ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО УЗБЕКСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «СЛАДКОГОЛОСЫЙ СОЛОВЕЙ».

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если попытаться лаконично выразить самую суть узбекских народных сказок, то можно сказать о личности, стремящейся к свободе, счастью и познанию мира, о герое, отправляющемся в далёкое путешествие навстречу опасным и удивительным событиям. И какие бы приключения с ним ни происходили, он всегда смел, благороден, полон желания помогать людям, бороться с силами зла. Предлагаем вашему вниманию разработку командной литературной игры по узбекской народной сказке «Сладкоголосый соловей». Эта замечательная история интересна своей композицией, сложным и мастерским поворотом сюжета, динамичностью. Она побуждает юных читателей к добрым поступкам и размышлению.
Иконка файла материала Нурманова Игра по сказке.docx
Если попытаться лаконично  выразить  самую  суть  узбекских народных  сказок, то  можно  сказать о личности, стремящейся  к   свободе, счастью и познанию мира, о герое, отправляющемся в  далёкое путешествие навстречу опасным и удивительным   событиям. И какие  бы  приключения с ним ни происходили, он   всегда  смел, благороден, полон желания помогать людям, бороться  с силами зла.              Предлагаем  вашему  вниманию разработку  командной  литературной  игры по  узбекской  народной  сказке  «Сладкоголосый  соловей». Эта замечательная история интересна   своей  композицией, сложным  и мастерским поворотом  сюжета,  динамичностью. Она побуждает юных  читателей к добрым   поступкам и размышлению. ЛИТЕРАТУРНАЯ  ИГРА ПО  УЗБЕКСКОЙ НАРОДНОЙ  СКАЗКЕ «СЛАДКОГОЛОСЫЙ  СОЛОВЕЙ». Цели:   Развивать познавательные интересы, самостоятельность,  творческую  активность;  Воспитывать нравственные  качества   учащихся, умение  работать в группе, любовь  к  чтению. Оборудование:  Рисунки  учащихся  к сказке, конверты  с текстами для живых   картин, реквизит; дерево  с загадками, жетоны  и др. Условия  игры:  За  каждый  правильный  ответ  команда  получает жетон. В  конце игры  побеждает группа, набравшая  большее   количество  жетонов.Тур первый          «ДЕРЕВО  ЗАГАДОК». Загадки из  сказки. Игроки команд поочерёдно  снимают с дерева  листочки  с записанными  на них загадками, отгадывают  их.  Что было  величиной   с копейку, затем – с пятак, а после  ­  с тюбетейку, с лепёшку? ( Пятнышко  голубого неба, на месте   пропавших изумрудных листочков   чинары)  Кто  в сказке  спал  с открытыми  глазами? (Луноликая   красавица­царевна).  Кто  сказал  царевичу  слова «Кто  тебя  один раз  накормил, тому  сорок  раз  поклонись»? (Обезьяна – верный  друг  царевича).  Почему нельзя  было поднимать  покрывало  на клетке   сладкоголосого  соловья? (Он  начинал петь и зачаровывать).  Кто был ростом  с минарет, каждое  плечо как  чинара, рот  как  пещера, глаза  как  старые мешки, нос  как  печь для   лепёшек, тело как  у  слона? (Колдун).  Стоит его  поджечь, как  пери  тут же придёт на  помощь   царевичу.  О  чём речь?  (О  волшебном  волосе   из  косы пери). Тур второй          «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ  ЧИТАТЕЛЬ». Дать  точный ответ  на  вопрос. Ствол  чинары, изготовленный  мастерами  для  шаха, был  из  яхонтов, ветки – из…..,  листья – из ……, а плоды –  из….. (Хризолита, изумруда, жемчуга)  Сколько лет  трудились  мастера над изготовлением   драгоценного  дерева? (Семь  лет).  Чем должен   был  угостить  царевич волшебного  коня   Кара Калдыргоча, чтобы он пошёл за ним? (Кишмишом)  Как  старший брат  смог  узнать  младшего  после  долгой   разлуки? (По метке  от  копыта   на  левом  плече).  Каким образом  царевич  попадал  во  дворец  очередного   шаха? (Через  подземные  ходы,  вырытые   обезьяной).  Как  царевич  боролся  со  сном в  саду отца? (Надрезал  себе  палец, натёр ранку  солью с перцем). Тур третий          «ЖИВЫЕ   КАРТИНЫ». Игроки каждой  команды   вытягивают  конверты  с вложенными  в  них отрывками из  текста  сказки. Задание: изобразить  живую   картину данного эпизода. 1) «Поехали  дальше  три  брата  и долго ли скоро ли  ехали, но  прибыли  к месту, где  дорога расходится на три  части.  Возле  каждой  части камень, на  камне   ­  надпись. На одном  написано: «Кто поедет по этой дороге, вернётся». На  другом –«Кто поедет по этой дороге, встретит опасность». На третьем  – «Кто  поедет  ­  не  вернётся». 2)  «Стоит  царевич,  поджидает. Вдруг перед самым рассветом  подлетела  к чинаре диковинная  птица, опустилась на ветку   чинары и так  запела, что земля и небо зазвенели.      Как ни жалко  было царевичу  стрелять в  дивную  певунью,  но он всё  же  пустил  стрелу.  Однако  рука  у  него  дрогнула,  и  стрела  только  задела  птицу, выбив  из  крыла её   перышко». Тур четвёртый          «ВОЛШЕБНЫЕ  ЧИСЛА».            Ответить на вопросы, употребив  числительные.   Сколько  лет мастера   трудились  над   изготовлением   драгоценного дерева?  Сколько  воинов  охраняло  чинару? (Семь лет). (Сорок  воинов).  Сколько  сыновей  было  у  шаха? ( Трое).  Сколько  стражников  караулило  клетку  сладкоголосого   соловья? (Десять).  Сколько  месяцев  нужно было ехать до города, чтобы   привезти  дочь  шаха, спавшую  в большом  сундуке? (Девять  месяцев)  Сколько  покрывал  было на клетке  сладкоголосого   соловья? ( Семь  покрывал). Тур пятый          «ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ЛИДЕРОВ».Участвуют лидеры от  каждой  группы. Задание: записать   в  правильной последовательности три задания, выполненные  царевичем, и  цели  каждого задания. 1. Достать  сладкоголосого  соловья. Цель: спасти  родной  город от ханского гнева  и разорения. 2. Привезти  луноликую  красавицу­царевну в золотом  сундуке.  Цель:  получить  сладкоголосого  соловья. 3. Достать  крылатого  коня  Кара Калдыргоча.                            Цель:  получить  красавицу­цревну. Тур шестой          «ПОХОЖИЕ  СКАЗКИ». Привести примеры  русских  народных  сказок, в которых…  …есть  похожий  эпизод   с дорогой, расходящейся  на   три части  и  камнем  с надписями? («Сказка  о  молодильных  яблоках и живой  воде»)  ...царевич  также  получает одно за  другим задания от  разных  правителей: достать Жар­птицу, Елену  Прекрасную, златогривого  коня? («Иван­царевич и  Серый  волк»).  …верный  друг  помогает  трижды  перехитрить   каждого  правителя с помощью  волшебных   превращений? ( «Иван­царевич  и Серый волк»).  ... младший  сын  подкарауливает  ночью диковинную   птицу, но  получает  только  волшебное  перо от неё?(«Иван­царевич  и Серый волк» и   авторская  сказка – П.П.Ершов  «Конёк­горбунок»). Нурманова Замира  Аблокуловна, учитель русского  языка и литературы общеобразовательной школы № 21 города Ангрена Ташкентской   области. Тел.  +998909571197