отечественная война… В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы, и, быть может, силы придавало то, что…
(Звучит стихотворение А. Ахматовой «Мужество».)
Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.
4. Слово учителя.
Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом. Ещё Л.Н. Толстой в романе “Война и мир” говорил о “скрытой теплоте патриотизма” русского народа, которая проявилась в годы Великой Отечественной войны.
- А что такое патриотизм? Кого мы по праву можем назвать патриотом своей страны?
Патриотизм – любовь и преданность своей родине, народу.
Патриот – тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине.
Стихотворение Сергея Городецкого “Русскому народу” посвящено всем, кто проявил мужество и верность своему долгу. (Звучит стихотворение.)
Не раз ты в горестные годы Они ораву воспитали
Стоял пред недругом своим, Убийц, смакующих погром,
Терпел смертельные невзгоды, И много стран четвертовали
Но был всегда непобедим. Кровавой свастики крюком.
Свой лук натягивая туго, И бросился в наш край коварно
Москва, и Тула, и Рязань Поправший совесть лиходей -
С гостями запад и юга Туда, где в доле лучезарной
Всегда выдерживали брань. Уж воплотились сны людей,
Не раз в столетьях быстрокрылых Где уж лелеяли народы
В лицо врагам бросал Урал Свой быт, свой гений, свой язык,
Неисчерпаемые силы Где каждый азбуку свободы
Своих могучих гор и скал. С ребячьих лет читать привык.
Не раз ты гордую Европу Но встал грозой неотвратимой
Спасал от дерзких дикарей На озверелый дикий сброд
И взнуздывал их грозный топот Ты, нашей Родины любимой
Рукой своих богатырей. Взращённый доблестный народ.
И вновь тебе достался жребий: Всё, что построл, всё, что добыл
Созвав возлюбленных сынов, В суровых битвах и трудах,
На суше, в море и на небе Ты бросил в бой последний, чтобы
Бить человечества врагов. Был до конца разгромлен враг.
Они хотят всё уничтожить, Народ родной, народ мой русский,
Чем жизнь прекрасна и добра, Рассеет мрак твоя звезда.
Всю радость мира подытожить Безумье войн и крови сгустки
Бандитским взмахом топора. С земли ты смоешь навсегда.
Несокрушимою отвагой
В огне неслыханных боёв
Ты завоюешь жизни благо
Для всех народов и веков.
Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришёл, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
5. Выступление учащихся.
(Звучит стихотворение Якуба Коласа «Возвращение» (перевод с белорусского).)
Шагает к дому победитель – Кругом завалы, пепелища,
Бывалый, стреляный солдат, Сады изрублены войной,
И отчий край едва увидел, И в них безродный ветер свищет,
Как думы все – на мирный лад. Тоскуя о красе былой.
Блестят на нём медали чинно, Но победитель уж гадает,
Нашивки – список многих ран, Как всё поправить, подровнять;
На приступ Кюстрина, Берлина Краина наша молодая,
Ходил наш воин-ветеран. Дай срок, поднимется опять!
Сквозь бури он прошёл полсвета, Недолго ждать! И старый воин
От вечной тьмы народы спас Светлеет, глядя на поля.
И в очи смерти, всё изведав, В бескрайний сад, счастливый, вольный,
В боях лихих глядел не раз. Мы обратим тебя, земля!
Идёт он вольною дорогой, Я подхожу к бойцу с приветом
Гудят, гремят грузовики; И говорю ему, как брат:
Хозяйским глазом смотрит строго: - Как много сил в тебе и света,
Что натворили чужаки! Страны великой сын, солдат!
(Звучит стихотворение Ивана Гончаренко «Мамаев Курган» (перевод с украинского).)
Есть в мире горы, что превыше туч,
Вершин их облака не достигали.
С их высотой сравнится он едва ли –
Курган Мамаев, брат приволжских круч.
Над ним орёл вершинный не парил,
И вечный снег не убелял отроги.
Кто ж проторил к нему пути-дороги?
Чем он сердца людские покорил?
Сто сорок дней вулкан не замирал,
Дым восходил над Волгою-рекою…
Возмездия железною рукою
Здесь ворога народ наш покарал.
Так есть гора в Европе или нет,
Что выше и Эльбруса, и Монблана?..
Есть высота Мамаева кургана –
Его вершину видит целый свет!
(Звучит стихотворение Анны Ахматовой «Прошло пять лет…». )
Прошло пять лет – и залечила раны,
Жёсткой принесённые войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студёной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далёко с моря моряки глядят.
Где танк гремел – там ныне мирный трактор,
Где выл пожар – благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили лёгкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью – зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки, -
Там мать поёт, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепелённые года.
6. Чтение учащимися своих записей.
7. Слово учителя.
Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. И сегодня мы, в знак благодарности за мирное небо, всем погибшим и выжившим в этой войне посвящаем свои строки…
(Члены литературного кружка читают стихи собственного сочинения.)
Ученик 1. Война – это горе и беда!
Война – это смерть и плач!
Война – это прошлого судьба!
Война – это радости палач!
Мы победили, мы смогли,
Мы отстояли нашу честь.
Да, были жертвы, и от города угли,
Но это было, и это есть.
Великая, всемирная война:
Фашизм, убийства и разбой.
Но ведь она нам не нужна,
Нам в мире нужно жить с тобой.
И чтоб сиял он, как звезда,
Над нашей с тобой головой,
И чтоб по жизни шёл всегда
С любовью, верой и мечтой!
Ученик 2. Война – это страшное время
Для нас – для людей – для всех.
Лежит на сердце, как бремя,
А враг надеялся на успех.
Враг издевался над народом,
Не жалея пуль и гранат,
И хочется нам быть рядом
Помочь и утешить солдат.
Погибло их очень много,
Для родных до сих пор беда
Вспоминать не вернувшихся с фронта…
Не забыть нам их никогда!
Ученик 3. Война… Это страшное время
Нам не забыть никогда.
Те ужасы в сердце, как стрелы,
Застрянут навек, навсегда!
Кресты на могилах, как знаки,
О прошлом они говорят.
Солдаты ходили в атаки,
Тела их в могилах лежат.
Но мы отомстили фашисту,
С победой вернулись домой.
Их подвиг восславят артисты,
О них весь народ запоёт.
8. Слово учителя.
Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней. Почёт и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.
День памяти – Победы
праздник.
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым
связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это,
Ведь это нужно
нам,
живым!
(Н. Скородумов)
Завершить наше знакомство со стихами о войне хочется строками из поэмы Егора Исаева «Суд памяти»:
Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да – вы скажите.
Неверно!
Они кричат,
Пока ещё стучат
Сердца живых
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь,
А в нас.
За нас кричат.
Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой,
Когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат
И будят нас, живых,
Невидимыми чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля
С пятью материками.
Великая!
Она летит во мгле,
Ракетной скоростью
До глобуса уменьшена.
Жилая вся.
И ходит по земле
Босая Память – маленькая женщина…
9. Рефлексия.
- Что вы чувствовали, когда слушали стихи?
- О чём, может быть, задумались?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.