Литературное чтение на тему "Мороз Иванович"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по литературному чтению на тему Мороз Иванович Цель урока: анализ художественного произведения; расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Иконка файла материала мороз.docx
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия:    «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать  характеристику поступкам;  взять из сказки что­то нужное, важное для себя. Задачи:  обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и  анализировать (чем литературное произведение отличается от  народного), учить устанавливать последовательность действий в  произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий,  воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.  развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление;  развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать,  обобщать; развивать речь, память, воображение  воспитание нравственности через анализ содержания художественного  произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости,  дисциплинированности  следить за произношением; закреплять правильное произношение  звука ц на материале слов и слогов. Оборудование: слова­прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая,  грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная,  заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные,  народные), учебники. Ход урока. I Организационный  момент.  Проверка слуха. II Фонетическая зарядка.  С хорошей песней и дело спорится.  Прочитать пословицу медленно, чётко; быстро. III Работа над сказкой – С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом  уроке? Слайд №1– Послушайте сообщение о жизни и творчестве этого писателя (инд. д/з)  Сообщение: В.Ф.Одоевский (1803 ­ 1869) Володя Одоевский рано стал сиротой,  воспитывался у своего дяди П.И.Одоевского. В 13 лет он был определен в  Московский благородный пансион и окончил его с золотой медалью в 1822  году. В 1826 году Одоевский переехал в Петербург и вскоре женился. Литературная деятельность Владимира Фёдоровича началась ещё в Москве,  но первая книга «Пестрые сказки с красным словцом...» вышла в Петербурге  лишь в 1833 году. Одоевский также был превосходным музыкантом, изучал  старинную и современную музыку, изобрёл музыкальный инструмент  «Себастианон» и подарил его Петербургской консерватории. В 1861 году  писатель переехал в Москву. Похоронен Одоевский в Донском монастыре. – С каксй сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?  ­ У этой сказки есть эпиграф.  Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает»  читателю его главный смысл. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не  даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Что нам помогают понять эти слова? – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? ­ В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас  затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов рубить платки – студенец – горница – почивать – ­ Вот теперь значения всех слов понятны, а  мы продолжим работать над  сказкой.  ­ Назовите  главных героев сказки.                 (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница) ­ Где жил Мороз Иванович?       (В колодце) ­ Почему он жил в колодце?     (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом  холодно)­ Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?      (В слове «Рукодельница» два корня –рук­  и –дел­, т.е. все умеет делать  руками. А          «Ленивица» от слова лень.) ­ Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте. ­ Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте. ­ Какая беда случилась с Рукодельницей?            (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в  колодец.) ­ Кто встретился ей в колодце?            (Пирожок и яблочки) ­ О чем они ее попросили?           (Пирожок попросил достать его из печки.  Яблочки на яблоне  попросили потрясти.) ­ Как Рукодельница могла вернуть ведерко?          (За него она должна была три дня прослужить) ­ Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?          (Руки ее окостенели и пальчики побелели) ­ А что нужно было Ленивице в колодце?       (Заработать горсть пятачков ) б) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой  и  появится главный герой сказки.  Догадайтесь, кто это?  Ученик:  Красивый старичок, седой­ седой сидит на ледяной лавочке, да снежные  комочки ест.              (Мороз Иванович) ­ Ребята он понравился вам в сказке? ­ Каким он был?       (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с  белой     бородой) ­ А вот еще один герой сказки.Рукодельница: Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за  работу принимаюсь.       (Рукодельница) ­  Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович.  Послушайте, как они повстречались. Сценка (по ролям). Рукодельница: Здравствуй, дедушка! Мороз Иванович: Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в  мой колодец опустила.  Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи,  будешь умна награжу, а ленива ­ тебе же хуже. А теперь мне пора спать. ­ В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и  прочитайте.           (Рукодельница принялась взбивать снег.....        Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.        Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…) ­ Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете? Ученица: Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда  захочу встать, то заговорю: “Нянюшка дай булочки” “Нянечка завяжи башмачки” ­ Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за  веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича. ­ Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица. Сценка. Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка? Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить. Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует.  Только посмотрим, как ты работать будешь.­ Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и  прочитайте.                                             (“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”                        “Пришла на кухню, да не знает, что делать...”) ­ Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она? ­ А Ленивица какая?      (На доске карточки: трудолюбивая,  скромная,  ленивая,  неуважительная,  грубая,        добрая, умная, злая, жадная, заботливая.) На доске появляется таблица:                                                               Рукодельница                            Ленивица                               трудолюбивая                        ленивая                              скромная                                  неуважительная                              заботливая                               грубая                              добрая                                       злая                               умная                                          жадная в) Работа над пословицами.       На доске пословица: ­ Как вы понимаете эти пословицы? ­ Когда Рукодельница трудилась она напевала рукодельную песню. Вот  видите, труд  приносит людям радость. ­ Прочитайте пословицу про лень: ­ Как вы понимаете ее? ­ За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?     (За труд) ­ Что дал он ей в награду?    (Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик) ­ А как он отблагодарил Ленивицу?  (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой  брильянт)­ А почему он ее так наградил?       (не любила трудиться) ­ Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по­разному? V Итог урока ­ Ребята, в жизни когда­нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц? ­ На кого бы из героев сказки вам хотелось походить? ­ Почему? ­ Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке,  где    волшебство? ­ Наша сказка подошла к концу.   Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.                                           Доброта с годами не стареет.                                          Доброта от холода согреет.                                          Если доброта, как солнце светит,                                          Радуются взрослые и дети.