Литературная викторина для обучающихся 5 класса
Данная викторина по литературе предназначена для
обучающихся младшего среднего звена школы (5 класс), занимающихся по учебнику
В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Она может быть проведена в конце
1 полугодия как проверочная работа.
Цель:
повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию
наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; привлечь
внимание детей к произведениям литературы, обобщить и систематизировать знания
учащихся по изученным темам.
Вопросы.
1.Назовите имя, отчество поэта Лермонтова.
2.Вставьте пропущенные слова: «Там чудеса: там
__________ бродит, ___________ на ветвях сидит».
3.Что такое басня?
4.Приведите 2 примера волшебной сказки.
5.Назовите двух русских пленников из рассказа
Л.Н.Толстого.
6.С армией какого государства сражались русские
солдаты на Бородинском поле?
7.Кто раскрыл Елисею местоположение царевны?
9.Какой писатель родился в местечке Большие
Сорочинцы?
10.Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12
вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»
11.Герой какого произведения В.А.Жуковского
видел в чёрной пучине уродливого ската, водяного млата, ненасытного мокоя и
морскую гиену?
12.Перечислите виды сказок.
13.Назовите известного русского баснописца.
14.Какие два русских поэта написали сказки о
спящей царевне?
15.Из какой басни мораль: «Когда в товарищах
согласья нет, на лад их дело не пойдёт»?
16.Узнайте героиню по её описанию: «Белолица,
черноброва, нраву кроткого такого».
17.Какое дерево подрывала неблагодарная Свинья в
басне Крылова?
18.Назовите 3 рода (большие группы) литературы.
19.Вспомните русских писателей – сказочников.
20.Заполните пробелы в названиях
произведений:«Ворона и ____», «Волк и ____», «____ и очки», «Слон и _____».
21.Назовите поэтов 19 века, воспевавших родную
природу.
22.Какой национальности девочка Дина из рассказа
«Кавказский пленник»?
23.Перечислите псевдонимы А.П.Чехова.
24.Назовите имя, отчество писателя Тургенева.
25.Что такое фольклор?
26.Продолжите ряд жанров фольклора: пестушка,
потешка, закличка, ...
27.Назовите 3 сказки о животных.
28.Вставьте слова на месте пропусков: «Это не
сказка, а ___________, сказка будет впереди», «___________ старик со старухой»,
«В некотором ________________», «Тут и сказке _____________, а кто слушал
молодец», «И я там был, ____________ пил, по усам текло, а в рот
________________».
Ответы.
1. Михаил Юрьевич.
2. «Там чудеса: там леший бродит, русалка на
ветвях сидит».
3. Басня - краткий стихотворный или прозаический
рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический
смысл.
4. "Царевна-лягушка",
"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" и др.
5. Жилин и Костылин.
6. Франция.
7. Ветер.
9. Николай Васильевич Гоголь.
10. Дворник Герасим.
11. Баллада "Кубок".
12. Волшебные, бытовые, о животных.
13. Иван Андреевич Крылов.
14. Василий Андреевич Жуковский и Александр
Сергеевич Пушкин.
15. "Лебедь, Щука и Рак"
16. Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и
семи богатырях" Пушкина.
17. Дуб.
18. Эпос, лирика, драма.
19. Василий Андреевич Жуковский, Александр
Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним
— Антоний Погорельский), Сергей Тимофеевич Аксаков, Владимир Иванович Даль и
др.
20. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок»,
«Мартышка и очки», «Слон и Моська».
21. А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н.
Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков и др.
22. Татарка (во времена Толстого "татарами
называли горцев Северного Кавказа, которые подчинялись законам мусульманской
веры (религии)» – такая ссылка дана в самом произведении. А горцы Северного
Кавказа – это аварцы, лезгины, чеченцы, ингуши и др. народы.)
23. Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат
моего брата и др.
24. Иван Сергеевич.
25. Фольклор (англ. folk - народ, lore -
мудрость) - устное народное творчество.
26. Пестушка, потешка, закличка,
приговорка, считалка, скороговорка, загадка, колыбельная песня и др.
27. "Теремок", "Волк и
лиса", "Лиса и заяц", "Зимовьё зверей" и др.
28. «Это не сказка, а присказка,
сказка будет впереди», «Жили-были старик со старухой», «В
некотором царстве», «Тут и сказке конец, а кто слушал
молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в
рот не попало».
Если остаётся время, можно предложить
школьникам дополнительные задания:
ответить(устно или письменно) на вопросы,
направленные на развитие коммуникативных УУД. Например, "Почему рассказ
Толстого о двух героях назван "Кавказский пленник" (в единственном
числе)? или "Почему Тургенев изменил финал реальной истории о немом
дворнике Андрее?"
написать синквейн(при условии, что дети знакомы
с данным видом работы) на любую из тем: "Литература",
"Сказка", "Басня", "Пушкин", "Бородино"
и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.