Литературные тексты, используемые для обследования детей 7-10 лет на ПМПК
Оценка 5

Литературные тексты, используемые для обследования детей 7-10 лет на ПМПК

Оценка 5
docx
01.02.2020
Литературные тексты, используемые  для обследования детей 7-10 лет на ПМПК
lbfuyjcnbrf 7-11.docx

 

Приложение №14.

Литературные тексты, используемые  для обследования детей 7-10 лет на         ГПМПК

 

Сережа заболел.

 

Сережа проснулся утром грустный. Плачет, капризничает. Мама поставила ему градусник, дала лекарство, взяла зонтик и ушла на работу.

 

Волк и коза.

 

Высоко на горе увидел волк пасующуюся козу и стал звать её вниз: «Иди коза сюда, здесь травка высокая, сочная, много корма для тебя есть». А коза ему отвечает: «Ты волк не о моем, а своем корме заботишься».

Монета.

 

Мальчик играл монетками в комнате. Одна монета упала и куда – то закатилась. В комнате было темно. Мальчик никак не мог найти монетку. В комнату вошла бабушка и говорит: «Ну что ты в темноте ищешь, иди на кухню там свет горит. Быстро найдёшь свою монету.

Луна в реке.

 

Отец с сыном были на рыбалке, наловили рыбы. Когда стемнело, отец послал сына набрать воды, чтобы сварить уху. Мальчик подошел к реке, и видит, что луна упала в реку и плавает прямо по - середине реки. Побежал он скорее к отцу: «Папа, папа! Там луна в реку упала. Пошли, вытащим её на берег».

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и описание диагностического материала

при обследовании детей с 7 до 10 лет  на ГПМПК

(по этапам обследования)

 

1.      Установление контакта.

Цель:

- Снятие эмоционального напряжения, волнения, страха перед исследователем; установление атмосферы доверия и взаимопонимания.

Средства, облегчающие установлению контакта:

-  Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

 Если ребенок готов вступить в беседу, ему представляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

  Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать)

-  Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

 Диагностический материал: бумага, карандаш.

 При беседе задаются вопросы.

 

Оценка результатов первого этапа

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу.

Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание

 Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести ребенка в работу.

Не испытывают волнения, поведение их  и требования чаще спонтанны.

 Внимание пассивное.

 Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

 

2.      Оценка общей осведомленности.

Цель:

- Исследование экспрессивной диалогической речи, богатства лексики, конструкций предложений и умение понимать связную речь.

- Оценка контактности, коммуникабельности.

- Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Оценка эмоциональности, мимики.

- Исследование интонационного строя речи.

- Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во времени и пространстве.

- Оценка уровня познавательных интересов и их направленности.

Используемые диагностические приемы

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

 -Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе было год назад?

- Сколько тебе будет через 1, 2 года?

- Какое сейчас время года?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Можно ли кататься на санках летом? Почему?

- Когда ты завтракаешь: вечером или утром?

- Можно ли купаться зимой? Почему?

- Сколько дней в неделе?

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

- Что такое транспорт?

- Что такое листопад? «Золотая осень»?

- На какой свет светофора переходят улицу?

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

С легкостью и эмоциональным оживлением отвечают на вопросы, пользуясь при этом развернутой фразой, обнаруживая достаточно большой запас слов.

 Хорошее понимание вопросов и инструкций, соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире.

Обнаруживают достаточно большой дефицит знаний и представлений. Обнаруживают некоторую растерянность и беспомощность при выполнении работы, нуждаются в оказании помощи в форме вопросов, подсказок.

 Речь бедна, фраза короткая, грамматический строй речи часто значительно страдает. Запас знаний и представлений ниже возрастной нормы.

Обнаруживают низкую общую осведомленность.

 Помощь принимают плохо.

 От работы быстро переключаются на игры.

 Речь бедна, невыразительна, грамматически неправильна. Интерес к вопросам формальный. Мимика оживляется при переходе к игре.

 Запас знаний и представлений об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы.

 

3.      Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.

Цель:

- Исследование качества внимания.

- Исследование умения выделять объект восприятия из общего фона.

- Исследование умения устанавливать причинно – следственные связи, заложенные в основе понимания сюжетных картин.

- Исследование умения устанавливать пространственно – временные отношения.

- Исследование эмоционального отношения к событиям, изображенным на картинках.

- Исследование способности описать словесно сюжет картинок, составить по ним  рассказ.

Диагностический материал:

Предлагаются картинки:

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка  «Игрушки убежали» (Приложение №2).

Для ребенка в 8,5-9 лет - сюжетная картинка  «Лентяйка» (Приложение №2).

Для ребенка в 9-10 лет - сюжетная картинка   «В автобусе» (Приложение №2).

 

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка.

Его просят тщательно рассмотреть ее и сказать, что за событие на ней изображено, кто его участники, кто главный герой изображенного события.

Определить, какова его роль в происшедшем и роль второстепенных действующих лиц. Ребенок должен дать характеристику основному действующему лицу и его поступку.

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко осмысляют сюжет картинки, выделяют героя происшествия, дают оценку его поступку и ему самому. Эмоционально живо реагируют, без труда описывают сюжет вербально.

Нуждаются в помощи при осмыслении сюжета в форме активизации внимания, наводящих вопросов, подсказок, предъявление вероятных умозаключений в 2-3х вариантах,  из которых чаще выбирают правильное. Помощь в работе принимают достаточно легко.

 Описывают сюжет по вопросам.

Воспринимают сюжет искаженно, помощь использовать продуктивно не могут.

 Легко меняют  описываемый сюжет, допускают нелепости, грубые противоречия. Рассказ в форме односложных ответов на вопросы не отражает сюжета.

 Работают с картинкой без интереса, эмоциональной реакции на изображенное нет.

 

4.      Осмысление конфликтных изображений нелепиц.

    Цель:

- Исследование сохранности внимания, восприятия и представлений

Диагностический материал:

 Картинки - нелепости:

Для детей  в 7-8 лет – картинка  «Дождик» (Приложение №6).

Для детей  в 8-9 лет – картинка  «Рыболов» (Приложение №6).

Для детей  в 9-10 лет – картинка  «Водолаз» (Приложение №6).

 Процедура исследования:

Ребенку предлагается картинка с нелепостями.

Ему предлагают картинку внимательно рассмотреть и решить, все ли правильно нарисовал художник.

Просят назвать и показать, что нарисовано неправильно.

При указании ребенком на те или иные неправильности на рисунке, его просят объяснить, в чем неправильность и как должно быть нарисовано на самом деле. Учитывается количество отмеченных нелепостей и его отношение к общему количеству нелепостей.

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Эмоционально реагируют на картинку с нелепостями. Быстро обнаруживают и объясняют что не так, почему и как должно быть.

Испытывают некоторую растерянность при изучении картинки, им требуется помощь в форме краткого описания сюжета, после чего они начинают обнаруживать нелепости на картинке.

 По ходу работы требуется активизация внимания. Чаще им не удается обнаружить все нелепости. Отметив 2-3 нелепости из

5-6 нелепостей по картинке, они прекращают поиск.

Самостоятельно с работой не справляются, требуется не только помощь в форме краткого описания сюжета, но постоянное побуждение к поиску, активизация внимания.

 Быстро наступает отказ от работы.

 Эмоциональная реакция в форме нетерпения, недовольства, протеста.

 

4.      Исключение предметов и понятий, не подходящих по существенным признакам к остальным в предложенной группе.

Цель:

- Оценка способностей к обобщению.

- Оценка способностей вербально – логическому мышлению.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

- Оценка обучаемости.

Диагностический материал:

Таблицы с изображением 4-х предметов, один из которых отличается от остальных по существенному признаку, а 3 предмета имеют общие существенные признаки, на основании которых могут быть обобщены и названы обобщающим словом (Приложение №10).

Процедура проведения:

 Ребенку предлагается рассмотреть таблицу с 4-мя предметами.

 Ему объясняется, что три из изображенных предметов сходны между собой и их можно назвать одним словом, а 4-й предмет к ним не подходит, т.е. не такой как все остальные: он лишний.

 Ребенку предлагается найти этот предмет, назвать его и объяснить, почему он лишний.

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Быстро осуществляют анализ предложенных предметов, слов или понятий, находят сходные между собой по существенным признакам, объединяют их в группу, которую называют обобщенным словом, а лишнее исключают, так как  оно мешает обобщению.

Обычно имеют небольшой запас общих понятий, путают их.

 Затрудняются в определении по какому-либо признаку объединение трех слов или понятий. Нуждаются в объяснении способа действия, помощи при проведении обобщения и исключения лишнего слова.

Затрудняются в объяснении и подборе общего понятия, но принцип усваивают и используют в последующих заданиях.

Проводят исключения по второстепенным или случайным  признакам. Помощь практически не эффективна.

 Если случайно оказывается адекватным выбор слова, подлежащего исключению, то объяснение бывает неверным, часто нелепым. Этим детям трудно бывает объяснить, чем обусловлен выбор исключаемого слова и чем объединены остальные.

 Интерес к работе низкий, формальный.

 

 

 

6 . Понимание содержания литературных текстов.

   Цель:

-   Исследование способности понимания скрытого смысла текста;

-   Исследование умения воспроизведения прочитанного рассказа в логической      

    последовательности;

-   Исследование умения делать выводы, устанавливать причинно -  следственные связи;

-   Исследование общей осведомленности;

-   Исследование представлений.

 Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей  7  лет - рассказ “ Сережа заболел” (Приложение №14).

Для детей   8 лет – рассказ " Волк и коза "(Приложение №14).

Для детей   9 лет – рассказ  "Монета" (Приложение №14).

Для детей   10 лет – рассказ “Луна в реке” (Приложение №14).

Процедура  диагностического исследования:

Ребенка просят внимательно прослушать рассказ и пересказать его.

Просят  объяснить, в чем смысл действий героев и последствия их действий.

Попытаться объяснить поучительную сторону рассказа (чему учит?).

   

  Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко пересказывают рассказ и объясняют смысл описываемой ситуации. Легко устанавливают причинно-следственные отношения.

 Объясняют, чему  учит рассказ.

 Адекватно характеризуют действующих героев, отстаивают выводы.

Пересказывают по наводящим  вопросам. Требуется разъяснительная помощь при выяснении скрытого смысла рассказа. Их суждения поверхностны, не всегда логичны и требуют коррекции.

В лучшем случае при наводящих вопросах и совместном разборе понимают незначительную несущественную часть рассказа.

  Смысл же понять не могут и оказываемая им помощь неэффективна.

 

7 . Составление  рассказа  по серии картинок, объединенных  единым сюжетом.

Цель: 

- Исследование способности устанавливать причинно-следственные отношения;

- Исследование способности устанавливать пространственно-временные отношения;

- Исследование способности составлять  связный рассказ по серии картинок.

Диагностический материал:

Набор из последовательных изображений, объединенных одним сюжетом:-

 Для  детей 7 лет -  серии сюжетных картин:  «Обед», «По ягоды» (Приложение №18).

 Для  детей 8 лет  - серии сюжетных картин:  «Злая собака» (Приложение №18).

 Для  детей 9 лет – серии сюжетных картин  «Щенки», «Курица и ворона» (Приложение №18).

 Для  детей 10 лет – серии сюжетных картин  «На заставе», «Лиса и козел» (Приложение №18).

   Процедура проведения:

 Ребенку предлагается набор картинок, объединенных единым сюжетом.

Затем  ему предлагается рассмотреть всю серию картин, догадаться о чем они рассказывают и разложить в логический ряд, отражающий сюжет рассказа.

 После чего ребенку предлагается составить по разложенной серии картин связный  рассказ.

 Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с заданием, лишь иногда нуждаются при составлении рассказа в помощи в виде уточняющих вопросов.

Выполняют задание с организующей помощью

(совместное начало, наводящие вопросы, сообщение дополнительной информации, активизация внимания и пр.)

 Оказанную помощь используют при выполнении аналогичных заданий.

 

Выкладывают картинки без учета логических связей. Интереса к работе не испытывают, описывают конкретно по каждой картинке, допускают фантазирование, нелепости при их описании.

 Помощь не принимают.

 

8 . Исследование  способности  проводить сравнения предметов или понятий по существенным признакам.

  Цель:

- Исследование умения выделять существенные признаки предметов и понятий;

- Исследование умения объединять  предметы и понятия в группы по существенному признаку;

- Исследование умения проводить сравнения с опорой на существенные признаки по линии сходства и различия;

- Оценка сформированности способности к проведению  операции сравнения.

 Процедура исследования:

Ребенку предлагается сравнить.

Предлагается вопрос: “ Скажи, чем похожи и чем отличаются?»

Например:  мяч и арбуз, собака и волк, птица и самолет, вода и молоко, дождь и град, печь и солнце, курица и ворона, девочка и кукла, кошка и белка, озеро и река, остров и полуостров и др.

 

       Оценка результатов:

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

 

Легко и быстро усваивают условия задания, проводят операции синтеза, установив необходимые закономерности.

Некоторым детям в начале работы необходима обучающая помощь на ряде примеров, после чего они справляются с заданием самостоятельно.

Нуждаются в обучающей помощи на примерах и в последующей работе им нужна организующая помощь в виде наводящих вопросов, дополнительной информации и пр.

 Без помощи они чаще проводят сравнения с опорой на второстепенные признаки.

Задание не осмысливают, сравнения проводят по случайным и второстепенным признакам или не проводят вообще.  Все виды помощи ими не принимаются.

 

 

 

 

  1. Исследование школьных знаний.

 Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.

Материал:

 Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложения №25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам.

Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь.

 Способны осуществлять перенос показанного способа действия на анологичное задание.

Выполняют совместно, частично.

 Помощь использовать не могут.

 Перенос на анологичные задания не осуществляют.

Задания часто выполняют формально.

Мотивация слабая.

 


Содержание и описание диагностического материала

при обследовании детей с 11 до 14 лет  на ГПМПК

(по этапам обследования)

 

1. Исследование общей осведомленности.

 Цель:

- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.

-  Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.

Используемые диагностические приемы

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения.

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

 -Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе будет лет, когда ты станешь в 2,3 раза старше?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Назови 3, 10 день недели.

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Какие ты знаешь хвойные деревья? Лиственные? Фруктовые?

- Какая разница между фруктами и ягодами?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Какие ты знаешь города? Какая столица нашей родины? Какой главный город нашей области?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

  

 Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Достаточно свободно оперируют имеющимися знаниями. Отвечают на поставленные вопросы, обнаруживая определенный эмоциональный подъем от осознания собственного интеллекта.

Обнаруживают значительные проблемы при ответах на вопросы в связи с недостаточной осведомленностью и несоответствием школьных знаний полученному образованию.

 Легко принимают помощь в форме наводящих вопросов, напоминаний, объяснений.

 Делают перенос полученных представлений и навыков.

Обнаруживают полную несостоятельность в работе.

 Не понимают, что от них требуется.

Помощи не принимают, уклоняются от работы.

 

  1. Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

 Цель:

- Оценка качества восприятия.

- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.

- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.

Диагностический материал:

Для детей 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка», «Помощница» (Приложение № 3).

Для детей 12 лет – предъявляются картинки «Секрет» (Приложение № 3).

Для детей 13 лет – предъявляются картинки  «Случай во дворе» (Приложение № 3).

Для детей 14 лет – «Футболист» (Приложение № 3).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло.

Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных вопросов.

 Предлагается дать оценку героям и их действиям.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов.

 Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием.

Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений.

 Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев.

С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно.

 Помощь не принимают.

 

  1. Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.

Цель:

- Оценка качества внимания и восприятия.

- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Возможности выявления нелепостей.

- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны задания.

- Оценка чувства юмора.

Диагностический материал:

Предъявляют картинки:

- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)

- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «Кот-футболист» (Приложение № 7)

- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)

- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.

Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей.

Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости.

Объясняют, почему такое не может быть.

 В помощи практически не нуждаются.

Не сразу воспринимают комическое содержание сюжета.

 Нуждаются в активизации внимания, помощи в виде наводящих вопросов. Обычно обнаруживают 60-80% изображенных нелепостей.

 Четкая адекватная реакция отсутствует.

Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция отсутствует.

 Описывают конкретно изображенное на картинке.

 

  1. Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.

Цель:

- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на  этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.

- Оценка категориального мышления.

- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.

- Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение № 11).

Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и  объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.

Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

Так строка за строкой подвергается логическому анализу.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием.

Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений.

 Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее.

 Словесно – логическое мышление развито слабо.

Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны.

 

  1. Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

-  Оценка обучаемости.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом (Приложение № 22).

 

 

Например:  Собака                                           Рыба__________________

                    Шерсть                  сеть, рыбак, лодка, вода, чешуя

 

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Имеют достаточно высокий уровень  сформированности аналитико-синтетической  деятельности.

 Дети легко и быстро справляются с  заданием.

Испытывают трудности при проведении операции синтеза.

 Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием.

 Дети хотя  и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно.

Это задание не понимают.

 Большая по объему помощь остается неэффективной.

 

  1. Исследование понимания литературных текстов.

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей  11  лет - рассказ “Жадная собака”(Приложение № 15)

Для детей  12 лет – рассказ "Лев и  лиса"(Приложение № 15)

Для детей  13 лет – рассказ  "Осел и муравей"(Приложение № 15)

Для детей  14 лет – рассказ “Голодный человек”(Приложение № 15)

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание.

Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта.

 Эмоции не имеют яркого проявления.

 Дети скорее напряжены и легко теряются.

Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной.

 

 

  1. Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.

Цель:

- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.

- Оценка умения делать обобщения.

- Оценка уровня речевого развития ребенка.

- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.

- Оценка внимания, восприятия.

Диагностический материал:

Детям 11 лет – предлагаются серии: «Трусиха», «Случай на реке» (Приложение № 19)

детям 12 лет – предлагается серия: «Ежик» (Приложение № 19)

детям 13 – 14 лет – предлагается серия: «Фермер» (Приложение № 19)

Процедура обследования:

Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.

Затем предлагают  разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Выполняют задание без труда.

 Легко устанавливают причинно-следственные отношения.

 Составляют рассказ с учетом сюжета.

 Делают выводы.

 Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах.

Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа.

 С заданием справляются с помощью взрослого.

Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.

 

  1. Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.

Цель:

- Выявить запас и точность представлений.

- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.

- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.

- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.

- Оценка способности к отвлеченному мышлению.

Процедура исследования:

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».

Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и тапочки и др.

Анализ результатов:

Дети с N интеллекта

Дети с ЗПР

Дети с УО

Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление.

Не сразу понимают смысл задания.

 После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам.

Но при  оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ.

Сравнение не проводят, задания не осмысливают.

 

  1. Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.

Цель:

- Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет.

- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц  с использованием жизненного опыта, кругозора.

- Оценка образного мышления, представлений.

- Оценка качества речи, умения выражать мысли.

- Оценить умение вербального выражения умозаключений.

-  Выявление возможности применения их в жизни.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.

 Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 24).

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний.

 Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом.

 Легко выражают свои мысли.

Чаще проводят работу с помощью.

 Метафоры в контексте понимают легче.

. Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов.

 Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг).

Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.

 

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24).

Примеры поговорок:

- «Как аукнется, так и откликнется».

- «Шило в мешке не утаишь».

- «Куй железо пока горячо».

- «Семь раз отмерь, один отрежь».

Примеры пословиц:

- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

- «Не руби сук, на котором сидишь».

- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с объяснением скрытого смысла пословиц и поговорок.

 Четко выражают свои мысли и объясняют случаи применения их в жизни.

 Работу проводят быстро на эмоциональном подъеме.

Справляются с заданием с помощью взрослого и при использовании их жизненного опыта, примеров из жизни. Выбирают чаще  правильное объяснение из 2х – предложенных вариантов. Часто имеется внутреннее понимание пословиц и поговорок, но при невозможности выразить их смысл словами.

Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной.

 

  1. Исследование школьных знаний.

 Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.

Материал:

 Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение № 25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам.

Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь.

 Способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

Выполняют совместно, частично.

 Помощь использовать не могут.

 Перенос на аналогичные задания не осуществляют.

Задания часто выполняют формально.

Мотивация слабая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение №14. Литературные тексты, используемые для обследования детей 7-10 лет на

Приложение №14. Литературные тексты, используемые для обследования детей 7-10 лет на

Оценка результатов первого этапа

Оценка результатов первого этапа

На какой свет светофора переходят улицу?

На какой свет светофора переходят улицу?

Легко осмысляют сюжет картинки, выделяют героя происшествия, дают оценку его поступку и ему самому

Легко осмысляют сюжет картинки, выделяют героя происшествия, дают оценку его поступку и ему самому

Цель : - Оценка способностей к обобщению

Цель : - Оценка способностей к обобщению

Для детей 7 лет - рассказ “

Для детей 7 лет - рассказ “

Легко справляются с заданием, лишь иногда нуждаются при составлении рассказа в помощи в виде уточняющих вопросов

Легко справляются с заданием, лишь иногда нуждаются при составлении рассказа в помощи в виде уточняющих вопросов

Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой

Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой

Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 11 до 14 лет на

Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 11 до 14 лет на

Оценка способности воспринимать сюжет в целом

Оценка способности воспринимать сюжет в целом

Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости

Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности

Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов

Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений»

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений»

Не руби сук, на котором сидишь»

Не руби сук, на котором сидишь»

Литературные тексты, используемые для обследования детей 7-10 лет на ПМПК

Литературные тексты, используемые  для обследования детей 7-10 лет на ПМПК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020