ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАТЛ
«Читать
– это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»
Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, прививать любовь к чтению, слову; развивать любознательность, способствовать развитию творческих способностей школьников, формировать чувство коллективизма.
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Д. Дидро
В настоящее время чтение книг кануло далеко в прошлое. Если раньше человек мог рассказать, какую книгу прочитал, или какой любимый автор книг, то теперь вряд ли и вспомнит. Особенно, это касается молодого поколения, которое в мире технологий совсем забыли, о книгах. Книги годами пылятся на полках, а тема: какую книгу читаешь, и вовсе не обсуждается среди молодёжи. Почему? Возможно потому, что в повседневных заботах мы не можем найти время, чтоб уединится за чтением книги, или зачем читать книгу, если можно погуглить в сети и узнать все что нам нужно, или же посмотреть фильм снят по сюжету книги. Наверное, большинство людей руководится именно этим, хотя так быть не должно.
Значение книг и чтения в жизни человечества сложно переоценить. С древних времен человек, умеющий читать, был уважаем и почитаем согражданами, а к самой книге относились с благоговением. И это совершенно неслучайно. «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки», - справедливо подчеркивал австрийский писатель Стефан Цвейг. И действительно, книга – неисчерпаемый источник мудрости многих поколений, который хранит живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать, это тренажер для развития ума и воображения.
К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов:
1. Люди, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием.
2. Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение книг.
3. Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению.
4. Чтение улучшает коммуникативные навыки, расширяет кругозор, развивает словарный запас: при чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни, находим новые темы для обсуждения с друзьями.
5. Чтение способствует повышению грамотности: читающий человек допускает гораздо меньше ошибок, нежели тот, кто не читает.
6. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. А без творчества нет самореализации, нет счастливого человека.
7. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей.
И это далеко не полный перечень преимуществ чтения.
С целью поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе в рамках недели русской филологии мы сегодня проводим литературный батл.
Ход мероприятия
Ведущий:
Здравствуйте уважаемые участники команд, зрители и наше многоуважаемое жюри. Я
рада приветствовать вас на нашем литературном батле, который проходит под
девизом «Читать – это стильно! Читать – это
модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»
К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно
обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо
считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире
свидетельствует ряд весомых аргументов:
1. Люди, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием.
2. Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение книг.
3. Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению.
Поэтому, уважаемые друзья, мы призываем вас: читайте!
Ну а сегодня в знаниях литературы за звание самой читающей, творческой и креативной команды будет соревноваться 2 команды (представление команд)
Представление команд
Ведущий: Мы благодарим команды за представление и представляем вашему вниманию наше компетентное жюри.
Представление жюри.
Первый конкурс «Продолжи пословицу»
Отвечают по очереди обе команды. Каждый правильный ответ 1 балл.
· Без труда не вытащишь ……….. и рыбку из пруда.
· Без хорошего труда нет ……… плода.
· Книга мала, да ума ……….придала.
· В тихом омуте ……..черти водятся.
· Терпенье и труд…………. все перетрут.
· Книга книге рознь: одна учит, другая……. мучит.
· Не умел шить золотом, так бей……. молотом.
· Сегодняшней работы на завтра ………… не откладывай!
· Кто не работает,………. тот не ест.
· Маленькое дело лучше большого………. безделья.
· После драки …….. кулаками не машут.
· В рабочее время – язык………. на засов.
· На ловца ……..и зверь бежит.
· Глаза страшатся, а руки………….. делают.
· Дело мастера …….. боится.
· Кто рано встает, тому……… Бог дает.
· В труде рождаются………. герои.
· Щи да каша …….пища наша.
· За двумя зайцами погонишься……. ни одного не поймаешь.
· Милые бранятся …….только тешатся .
· Делу - время,……… потехе - час.
· Гром не грянет….…мужик не перекрестится.
· От труда здоровеют, а от лени………. болеют.
· Любишь кататься …….люби и саночки возить.
· Не рой другому яму …….сам в нее попадещь.
· Делу время …… потехе час.
· Семь раз отмерь …….1 отрежь.
· Нечего на зеркало пенять … коли рожа крива.
Второй конкурс «Лирики».
Три участника каждой команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник второй команды должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор.
Полный правильный ответ 3 балла.
Третий конкурс «Поясни поговорку»
Поговорки на карточках перевернуты на столе. Капитаны команд выбирают любые три. На подготовку ответов командам дается три минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл.
А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит, объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)
А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что несмотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано.)
А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь.)
А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)
А там хоть трава не расти. (Смысл поговорки, в том что, человек сказавший эту фразу, выражает полное безразличие к тому, что будет после его поступка или какой — либо ситуации, и к тем, кто пострадает в результате его действий.)
Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)
Четвертый конкурс «Гонка за лидером»
За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос. Каждый правильный ответ –
1 балл.
Вопросы для первой команды.
- Лицей в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
- Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)
- В каком веке родился Пушкин? (В 18 веке)
- Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
- Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
- Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
- Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»? ( А. Погорельский)
- Из какого произведения эти строки:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана… (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
- Как называется момент наивысшего действия в художественном
произведении? (Кульминация)
- Автор произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)
- Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
- Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)
- Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом
(Баллада)
- Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)
- Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
- Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)
- Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)
- Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)
- Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)
- Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор?
(«Руслан и Людмила»)
- В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Из какого произведения эти строки:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)
- Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных
героях? (Былина)
- В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы?
(В.Распутин. «Уроки французского»)
- Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)
Вопросы для второй команды.
- Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
- Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
- Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри Финн)
- Автор книги «Путешествия Лемюэля Гулливера»? (Дж. Свифт)
- Автор строк
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)
- Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский) - Из какого произведения эти строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
- Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? (Инверсия)
- Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? ( А.С.Пушкин)
- Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
предмета)
- Назовите трехсложные стихотворные размеры.
(Дактиль, анапест, амфибрахий)
- Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
- Речь одного человека в произведении? (Монолог)
- Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?
(Псевдоним)
- Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
- Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)
- Автор «Бородино»? (М.Ю.Лермонтов)
- Из какого произведения эти строки:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)
- Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”?
(В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)
- К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
(К Ивану Пущину)
- В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)
- Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без
селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких
ножках» и «мужичок в мешочке»?
(М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)
- Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой
литературе. (Классика)
Конкурс капитанов
Задание 1-му капитану:
Вспомнить названия произведений, в которых встречается числительное «три».
1. «Три мушкетёра» А. Дюма.
2. «Три медведя» Л. Толстой.
3. «Три поросёнка» С. Михалков.
4. «Три толстяка» Ю. Олеша
5. «Три сестры» А.П. Чехов
6. «Трое в лодке…» Джером К. Джером
Задание 2-му капитану:
Вспомнить названия произведений, в которых встречается слово «белый» или однокоренные с ним.
1. «Белеет парус одинокий» В. Катаев.
2. «Белый пудель» А. Куприн.
3. «Белые ночи» Ф.М. Достоевский.
4. «Белый Бим Чёрное ухо» Г. Троепольский.
5. «Белый клык» Д. Лондон.
6. «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев.
7. «Белоснежка и семь гномов» Б. Гримм.
Пятый конкурс
Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде.
1 вопрос
Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь со второго на третье октября (по старому стилю; по новому- в ночь с 14 на 15 октября) 1814г. сына у Марии Михайловны, предсказала младенцу насильственную смерть. Это зловещее пророчество сопровождало поэта всю его краткую жизнь. Младенцу не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в имение его бабушки, которая и занялась его воспитанием. Он учился в Московском университете. Окончил Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» был сослан в армию на Кавказ. Пророчество акушерки сбылось. 27 июля 1841 года, в возрасте 27 лет, около 7 часов вечера он погиб на дуэли. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
2 вопрос
Родился в Таганроге в купеческой семье за год до отмены крепостного права и скончался в Германии за год до русской революции 1905 года. После окончания гимназии переехал в Москву, где окончил медицинский факультет Московского университета. Он, шутя, говорил: «Если медицина - моя законная жена, то литература - любовница». С 20 лет он был болен чахоткой, от неё и скончался. (Антон Павлович Чехов)
3 вопрос
Обычно неторопливая, несуетная Москва с раннего утра 26 мая (по старому стилю, по новому- 6июня) 1799 года была оглашена беспрерывным, радостным звоном «сорока сороков»: в день Вознесения Господня Москва приветствовала новорожденную внучку императора Павла Марию. Но никто не догадывался, что в этот день в России родился великий поэт - будущая слава и гордость России,- именем которого будет названа целая эпоха. Учился в Царскосельском лицее. Женился на первой красавице Москвы. В 1837 году погиб на дуэли. (Александр Сергеевич Пушкин)
4 вопрос
1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы в Полтавской губернии в семье небогатого помещика родился один из самых оригинальных русских писателей. Осенью 1818 года поступил в Полтавское волостное училище, после окончания которого поменял несколько мест службы. Постепенно литературная деятельность вытеснила все другие его занятия. Существует версия, что он был похоронен в летаргическом сне. (Николай Васильевич Гоголь)
5 вопрос
Он родился в 1828 году в Тульской губернии. Создал автобиографические повести «Детство», «Отрочество», «Юность». Затем семья переехала в Казань, где будущий писатель поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевёлся на юридический факультет. Скончался в возрасте 82-х лет на стации Астапово, Рязано-Уральской железной дороги. (Лев Николаевич Толстой)
6 вопрос
Родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (по старому стилю, по новому- 3 октября) 1895 года, воспитывался в доме деда. Учился в Константиновском земском училище, Спас-Клёпиковской школе, в 1913г.занимался на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Шанявского. В 1914г. в журнале «Мирок» появилось первое стихотворение «Берёза» под псевдонимом Аристон. 28 декабря 1925г. покончил с собой в ленинградской гостинице «Англетер». (Сергей Александрович Есенин)
Ведущий: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное мероприятие. Обе команды показали отличные знания, но победитель всегда один. Я предоставляю слово жюри для оглашения результатов нашего литературного батла и награждения победителей.
Подведение итогов
Награждение победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.