Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
01.10.2017
Литературный вечер, посвященный творчеству А.Решетову, позволит расширить знания учащихся о биографии и творчестве березниковского поэта. Для березниковцев Алексей Решетов больше, чем поэт. Он здесь вырос, работал на калийном предприятии, здесь начал писать стихи. В городе еще много людей, которые знали Алексея Решетова, работали с ним, дружили. Поэтому березниковцы бережно относятся к памяти выдающегося земляка, школьники с удовольствием изучают творчество поэта.Конспект внеклассного мероприятия «Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова», 6 класс
Конспект Решетов.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова», 6 класс
Конспект внеклассного мероприятия
Подготовила: Белозерова В.А.,
учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
МАОУ «СОШ №5»»
Березники, 2015 Цель: воспитание любви к родному краю, к его природе.
Форма: литературная гостиная
Используемые технологии: проектный метод, ИКТ.
Предварительно учитель проводит подготовительную работу.
Вечер проводится в кабинете русского языка и литературы. Здесь
оформлена выставка рисунков и сочинений о родной природе, фотографии
уральской природы. На стенде портреты знаменитых людей – уроженцев
Пермского края. В том числе портрет Алексея Решетова. Учитель заранее
подбирает из числа учеников ведущих, а также готовит музыкальное
оформление.
Учитель:
Мы в детстве были много откровенней:
— Что у тебя на завтрак?
— Ничего.
— А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего…
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
— Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего…
Эти простые, трогательные и своевременные стихи написал Алексей
Леонидович Решетов. Замечательный уральский поэт Алексей Решетов
прожил нелегкую жизнь. Сегодня, 3 апреля, ему исполнилось бы 78 лет.
Алексей Решетов заслуженно считается одним из лучших лирических поэтов
России и народным поэтом на Урале. Многие его стихи напрямую связаны с
нашим краем, в разные годы он жил в Березниках, Перми и Екатеринбурге.
Сегодня мы будем говорить о нём, вспоминать и читать его стихи. Они
заслужили бессмертие.
Картина первая: слово о родном крае в творчестве А.Л.Решетова.
Гаснет свет, звучит музыка П.И. Чайковского (фрагмент из Первого
концерта для фортепиано с оркестром). С помощью проектора преподаватель
показывает учащимся картины родной природы.
1 чтец: Эти тихие речки
Под тонкой слюдой,
Это пламя осин
При клубящейся мгле,
Этот смог на лугу,
Как с нехитрой едой
Чугунок на шершавом
Крестьянском столе…
Далекодалеко,
Далеко мое детство,
Сколько зим,
Сколько лет у меня на счету!
А на русский простор
Не могу наглядеться,
Все гляжу и гляжу
На его красоту…
В путьдорогу пора
Перелетному клину.
Полегли камыши
На глухих рукавах…
Не печалься, мой край,
Я тебя не покину,
Я в России живу
Не на птичьих правах.
Проснулся я от солнечных лучей,
Цвела трава, в России было лето.
Как хорошо, что этот мир – ничей:
Живи. Дыши, и нет тебе запрета.
Как хорошо, что ктото нам сберег
Земной простор – леса, озера, тучи.
Любимая не пустит на порог –
Неплохо и на камушке горючем.
Спешу к земле, как к матери родной
От всех своих досад и треволнений
2 чтец: И возле первой нивушки ржаной
Надолго опускаюсь на колени.
Демонстрация видеоролика о городе Березники – любимом городе
А.Л.Решетова (10 минут).
3 чтец:
Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То, словно разрытая яма,
То, словно поверхность стекла,
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была…
Я плыл в сентябре на пароме,
Открытом, без теплых кабин,
И все человечьи пороки
Казались мне пеной глубин.
Березники, мои Березники!
Пусть коегде о них и не слыхали,
Но только здесь шаги мои легки,
Здесь исцелимы все мои печали.
Как палочку волшебную держу
Я ветку тополиную в апреле.
Желаете? – взмахну и прикажу,
Чтоб вы, как этот город, не старели.
«Ни триумфальных арок, ни соборов,
Ни шпилей, уходящих в облака,
Но я люблю всем сердцем этот город,
Я счастлив, что живу в Березниках.
Мне нравятся бесхитростные зданья,
Мне мил и дорог каждый уголок.
Я помню каждой улочки названье,
Я сам здесь подрастал, как тополек.
4 чтец:
5 чтец: Пусть нынче сердце –
Словно запоздалый осенний лист.
Пока оно горит,
Пока его ветрами не сорвало,
Оно живет и жизнь благодарит».
Несколько ребят рассказывают о географии родного города:
полезных ископаемых,
географическом положении,
демонстрируются фильм «Народные промыслы Пермского края».(6 минут)
природе,
1 чтец:
Земля
В ней золотые жилы не устали
Ждать, что за ними дерзкие придут.
В ней кости и зеленые медали
Солдат, которых девушки не ждут.
В ней все, в земле: начало радуг, хлеба,
Тонюсенькой черемухи, ручья…
И эту землю на седьмое небо,
Живой и мертвый, не сменяю я.
Затем слово предоставляется одному из учащихся, который вкратце
рассказывает некоторые моменты биографии и творчества Алексея Решетова.
(Презентация)
2 чтец:
Наше богатство – леса. Сосновые, березовые, еловые. Леса очень
красивы. Это любимые места отдыха многих из нас. Чистый смолистый
воздух, тишина, густая зелень привлекают своей свежестью. Под ногами в
лесах и на болотах встречаются очень редкие теперь растения: венерин
башмачок, росянка… Осторожно! Не наступи! Обойди их!
3 чтец:
Скромный наряд лесных цветов очаровывает, но не спеши рвать их, им
здесь так хорошо! Особенно красива природа золотой осенью, когда желтеют
листья березы, краснеют у осины и клена, буреют у рябины и дуба. Сказочно красивы леса зимой. На опушке можно увидеть следы лисицы и лося, волка и
зайца. Ученые следят за численностью животных, стараясь как можно меньше
их тревожить. Как же важно в наше время сохранить этот чудесный уголок
природы!
После выступления ведущего ученики выразительно читают
стихотворения А. Решетова о природе.
В ходе вечера проводится викторина:
Что вы знаете об истории своего родного города? (Демонстрация
фотографий зданий города прошлых лет).
Назовите видных ученых, известных уроженцев Пермского края (Кто
больше назовет таких людей).
Назовите самые старинные здания нашего города.
Назовите наиболее значительные памятники нашего города.
Назовите писателей, которые воспевали Пермский край.
Эти портреты изображают наших знаменитых земляков. Кто изображен
на них?
С творчеством какого поэта мы познакомились? Что вы можете
рассказать о нем?
Картина вторая: природа в произведениях А.Л. Решетова.
1 чтец:
Мы продолжаем знакомство с творчеством Алексея Решетова, сейчас
вам представится возможность побыть в роли художника (нарисовать
рисунок).
2 чтец:
Поделитесь, пожалуйста, на группы (по 4 – 5 человек). Каждой группе
предлагается стихотворение А. Решетова о природе. Вам нужно нарисовать
пейзаж к своему стихотворению, а затем представить его классу.
3 чтец:
Представление рисунка происходит следующим образом:
Выразительное чтение стихотворения.
Демонстрация пейзажа (рисунка). Объяснение всех деталей пейзажа, соотношение его со стихотворением.
Рассказ о том, почему возникли именно такие образы и ассоциации.
4 чтец:
В ваших выступлениях приветствуется оригинальность и активность!
1 чтец:
В качестве критиков выступает другая группа учеников. Они будут
задавать вопросы и оценивать все выступления, объясняя выбор оценки.
Задача класса во время выступления какойлибо группы определить тему
и главную мысль рассматриваемого произведения и выяснить, соответствуют
ли им размышления выступающих учеников.
(После того, как критики оценили работы всех выступивших участников,
учитель с классом определяет, что же общего между изученными на уроке
стихотворениями А. Решетова о природе они заметили? С каким чувством
автор пишет стихи о родной природе? Чему учат его произведения?
Учащиеся должны прийти к выводу, что произведения А. Решетова
полны любвии уважения к природе, что они учат видеть в ней прекрасное,
учат беречь ее красоту).
Картина третья: Война и военное детство в творчестве А.Л. Решетова.
Звучит музыка В. Баснера на стихи М. Матусовского «На безымянной
высоте».
1 чтец:
Когда стою у Вечного огня,
Когда читаю имена и даты,
Мне кажется – погибшие солдаты
Чегото ожидают от меня.
Что ж я скажу им – слабый человек, –
Жизнь за меня отдавшим добровольцам?
Что я в долгу у них на весь свой век?
Что мне пред ними совестно и больно?
Как надо стойко, мужественно жить,
не поддаваясь злу ни на мгновенье,
Чтоб высшую награду заслужить – Убитых молчаливое прощенье.
2 чтец:
Это стихотворение А.Л. Решетова посвящено Великой Отечественной
войне 1941 – 1945 годов, – говорит учитель. (Далее он рассказывает
учащимся моменты биографии поэта, связанные с войной. (Презентация).
3 чтец:
4 чтец:
Я из черного теста, из пепла войны,
И стихи мои, как погорельцы, грустны.
Лишь закрою глаза, и опять я – малец,
В неокрепшее темечко метит свинец.
И несет почтальон на потертом ремне
Безотцовщину черную брату и мне.
Никогда не забуду, как во время войны
Из картошки из мерзлой мать пекла деруны.
Деруны на олифе и сластят, и горчат,
Но и этому рады я и старший мой брат.
Мы сидим в одеялах, за окошком мороз.
Письмоносец соседке «смертью храбрых…» принес.
И она прибежала к нам – белее стены.
Мать ее утешает… и горят деруны.
После прослушивания этого стихотворения ведется беседа об
особенностях жизни людей во время войны. О голоде, холоде, о постоянной
борьбе за выживание людей в тылу. А главное – о взаимопомощи, о
сострадании ближнему. Учитель говорит о том, что, несмотря на все беды и
несчастья, которые обрушились на людей, они не озлобились, не стали
черствыми, а, напротив, сплотились и, забывая о себе, помогали ближнему
пережить его горе.
5 чтец:
Война прошла, прошла война.
Но барабанным перепонкам
Казалась странной тишина,
Обманчивой, чрезмерно полной. На кровью политых полях
Уже пшеницу убирали,
Но все еще в госпиталях
Солдаты наши умирали.
Идет обсуждение стихотворения. Обсуждая стихотворение, дети
делают выводы, что война оставила неизгладимый след в сердцах тех, кто
прошел через нее. И что очень долго, с большим трудом люди оправлялись от
войны, как от тяжелой болезни.
Сравнивая стихи, ученики говорят о том. Что они узнали об авторе. Отмечают
автобиографичность этих произведений.
Затем преподаватель предлагает детям дать заглавие этим трем
стихотворениям.
6 чтец:
Ищите без вести пропавших,
Ищите древних, молодых,
Полотна дивные создавших,
В боях Россию отстоявших –
Ищите их! Ищите их!
На душных стенах одиночек,
В полуистлевших письменах
Ищите днем, ищите ночью
Их золотые имена…
Ищите их по белу свету.
Ищите мертвых и живых!
И если всюду скажут: «Нету!», –
Найдите их в себе самих.
1 чтец:
40 процентов погибших в годы Второй Мировой войны приходятся на
долю России. Прямые потери, по официальным данным, составили 27
миллионов человек, из них 10 миллионов пало на полях сражений, 4 миллиона
погибло в плену. Общие потери России, по приблизительным подсчетам,
составляют 50 миллионов человек. Кроме этого, более 18 миллионов военнослужащих получили ранения или заболевания, выполняя свой воинский
долг, многие из них стали инвалидами.
2 чтец:
Как вы понимаете слова А. Решетова: «Ищите их по белу свету.Ищите
мертвых и живых!И если всюду скажут: «Нету!», – Найдите их в себе
самих»? (Нельзя забывать о войне, нужно вспомнить о том, что солдаты
погибали за нас, за наше будущее).
3 чтец:
Я был пацаном голопятым,
Но память навек сберегла,
Какая у нас в сорок пятом
Большая победа была.
Какие стояли денечки,
Когда, без вина веселя,
Пластинкой о синем платочке
Вращалась родная земля.
Сразу после выступления учителя к доске выходят несколько учеников,
которые подводят итог занятию чтением размышлений старшеклассников на
тему войны, патриотизма, вечной памяти и вечной благодарности защитникам
Отечества.
Картина четвертая: МатушкаЗемля в творчестве А. Решетова.
Включение видеозаписи о музее под открытым небом – Хохловке.
1 чтец:
Зеница ока – Родина моя,
2 чтец:
Что без тебя на белом свете я?
Без белых рощ, без пушкинской строки
Я не жилец, я сгину от тоски.
На берегу дороги дальней,
Седой бродяга, блудный сын,
За голос матушки печальной
Я принимаю шум осин. 3 чтец:
Я в черный день не без призора
И в чистом поле небеса,
И во сыром бору озера –
Ее усталые глаза.
Я глажу реденькие злаки,
Внимаю шороху ветвей,
И хорошо мне, бедолаге,
С бессмертной матушкой моей.
На траве золотистые блики,
Ствол сосновый в душистой смоле...
И румяной щекой земляника
Прикоснулась к прогретой земле.
И над Камой, жарой опаленные,
Низконизко склонились кусты.
Им бы сбросить рубашки зеленые
И поплыть, догоняя плоты…
Учащимся предлагается описать в стихотворной форме или эссе Пермскую
природу в разные времена года. После 10 мин работы под песни, написанные
на слова А.Л.Решетова, работы заслушиваются.
1 чтец: Перед тем, как уйти, напишите, пожалуйста, свои отзывы о
сегодняшнем мероприятии в книге отзывов. Всем спасибо за работу! До
свидания!
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.