Литературная викторина для обучающихся 5 класса

  • docx
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературная викторина для обучающихся 5 класса семестровая к р1 семестр.docx

Литературная викторина для обучающихся 5 класса
Данная викторина по литературе предназначена для обучающихся младшего среднего звена школы (5 класс), занимающихся по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Она может быть проведена в конце 1 полугодия как проверочная работа. 
Цель: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; привлечь внимание детей к произведениям литературы, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным темам.

Вопросы.

1.Назовите имя, отчество поэта Лермонтова.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26930_a062a18242516c0406c39470b5cc0972.jpg.jpg


2.Вставьте пропущенные слова: «Там чудеса: там __________ бродит, ___________ на ветвях сидит».
3.Что такое басня?
4.Приведите 2 примера волшебной сказки.
5.Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого. 
6.С армией какого государства сражались русские солдаты на Бородинском поле?
7.Кто раскрыл Елисею местоположение царевны?
9.Какой писатель родился в местечке Большие Сорочинцы?
10.Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»
11.Герой какого произведения В.А.Жуковского видел в чёрной пучине уродливого ската, водяного млата, ненасытного мокоя и морскую гиену?
12.Перечислите виды сказок.
13.Назовите известного русского баснописца.
14.Какие два русских поэта написали сказки о спящей царевне?
15.Из какой басни мораль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»?
16.Узнайте героиню по её описанию: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого».
17.Какое дерево подрывала неблагодарная Свинья в басне Крылова?
18.Назовите 3 рода (большие группы) литературы.
19.Вспомните русских писателей – сказочников.
20.Заполните пробелы в названиях произведений:«Ворона и ____», «Волк и ____», «____ и очки», «Слон и _____».
21.Назовите поэтов 19 века, воспевавших родную природу.
22.Какой национальности девочка Дина из рассказа «Кавказский пленник»?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26930_0121029322b33bcb7c88424b938e793a.jpg.jpg


23.Перечислите псевдонимы А.П.Чехова.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26930_6112a6a224588f237efc589cbf81e30c.jpg.jpg

24.Назовите имя, отчество писателя Тургенева.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26930_41b7dfc660b996cd374288907148b8b7.jpg.jpg


25.Что такое фольклор?
26.Продолжите ряд жанров фольклора: пестушка, потешка, закличка, ... 
27.Назовите 3 сказки о животных.
28.Вставьте слова на месте пропусков: «Это не сказка, а ___________, сказка будет впереди», «___________ старик со старухой», «В некотором ________________», «Тут и сказке _____________, а кто слушал молодец», «И я там был, ____________ пил, по усам текло, а в рот ________________».

Ответы.

1. Михаил Юрьевич. 
2. «Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит».
3. Басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
4. "Царевна-лягушка", "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" и др.
5. Жилин и Костылин. 
6. Франция.
7. Ветер.
9. Николай Васильевич Гоголь.
10. Дворник Герасим.
11. Баллада "Кубок".
12. Волшебные, бытовые, о животных.
13. Иван Андреевич Крылов.
14. Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.
15. "Лебедь, Щука и Рак"
16. Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях" Пушкина.
17. Дуб.
18. Эпос, лирика, драма.
19. Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним — Антоний Погорельский), Сергей Тимофеевич Аксаков, Владимир Иванович Даль и др. 
20. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська».
21. А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков и др.
22. Татарка (во времена Толстого "татарами называли горцев Северного Кавказа, которые подчинялись законам мусульманской веры (религии)» – такая ссылка дана в самом произведении. А горцы Северного Кавказа – это аварцы, лезгины, чеченцы, ингуши и др. народы.) 
23. Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др. 
24. Иван Сергеевич. 
25. Фольклор (англ. folk - народ, lore - мудрость) - устное народное творчество.
26. Пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, колыбельная песня и др.
27. "Теремок", "Волк и лиса", "Лиса и заяц", "Зимовьё зверей" и др.
28. «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди», «Жили-были старик со старухой», «В некотором царстве», «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Если остаётся время, можно предложить школьникам дополнительные задания:
ответить(устно или письменно) на вопросы, направленные на развитие коммуникативных УУД. Например, "Почему рассказ Толстого о двух героях назван "Кавказский пленник" (в единственном числе)? или "Почему Тургенев изменил финал реальной истории о немом дворнике Андрее?"
написать синквейн(при условии, что дети знакомы с данным видом работы) на любую из тем: "Литература", "Сказка", "Басня", "Пушкин", "Бородино" и др.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26930_bc3abe5f5c6c118bae88d620b91c72d0.jpg.jpg