Урок по литературному чтению на тему Мороз Иванович Цель урока: анализ художественного произведения; расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
мороз.docx
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия:
«литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать;
формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать
характеристику поступкам; взять из сказки чтото нужное, важное для себя.
Задачи:
обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и
анализировать (чем литературное произведение отличается от
народного), учить устанавливать последовательность действий в
произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий,
воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление;
развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать,
обобщать; развивать речь, память, воображение
воспитание нравственности через анализ содержания художественного
произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости,
дисциплинированности
следить за произношением; закреплять правильное произношение
звука ц на материале слов и слогов.
Оборудование: словаприлагательные к героям сказки (ленивая, добрая,
грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная,
заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные,
народные), учебники.
Ход урока.
I Организационный момент. Проверка слуха.
II Фонетическая зарядка.
С хорошей песней и дело спорится.
Прочитать пословицу медленно, чётко; быстро.
III Работа над сказкой
– С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом
уроке? Слайд №1 – Послушайте сообщение о жизни и творчестве этого писателя (инд. д/з)
Сообщение:
В.Ф.Одоевский (1803 1869) Володя Одоевский рано стал сиротой,
воспитывался у своего дяди П.И.Одоевского. В 13 лет он был определен в
Московский благородный пансион и окончил его с золотой медалью в 1822
году. В 1826 году Одоевский переехал в Петербург и вскоре женился.
Литературная деятельность Владимира Фёдоровича началась ещё в Москве,
но первая книга «Пестрые сказки с красным словцом...» вышла в Петербурге
лишь в 1833 году. Одоевский также был превосходным музыкантом, изучал
старинную и современную музыку, изобрёл музыкальный инструмент
«Себастианон» и подарил его Петербургской консерватории. В 1861 году
писатель переехал в Москву. Похоронен Одоевский в Донском монастыре.
– С каксй сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?
У этой сказки есть эпиграф.
Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает»
читателю его главный смысл.
Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не
даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?
В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас
затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов
рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –
Вот теперь значения всех слов понятны, а мы продолжим работать над
сказкой.
Назовите главных героев сказки.
(Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)
Где жил Мороз Иванович?
(В колодце)
Почему он жил в колодце?
(Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом
холодно) Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?
(В слове «Рукодельница» два корня –рук и –дел, т.е. все умеет делать
руками. А
«Ленивица» от слова лень.)
Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.
Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.
Какая беда случилась с Рукодельницей?
(Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в
колодец.)
Кто встретился ей в колодце?
(Пирожок и яблочки)
О чем они ее попросили?
(Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне
попросили потрясти.)
Как Рукодельница могла вернуть ведерко?
(За него она должна была три дня прослужить)
Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
(Руки ее окостенели и пальчики побелели)
А что нужно было Ленивице в колодце?
(Заработать горсть пятачков )
б) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой
и появится главный герой сказки. Догадайтесь, кто это?
Ученик:
Красивый старичок, седой седой сидит на ледяной лавочке, да снежные
комочки ест.
(Мороз Иванович)
Ребята он понравился вам в сказке?
Каким он был?
(Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с
белой бородой)
А вот еще один герой сказки. Рукодельница:
Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за
работу принимаюсь.
(Рукодельница)
Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович.
Послушайте, как они повстречались.
Сценка (по ролям).
Рукодельница: Здравствуй, дедушка!
Мороз Иванович:
Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в
мой колодец опустила. Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи,
будешь умна награжу, а ленива тебе же хуже. А теперь мне пора спать.
В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и
прочитайте.
(Рукодельница принялась взбивать снег.....
Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.
Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)
Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?
Ученица:
Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда
захочу встать, то заговорю:
“Нянюшка дай булочки”
“Нянечка завяжи башмачки”
Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за
веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.
Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.
Сценка.
Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?
Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.
Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует.
Только посмотрим, как ты работать будешь. Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и
прочитайте.
(“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”
“Пришла на кухню, да не знает, что делать...”)
Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?
А Ленивица какая?
(На доске карточки: трудолюбивая, скромная, ленивая, неуважительная,
грубая,
добрая, умная, злая, жадная, заботливая.)
На доске появляется таблица:
Рукодельница Ленивица
трудолюбивая ленивая
скромная неуважительная
заботливая грубая
добрая злая
умная жадная
в) Работа над пословицами.
На доске пословица:
Как вы понимаете эти пословицы?
Когда Рукодельница трудилась она напевала рукодельную песню. Вот
видите, труд приносит людям радость.
Прочитайте пословицу про лень:
Как вы понимаете ее?
За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?
(За труд)
Что дал он ей в награду?
(Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик)
А как он отблагодарил Ленивицу?
(Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой
брильянт) А почему он ее так наградил?
(не любила трудиться)
Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек поразному?
V Итог урока
Ребята, в жизни когданибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?
На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?
Почему?
Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке,
где волшебство?
Наша сказка подошла к концу.
Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Литературное чтение на тему "Мороз Иванович"
Литературное чтение на тему "Мороз Иванович"
Литературное чтение на тему "Мороз Иванович"
Литературное чтение на тему "Мороз Иванович"
Литературное чтение на тему "Мороз Иванович"
Литературное чтение на тему "Мороз Иванович"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.