Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература +2
2 кл—11 кл +1
01.07.2017
Материал представляет собой алгоритм создания мультипликационного фильма "Пуськи бятые" по одноимённому рассказу Людмилы Петрушевской. Работа выполнена учеником второго класса в ходе внеурочной деятельности при обучении создавать проект. В докладе представлен начальный этап создания мультипликационного фильма, связанный с лексикой и грамматикой.Проектная работа ученика 2 класса
Литературный мир рассказа Л.Петрушевской Пуськи Бятые.docx
Литературный мир сказки Л. Петрушевской «Пуськи Бятые»
Проект
Подготовил:
Ученик 2 класса «В» Степанов Иван
Учитель: Степанова Е.А. План
1. Вступление
2. Сказка Л.Петрушевской «ПУСЬКИ БЯТЫЕ»
3. Принадлежность слов к частям речи
4. Строение слов
5. Словарь
6. Перевод сказки Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»
7. Заключение
8. Библиография (Использованная литература)
9. Приложение 1 Вступление
Для того, чтобы придумать свой мир, совсем не похожий на другие, писатели
используют разные средства. Людмила Петрушевская пользуется необычным,
порой «неправильным» словом.
Проблема
Каков литературный мир сказки Л.Петрушевской «Пуськи Бятые», созданной
на несуществующем языке?
Гипотеза
Текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен.
Цель
Создать мультфильм по сказке Л.Петрушевской «Пуськи Бятые», написанной
на несуществующем языке?
Задачи
1. Создать модель литературного произведения Петрушевской «Пуськи
Бятые»: продумать декорации, образы персонажей.
2. Изучить произведение Петрушевской «Пуськи Бятые»: представить фон
действия, героев.
3. Перевести произведение на русский язык.
2. ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявкато некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо
зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
3. Принадлежность слов к частям речи
На первый взгляд, сказка состоит из непонятных, смешных слов. Ясно только
то, что чтото с кемто происходит.
Если приглядеться повнимательнее, то можно увидеть, что не все непонятно.
Вопервых, видно, что герои разговаривают между собой, обращаются друг к
другу. (знаки препинания при диалоге).
Вовторых, в тексте встречаются слованазвания и словапомощники.
Словапомощники:
Служебные части речи:
предлоги С, ПО, НА, В, ОБ, ЗА, БЕЗ;
союзы И, А;
частицу НЕ автор Л.Петрушевская в своей сказке сохранила без изменения.
Слованазвания
Слова, встретившиеся в сказке, называют предметы, признаки, действия.
Слова, называющие предметы, отвечающие на вопросы КТО?, ЧТО? – имена
существительные. Калуша – (кто?), одушев., ж.р., ед.ч.
Калушата – (кто?), одушев., мн.ч.
Напушка – (что?), неодушев., ж.р., ед.ч.
Бутявка – (кто?), одушев., ж.р., ед.ч.
Пуськи – (кто?), одушев., мн.ч.
Слова, называющие признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ?, КАКИЕ? –
имена прилагательные.
Некузявая – (какая?), ж.р., ед.ч., окончание –АЯ, зависит от сущ.: бутявка
(какая?) некузявая.
Дюбые – (какие?), мн.ч. окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: бутявки (какие?)
дюбые.
Бятые – (какие?), мн.ч., окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: пуськи (какие?)
бятые.
Слова, называющие действия, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО
СДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛА? – глаголы.
Сяпала (что делала?), в форме прош. вр., ед.ч.
Увазила – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч.,ж.р.
Волит – (что делает?), в форме наст. вр., ед.ч.
Присяпали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Стрямкали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Подудонились – (что сделали?), в форме прош.вр.,мн.ч.
Вычучили – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Вздребезнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
Сопритюкнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч..ж.р.
Усяпала – (что сделала?), в форме прош.вр.,ед.ч., ж.р.
4. Строение слов
В тексте можно выделить однокоренные слова:
Калуша – калушата Значение корня «калуш» не известно, зато суффикс ат/ят встречается во
многих словах русского языка ( медвежата, котята, слонята, цыплята). Во
всех этих словах суффикс помогает назвать детёнышей животных. Значит,
калушата – дети калуши. Слово калуша по звучанию напоминает слово клуша.
«Толковый словарь русского языка» Ожегова даёт такое определение этого
слова:
клууша. 1. зоол. птица семейства чайковых с чёрнобелым оперением (Larus
fuscus). 2. рег., прост. курицанаседка. 3. пренебр., бранн. медлительная,
неуклюжая, неповоротливая женщина.
Таким образом, можно представить главных героев сказки Петрушевской как
курицу с цыплятами
Слово «бутявка» созвучно со словами козявка, букашка. Судя по
содержанию, деткам стало плохо после того, как они эту бутявку
«стрямкали», наверное, съели. Значит «бутявка» несъедобная. В жизни
ядовитую жидкость в целях защиты от хищников : пауков, лягушек,
некоторых насекомых, выделяют божьи коровки. Поэтому не исключено, что
курица и цыплята могли увидеть именно божью коровку.
Сяпала – присяпала – усяпала
Значение слов не понятно, но перед корнем используются приставки при и у.
Такие приставки встречаются в словах русского языка. Например,
Пришёл – ушёл, прибежал – убежал, приехал – уехал.
В любом случае при обозначает приближение, а у удаление.
Так, сяпала – присяпала – усяпала означают шла – пришла – ушла.
Слово «волит» встречается в тексте 4 раза, и каждый раз перед чьимито
словами, перед репликами. Значит, это слово можно перевести как «говорит».
Сяпали, стрямкали, сопритюкнулись, присяпали, подудонюлись,
сопритюкнулись, вздребезнулась – во всех этих словах используется суффикс
л, это позволяет сказать, что перед нами глаголы прошедшего времени.
Слова сказки сконструированы по законам русского словообразования. 5. Словарь
Путём исследования получился словарик.
Сяпала — шла, чапала (разг.), летела.
Калуша — кукушка, курица, Клара (ворона).
Калушата — детёныши калуши.
Напушка — опушка, поляна.
Увазила — поймала, подхватила, ударила, указала.
Волит — говорит, кричит.
Бутявка — божья коровка, букашка.
Присяпали — подумали, испугались, присели, задумались.
Стрямкали — съели, склевали.
Подудонились — поссорились, подавились, поперхнулись.
Некузявая — невкусная, несъедобная.
Вычучили — выплюнули, вынули, бросили.
Дюбые — добрые, милые, ядовитые
Зюмозюмо — оченьочень, самыесамые.
Сопритюкнулись — поднялись.
Вздребезнулась — очнулась, отряхнулась.
Пуськи — птицы, птенцы.
Бятые — обманутые, жадные, обиженные, глупые
6. Перевод сказки Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»
Возможен следующий перевод сказки Л.Петрушевской.
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
Оее! Оее! Божья коровкато несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень
очень невкусные. От божьих коровок давятся.
А божья коровка говорит за опушкой:
Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
7. Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что в основе сказки, созданной на
несуществующем языке, всётаки лежит русский язык. Кроме того, автор
создала такое необычное произведение, чтобы превратить читателя из
наблюдателя в соавтора, который старается наполнить эту сказку смыслом,
создать литературный мир произведения
На основе своего перевода сказки Петрушевской мной были созданы
иллюстрации для мультфильма.
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Литературный мир сказки Л. Петрушевской " Пуськи бятые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.