Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Оценка 4.7

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
01.10.2017
Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Литературный вечер, посвященный творчеству А.Решетову, позволит расширить знания учащихся о биографии и творчестве березниковского поэта. Для березниковцев Алексей Решетов больше, чем поэт. Он здесь вырос, работал на калийном предприятии, здесь начал писать стихи. В городе еще много людей, которые знали Алексея Решетова, работали с ним, дружили. Поэтому березниковцы бережно относятся к памяти выдающегося земляка, школьники с удовольствием изучают творчество поэта.Конспект внеклассного мероприятия «Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова», 6 класс
Конспект Решетов.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №5» «Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова», 6 класс Конспект  внеклассного мероприятия                                                           Подготовила: Белозерова В.А.,                                                          учитель  русского языка и литературы высшей квалификационной категории                                                                               МАОУ «СОШ №5»» Березники, 2015 Цель: воспитание любви к родному краю, к его природе. Форма: литературная гостиная Используемые технологии: проектный метод, ИКТ. Предварительно учитель проводит подготовительную работу. Вечер   проводится   в   кабинете   русского   языка   и   литературы.   Здесь оформлена выставка рисунков и сочинений о родной природе, фотографии уральской   природы.   На   стенде   портреты   знаменитых   людей   –   уроженцев Пермского края. В том числе портрет Алексея Решетова. Учитель заранее подбирает   из   числа   учеников   ведущих,   а   также   готовит   музыкальное оформление. Учитель: Мы в детстве были много откровенней: — Что у тебя на завтрак? — Ничего. — А у меня хлеб с маслом и вареньем. Возьми немного хлеба моего… Года прошли, и мы иными стали, Теперь никто не спросит никого: — Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего… Эти простые, трогательные и своевременные стихи написал Алексей  Леонидович Решетов. Замечательный уральский поэт Алексей Решетов  прожил нелегкую жизнь. Сегодня, 3 апреля, ему исполнилось бы 78 лет.  Алексей Решетов заслуженно считается одним из лучших лирических поэтов  России и народным поэтом на Урале. Многие его стихи напрямую связаны с  нашим краем, в разные годы он жил в Березниках, Перми и Екатеринбурге.  Сегодня мы будем говорить о нём, вспоминать и читать его стихи. Они  заслужили бессмертие. Картина первая: слово о родном крае в творчестве А.Л.Решетова. Гаснет   свет,   звучит   музыка   П.И.  Чайковского  (фрагмент   из   Первого концерта для фортепиано с оркестром). С помощью проектора преподаватель показывает учащимся картины родной природы.  1 чтец: Эти тихие речки Под тонкой слюдой,  Это пламя осин При клубящейся мгле, Этот смог на лугу, Как с нехитрой едой Чугунок на шершавом Крестьянском столе… Далеко­далеко, Далеко мое детство, Сколько зим, Сколько лет у меня на счету!­ А на русский простор  Не могу наглядеться, Все гляжу и гляжу На его красоту… В путь­дорогу пора Перелетному клину. Полегли камыши На глухих рукавах… Не печалься, мой край, Я тебя не покину, Я в России живу Не на птичьих правах. Проснулся я от солнечных лучей, Цвела трава, в России было лето. Как хорошо, что этот мир – ничей: Живи. Дыши, и нет тебе запрета. Как хорошо, что кто­то нам сберег Земной простор – леса, озера, тучи. Любимая не пустит на порог –  Неплохо и на камушке горючем. Спешу к земле, как к матери родной От всех своих досад и треволнений 2 чтец: И возле первой нивушки ржаной Надолго опускаюсь на колени. Демонстрация видеоролика о городе Березники – любимом городе  А.Л.Решетова (10 минут). 3 чтец: Я жил далеко на Урале,  В почти недоступной дали. То льдины у ног проплывали, То сено на лодках везли. То, словно разрытая яма, То, словно поверхность стекла, ­  То злая, то добрая Кама, Как совесть людская была… Я плыл в сентябре на пароме, Открытом, без теплых кабин, И все человечьи пороки Казались мне пеной глубин. Березники, мои Березники! Пусть кое­где о них и не слыхали, Но только здесь шаги мои легки, Здесь исцелимы все мои печали. Как палочку волшебную держу Я ветку тополиную в апреле. Желаете? – взмахну и прикажу, Чтоб вы, как этот город, не старели. «Ни триумфальных арок, ни соборов, Ни шпилей, уходящих в облака, Но я люблю всем сердцем этот город, Я счастлив, что живу в Березниках. Мне нравятся бесхитростные зданья, Мне мил и дорог каждый уголок. Я помню каждой улочки названье,­ Я сам здесь подрастал, как тополек. 4 чтец: 5 чтец: Пусть нынче сердце – Словно запоздалый осенний лист. Пока оно горит, Пока его ветрами не сорвало, Оно живет и жизнь благодарит». Несколько   ребят   рассказывают   о   географии   родного   города:   полезных   ископаемых, географическом   положении, демонстрируются фильм «Народные промыслы Пермского края».(6 минут)   природе, 1  чтец: Земля В ней золотые жилы не устали Ждать, что за ними дерзкие придут. В ней кости и зеленые медали Солдат, которых девушки не ждут. В ней все, в земле: начало радуг, хлеба, Тонюсенькой черемухи, ручья… И эту землю на седьмое небо, Живой и мертвый, не сменяю я. Затем   слово   предоставляется   одному   из   учащихся,   который   вкратце рассказывает некоторые моменты биографии и творчества Алексея Решетова. (Презентация) 2 чтец:  Наше   богатство   –   леса.   Сосновые,   березовые,   еловые.   Леса   очень красивы.   Это   любимые   места   отдыха   многих   из   нас.   Чистый   смолистый воздух, тишина, густая зелень привлекают своей свежестью. Под ногами в лесах   и   на   болотах   встречаются   очень   редкие   теперь   растения:   венерин башмачок, росянка… Осторожно! Не наступи! Обойди их!  3 чтец: Скромный наряд лесных цветов очаровывает, но не спеши рвать их, им здесь так хорошо! Особенно красива природа золотой осенью, когда желтеют листья березы, краснеют у осины и клена, буреют у рябины и дуба. Сказочно красивы леса зимой. На опушке можно увидеть следы лисицы и лося, волка и зайца. Ученые следят за численностью животных, стараясь как можно меньше их тревожить. Как же важно в наше время сохранить этот чудесный уголок природы! После выступления ведущего ученики выразительно читают  стихотворения А. Решетова о природе. В ходе вечера проводится викторина:  Что вы знаете об истории своего родного города? (Демонстрация  фотографий зданий города прошлых лет).  Назовите видных ученых, известных уроженцев Пермского края (Кто  больше назовет таких людей).  Назовите самые старинные здания нашего города.  Назовите наиболее значительные памятники нашего города.  Назовите писателей, которые воспевали Пермский край.  Эти портреты изображают наших знаменитых земляков. Кто изображен  на них?  С творчеством какого поэта мы познакомились? Что вы можете  рассказать о нем? Картина вторая: природа в произведениях  А.Л. Решетова. 1 чтец: Мы   продолжаем   знакомство   с   творчеством   Алексея   Решетова,   сейчас вам   представится   возможность   побыть   в   роли   художника   (нарисовать рисунок). 2 чтец: Поделитесь, пожалуйста, на группы (по 4 – 5 человек). Каждой группе предлагается стихотворение А. Решетова о природе. Вам нужно нарисовать пейзаж к своему стихотворению, а затем представить его классу. 3 чтец:  Представление рисунка происходит следующим образом: Выразительное чтение стихотворения. Демонстрация пейзажа (рисунка). Объяснение всех деталей пейзажа, соотношение его со стихотворением. Рассказ о том, почему возникли именно такие образы и ассоциации. 4 чтец: В ваших выступлениях приветствуется оригинальность и активность! 1 чтец: В   качестве   критиков   выступает   другая   группа   учеников.   Они   будут задавать вопросы и оценивать все выступления, объясняя выбор оценки. Задача класса во время выступления какой­либо группы определить тему и главную мысль рассматриваемого произведения и выяснить, соответствуют ли им размышления выступающих учеников. (После того, как критики оценили работы всех выступивших участников, учитель с классом определяет, что же общего между изученными на уроке стихотворениями А. Решетова о природе они заметили? С каким чувством автор пишет стихи о родной природе? Чему учат его произведения? Учащиеся   должны   прийти   к   выводу,   что   произведения   А.   Решетова полны любвии уважения к природе, что они учат видеть в ней прекрасное, учат беречь ее красоту). Картина третья: Война и военное детство в творчестве А.Л. Решетова. Звучит музыка В. Баснера на стихи М. Матусовского «На безымянной  высоте».    1 чтец:                                                       Когда стою у Вечного огня, Когда читаю имена и даты, Мне кажется – погибшие солдаты Чего­то ожидают от меня. Что ж я скажу им – слабый человек, – Жизнь за меня отдавшим добровольцам? Что я в долгу у них на весь свой век? Что мне пред ними совестно и больно? Как надо стойко, мужественно жить,  не поддаваясь злу ни на мгновенье, Чтоб высшую награду заслужить – Убитых молчаливое прощенье. 2 чтец: Это стихотворение А.Л. Решетова посвящено Великой Отечественной войне   1941   –   1945   годов,   –     говорит   учитель.   (Далее   он   рассказывает учащимся моменты биографии поэта, связанные с войной. (Презентация). 3 чтец:  4 чтец: Я из черного теста, из пепла войны, И стихи мои, как погорельцы, грустны. Лишь закрою глаза, и опять я – малец, В неокрепшее темечко метит свинец. И несет почтальон на потертом ремне Безотцовщину черную брату и мне. Никогда не забуду, как во время войны Из картошки из мерзлой мать пекла деруны. Деруны на олифе и сластят, и горчат, Но и этому рады я и старший мой брат. Мы сидим в одеялах, за окошком мороз. Письмоносец соседке «смертью храбрых…» принес. И она прибежала к нам – белее стены. Мать ее утешает… и горят деруны. После   прослушивания   этого   стихотворения   ведется   беседа   об особенностях жизни людей во время войны. О голоде, холоде, о постоянной борьбе   за   выживание   людей   в   тылу.   А   главное   –   о   взаимопомощи,   о сострадании ближнему. Учитель говорит о том, что, несмотря на все беды и несчастья,   которые   обрушились   на   людей,   они   не   озлобились,   не   стали черствыми, а, напротив, сплотились и, забывая о себе, помогали ближнему пережить его горе. 5 чтец: Война прошла, прошла война. Но барабанным перепонкам  Казалась странной тишина,  Обманчивой, чрезмерно полной. На кровью политых полях Уже пшеницу убирали, Но все еще в госпиталях  Солдаты наши умирали.   Идет   обсуждение   стихотворения.   Обсуждая   стихотворение,   дети делают выводы, что война оставила неизгладимый след в сердцах тех, кто прошел через нее. И что очень долго, с большим трудом люди оправлялись от войны, как от тяжелой болезни. Сравнивая стихи, ученики говорят о том. Что они узнали об авторе. Отмечают автобиографичность этих произведений. Затем   преподаватель   предлагает   детям   дать   заглавие   этим   трем стихотворениям.  6 чтец:  Ищите без вести пропавших, Ищите древних, молодых, Полотна дивные создавших, В боях Россию отстоявших –  Ищите их! Ищите их! На душных стенах одиночек, В полуистлевших письменах Ищите днем, ищите ночью Их золотые имена… Ищите их по белу свету. Ищите мертвых и живых! И если всюду скажут: «Нету!»,  –  Найдите их в себе самих. 1 чтец: 40 процентов погибших в годы Второй Мировой  войны приходятся на долю   России.   Прямые   потери,   по   официальным   данным,   составили   27 миллионов человек, из них 10 миллионов пало на полях сражений, 4 миллиона погибло   в   плену.   Общие   потери   России,   по   приблизительным   подсчетам, составляют   50   миллионов   человек.   Кроме   этого,   более   18   миллионов военнослужащих получили ранения или заболевания, выполняя свой воинский долг, многие из них стали инвалидами. 2 чтец: Как вы понимаете слова А. Решетова: «Ищите их по белу свету.Ищите мертвых   и   живых!И   если   всюду   скажут:   «Нету!»,     –   Найдите   их   в   себе самих»?   (Нельзя   забывать   о   войне,   нужно   вспомнить   о   том,   что   солдаты погибали за нас, за наше будущее). 3 чтец:  Я был пацаном голопятым, Но память навек сберегла,  Какая у нас в сорок пятом Большая победа была. Какие стояли денечки,  Когда, без вина веселя,  Пластинкой о синем платочке Вращалась родная земля. Сразу после выступления учителя к доске выходят несколько учеников, которые подводят итог занятию чтением размышлений старшеклассников на тему войны, патриотизма, вечной памяти и вечной благодарности защитникам Отечества. Картина четвертая: Матушка­Земля в творчестве А. Решетова. Включение видеозаписи о музее под открытым небом – Хохловке.  1 чтец:                                                                            Зеница ока – Родина моя, 2 чтец: Что без тебя на белом свете я? Без белых рощ, без пушкинской строки Я не жилец, я сгину от тоски. На берегу дороги дальней, Седой бродяга, блудный сын, За голос матушки печальной Я принимаю шум осин. 3 чтец: Я в черный день не без призора И в чистом поле небеса, И во сыром бору озера –  Ее усталые глаза. Я глажу реденькие злаки, Внимаю шороху ветвей, И хорошо мне, бедолаге, С бессмертной матушкой моей. На траве золотистые блики, Ствол сосновый в душистой смоле... И румяной щекой земляника Прикоснулась к прогретой земле. И над Камой, жарой опаленные, Низко­низко склонились кусты. Им бы сбросить рубашки зеленые И поплыть, догоняя плоты… Учащимся предлагается описать в стихотворной форме или эссе Пермскую природу в разные времена года. После 10 мин работы под песни, написанные  на слова А.Л.Решетова, работы заслушиваются. 1 чтец: Перед тем, как уйти, напишите, пожалуйста, свои отзывы о  сегодняшнем мероприятии в книге отзывов. Всем спасибо за работу! До  свидания!

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс

Литературный вечер, посвященный дню рождения А.Л.Решетова, 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017