Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"
Оценка 4.8

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Оценка 4.8
docx
01.03.2022
Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"
сценарий Дети войны.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Артемовская гимназия № 7»

 

 

 

 

 

 

 

Литературно-музыкальная композиция

 

«Дети войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

1.                 Сохранение гражданско-патриотического наследия предков.

2.                 Формирование гражданской позиции учащихся через поэтическое слово и музыку.

3.                 Развитие познавательной активности учащихся.

4.                 Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к великому подвигу солдата, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

Задачи:

·                     обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;

·                     вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;

·                     показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;

·                     вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;

·                     воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

·                     развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудованиеиллюстративно-наглядный материал, аудиозаписи песен «Дети войны», презентация «Дети войны» метроном.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Эпиграф: Эта  память - верьте, люди-

                   Всей  земле  нужна:

                   Если  мы  войну  забудем-

                   Вновь  придёт  война.

                                                Роберт  Рождественский

 

 

Ход

литературно-музыкальной композиции.

 

Фон

1.Дети хором:

 

Посвящается:

 

-Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

 

-Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.

 

-Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.

 

-Тем, кто на речных перевалах шел, словно камень ко дну.

 

-Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену.

 

-Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

 

-Тем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил.

 

Посвящается.

 

2.Дикторский текст

Утром 22 июня 1941 г. на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и её кукла. Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда. Не звонкими кострами, а горьким испепеляющим пожаром вспыхнула земля июньским рассветом 1941 г.

Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты, братья или сестры погибших, освобожденные из плена, сироты или счастливые дети живых родителей – разными путями попадали они на войну и переживали военное время.
 Как, какими силами была одержана эта победа через 1418 страшных, мучительных дней? 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, искалеченных, обездоленных. И среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Не детская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети? Нет! Уже не дети.

 

В огне войны сгорело детство, 
Но не прошло бесследно, нет, 
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.

 

3. Сценка про письмо на фронт (Аудиозапись)

 

Здравствуй, папка!

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился —

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний,

ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Я, конечно, одолел в борьбе.

А потом принёс те два осколка,

Что нашёл недавно у ворот,

И сказал тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказал да тут же и проснулся,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулся,

В удивленье поглядел на тьму.

Тьма такая — ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет...

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один... ..

.Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так... от радости...

Твой сын

Ведущая: У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны было немало детских лиц.

До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. И не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и братьями.

4.Стихи (фон)

1 ученик

Я видел пепел, чуял дым,

Я шел по мертвым коридорам,

Я думал, что я стал седым...

Открылся ужас нашим взорам.

2 ученик:

Я видел боль в глазах живых –

И то, как плакали мужчины...

Как много тех, кто тут затих!

Все сняли шапки перед ними.

3 ученик:

Я видел, как несли цветы,

Что связаны тигриной лентой.

Я видел каски и щиты;

В них жизни замерли моменты.

1 ученик:

Я видел кладбище идей,

Надежд огромный крематорий...

И что осталось от людей?

Десятки прерванных историй.

2 ученик:

Я видел слезы матерей –

Их смели без детей оставить.

А на обугленной стене

Врезалось в сердце слово «Память».

3 ученик:

Я ощущаю: они здесь,

Чтобы узнать, чего мы стоим.

Пусть их забудет мир - хоть весь,

Но не отнять у нас святое.

 

Ведущая: Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Была земля и жёсткой, и метельной.

Была беда на всех людей - одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе: детство и война.

Презентация «Дети войны»

 

Ведущая: Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: “Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть”.

 

5. Стихотворения учащихся (Фон)

 

1 ученик:

Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбежек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топтали… Война…

2 ученик:

Черные дни от пожаров и гари –

Детским сердцам непонятны они.

Зачем и куда тогда вы бежали,

Все покидая в те горькие дни.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!

Сколько же лет разделяло людей?

Дети войны, как и прежде, крепитесь!

Больше войны вам и радостных дней!

3 ученик:

Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек:
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек?..

Их, прошедших все годы войны,
Не пугают небесные грозы,
Но боятся они тишины –
В ней таится немая угроза.

Нападения страшной беды,
Что страшнее жары и мороза.
И в судьбе оставляет следы
Злых деяний, насилия…слёзы…

Над детьми, что убила война,
Валуны скорбно приняли позы,
И склонилась над ними страна,
И стоят часовыми берёзы.

Ведущая: Страшно подумать, что почти  70 лет назад, когда вся страна праздновала Великую Победу, никто и представить не мог, что война вновь ступит на нашу землю, что костлявая рука постучит в каждое окно жителей Донбасса, и теперь уже внуки и правнуки ветеранов Великой Отечественной возьмут в руки оружие.

 

6.Диалог «Что происходит в Донбассе» (фон)

-Что происходит в Донбассе?

-А просто война...
-Просто война, полагаете? –

Да, полагаю...
Я же уже третий год под нее засыпаю,
Долго ворочаясь ночью в кровати без сна.

-Что же за всем этим будет?

-А будут бои...
-Будут бои, вы считаете?

-Да, я считаю...
Я ведь не зря по утрам наши сводки читаю -
Страшные хроники многострадальной земли.

-Чем же все это окончится?

-Будет весна...
-Будет весна, вы уверены?

-Да, я уверена...
Лишь бы не сглазить, ведь стала теперь суеверна я -
Право, для нас столько раз отменялась она.

-Что же из этого следует?

-Следует ждать,
Жить терпеливо с надеждой встречая рассветы.
-Вы полагаете, нами заслужено лето?
-Я полагаю, что люди устали страдать...

Следует ждать, ибо сколько не длиться войне,
Мир, непременно, у нас воцарится однажды.
И настоящий, а не понарошку - бумажный,
Нами за годы заслуженный, ценный вдвойне...

В память о павших десятки и сотни свечей 
Так в новой жизни спокойной зажечь бы хотелось,
Мир свой отстроить, чтоб снова мечталось и пелось
И удалось долететь нам до счастья ключей.

 

Ведущая: Минута молчания… Ты так коротка,
но часто, вмещая года и века,
набатом стучишься ты в наши сердца,

чтобы помнили всех, кто стоял до конца..

 

Ведущая: "Больше всего я боюсь, чтобы не убили маму и папу. А то я не смогу спасти младшего братика, которому 6 месяцев. Пусть лучше убьют меня…"

"Мой папа ушел на войну. Мама и бабушка каждый день плачут и ничего мне не говорят. От этого мне становится еще страшнее… Может, папы уже нет?"

"Я знаю, как пахнет война. Она пахнет подвалом, где мы ночуем с мамой…"

Это слова наших детей – ровесников этой страшной войны, которая залпами орудий разрывается в наших сердцах. Это самое страшное, что наши дети знают не по наслышке, что такое война…



Ведущая: Прошу почтить всех умерших детей минутой молчания.

МЕТРОНОМ

 

Ведущая: Эта песня появилась в 1985 году вместе с Софией Ротару. Ее исполнял детский хор. Для нас, детей того времени, не знавших войны, слова этой песни были красивыми словами о мире. Сегодня эту песню исполнят тоже дети, но для них она звучит совсем иначе. В том далеком 1985 году никто и представить не мог, что через 30 лет мы с вами будем бояться за жизни наших близких, молиться за мир и мечтать, чтобы на нашей земле прекратилась война.

 

7.Песня «Аист на крыше»

 

Ведущая: Скольким нашим с вами детям пришлось собирать осколки своего детства на военном пепелище этой страшной сегодняшней войны. Сколько детей может смело сказать: «Мое детство украла война»…


8. Стихотворение «Мое детство украла война» (фон)

 

Я была ученицей примерною
Вместе с сотней других детей,
О войне, как и вы, наверное
Знала только из новостей.

Я не знаю всех ли увижу я
Этой осенью снова за партами:
Расплатились многие жизнями 
За судьбу политической карты.

Я не знаю какими законами,
По каким таким чёрным правилам,
Нас, когда-то родные народы,
Ненавидеть друг друга заставили. 

Вновь попросят писать сочинение
"Как провел я ушедшее лето?"
Я в слезах, с комом в горле, волнением 
В своих мыслях ищу просвета.

Мне о чем написать с красной строчки??? 
О подвалах, где мамы нас прятали?!
Шуме танков и днем и ночью?! 
Лужах крови, что с раненых капали??!

Написать может в красках о взрывах,
Диком страхе, про минный обстрел???
Про молитвы "спастись" в перерывах?
И о тех, кто сбежать не успел??!

Спи, страна! Без попыток проснуться,
Угодила ты в злые сети,
Никогда к тебе не вернутся
Поседевшие в детстве дети.

Ну а я, обычная школьница,
Сочинением увлечена,
Здесь пишу, чтобы вам запомниться:
"Моё детство украла война"...

 

Ведущая: Как страшно, когда война опустошает детские души, когда вглядываются в глаза взрослых детские глаза, глаза, полные страха, неизвестности, полные боли, совсем недетской боли! Но иногда взгляд этих глаз и не позволяется сдаться. Ведь нельзя предать память детства, нельзя забыть взгляд ребенка войны…

9. Стихотворения учащихся 8 класса (фон)

 

1 ученица:

ВСЕМ ТЕМ, У КОГО ДЕТСТВО СОЖГЛА ВОЙНА, ПОСВЯЩАЕТСЯ….

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

 

2 ученица:

ВСЕМ ТЕМ, ЧЬИ ДЕТСКИЕ ГЛАЗА ВИДЕЛИ СМЕРТЬ, ПОСВЯЩАЕТСЯ…

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

 

3 ученица:

ВСЕМ ТЕМ, КТО ВИДЕЛ НЕМУЮ БОЛЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОСВЯЩАЕТСЯ…

Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,
Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,
Девочка в парке стояла - 
                           с глазами - в полнеба! -
Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.

Из темноты незаметно щенок появился,
Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,
Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился,
Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя...

Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,
В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,
Бросилась в сторону и, как могла, побежала...
Спал Ленинград. 
                   А чужой, ненавистный щенок

Лёг на живот и пополз по январскому снегу,
Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.
Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,
Несколько раз попыталась подняться и встать,

Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,
Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,
Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,
Нет, не заплакала - Пушкина стала читать.

В воздухе таяла, таяла музыка строчек.
Злая луна почему-то мерцала свечой...
К жизни вернул её маленький тёплый комочек,
Громко сопел он и тыкался носом в плечо.

Из-под ресниц покатились солёные льдинки,
Тонкие руки на ощупь упрямца нашли,
Хлеб разломили и дали ему половинку,
К сердцу прижали и этим от смерти спасли...

Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!
Но никого не шокировал странный дуэт:
Мёртвая девочка тихо спала у вокзала
С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...

ВЗРЫВЫ



Ведущая:

Вы были ярче звезд и неба голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

И в наше поколенье как посланье.

А память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

В наш край опять пришла война,

Вернулось и расстрелянное детство...

 

Ученица:

Они ровесники войны.

Не по летам, в их взгляде мудрость.

Они виновны, без вины…

Любые доводы - абсурдность

 

Назло смертям всем, рождены…

Ведь там, где горе… ярче чувства.

К обстрелам приговорены,

Страной, страдающей безумством.

 

Смотри, какой же ты солдат?

Не отворачивай глаза,

Снаряд нельзя вернуть назад…

И мертвых воскресить нельзя…

 

Ведущая: О войне нужно помнить, чтобы на полях колосились янтарные колосья. О войне нужно помнить, чтобы в ярко-синем небе плыли белоснежные облака и светило ласковое солнышко. О войне нужно помнить, чтобы над миром плыл колокольный звон, а не бил тревожный набат. О войне нужно помнить. Чтобы майским днем, когда цветут абрикосы, наши с вами дети мелом на асфальте рисовали мир. О войне нужно помнить, чтобы война никому и никогда не опустошала душу…

Они прикрыли жизнь собою,

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.

И вновь – весна… И солнце светит ясно.

Вот детский смех послышался вдали…

Но кто сказал, что жили вы напрасно?

Но кто сказал, что зря боролись вы?

Заключительная песня «Дети войны»

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Цели: 1. Сохранение гражданско-патриотического наследия предков

Цели: 1. Сохранение гражданско-патриотического наследия предков

Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей

Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей

Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки

Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб они наш край не разрушали,

Я видел кладбище идей, Надежд огромный крематорий

Я видел кладбище идей, Надежд огромный крематорий

Горечь-полынь и сейчас на губах

Горечь-полынь и сейчас на губах

А просто война... -Просто война, полагаете? –

А просто война... -Просто война, полагаете? –

Ведущая: " Больше всего я боюсь, чтобы не убили маму и папу

Ведущая: " Больше всего я боюсь, чтобы не убили маму и папу

Я не знаю всех ли увижу я Этой осенью снова за партами:

Я не знаю всех ли увижу я Этой осенью снова за партами:

Ведь нельзя предать память детства, нельзя забыть взгляд ребенка войны… 9

Ведь нельзя предать память детства, нельзя забыть взгляд ребенка войны… 9

Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы —

Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы —

Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,

Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,

Ученица: Они ровесники войны

Ученица: Они ровесники войны

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022