"Литературоведческие термины". Тестирование

  • Карточки-задания
  • Памятки
  • Подготовка к тестированию
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 02.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Указанные материалы будут служить подспорьем для работы в классах с углубленным изучением русского языка и литературы. В тестах представлен конспект для учителя (внесены необходимые верные ответы), дана индивидуальная карточка для учащихся. Терминология в разработанных тестах представлена в алфавитном порядке (от А до Э), что позволяет ученикам и учителю логично и быстро анализировать полученную информацию.
Иконка файла материала Литературоведческие термины. Тест от А до Э.doc
1.  Небольшое   лирическое   произведение,   то  же,   что  и  литературная   песня,   но  получившая   распространение   в исполнении автора, барда. Авторская песня Литературоведческие термины. Тест (карточка для учителя) 2. Законченная часть пьесы или спектакля. Акт "Драматургия XIX в. использовала разное число актов (например, "Ревизор", "Гроза" — пятиактные пьесы; "Маскарад", "Вишневый сад" — четырехактные; "Женитьба" Н. Гоголя — двухактная и т.д.). В современной драме акты нередко заменяются более многочисленными "эпизодами", что позволяет охватить на сцене больший круг жизненных явлений (Вс. Вишневский, Б. Брехт)" (А.С. Сулейманов).  3. Стилистическая фигура, одна из форм иносказания; употребление какого­либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный литературный, бытовой или общественно­политический факт ("слава Герострата"). Аллюзия  4.  Неосознанные   или   намеренные   неточности   (бытовые,   культурно­исторические,   временные   и   пр.)   при изображении прошлого в художественном произведении, привнесение в него признаков более позднего времени. Анахронизм  5. Произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства.  Антиутопия  6. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений  неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.  Антропоморфизм  7.   Слова,   выражения,   синтаксические   конструкции   и   грамматические   формы,   вышедшие   из   активного употребления.   Используются   для   воссоздания   исторического   колорита   эпохи;   для   придания   речи   оттенка торжественности; для создания комического эффекта; для речевой характеристики персонажа. Архаизмы  8. Жанр (лиро­эпический жанр) русского фольклора, героико­патриотическая песня­сказание о богатырях и  исторических событиях Древней Руси. Былина  9. Изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль. Афоризм   10.   Лирический   жанр,   один   из   главных   в   поэзии   сентиментализма   и   романтизма;   небольшое   сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой­то необычный случай.  Баллада  11. Сюжеты, переходящие из одной эпохи или страны в другую; в основе таких заимствований сюжетов лежат близость общественного опыта, сходство социальных условий, историко­литературная связь и т.д.  Пример: История Золушки; история младшего брата в семье — "дурака"; история человека, продавшего душу  черту, и т.п. Бродячие сюжеты 12.   Жанр   комической   пародийной   поэзии,   в   котором   возвышенная   тема   обычно   излагается   в   нарочито юмористической форме или "низкая" тема воплощается с помощью "высокого штиля". Бурлеск  13. Резко преувеличенный, грубый комизм, окарикатуривание персонажей, действия, явлений. Буффонада  14. Иностранные слова и выражения, не полностью освоенные языком и воспринимаемые как чужеродные. Варваризмы 15. Поэтический цикл из 15 сонетов, представленный как самостоятельное произведение. Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего, а заключительный сонет составлен из последовательности первых строк каждого из 14 сонетов, связывая их воедино. ВЕНОК СОНЕТОВ 16. Литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение.  Пример: Гамлет, Прометей, Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот, Хлестаков  Вечные образы17.   Прозаические   произведения   современной   советской   и   российской   литературы,   посвященные   Великой Отечественной войне. Военная проза 18. Одна из форм художественного бытия и мышления; воссоздается посредством слова в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя и т.д. Имеет свои характеристики (сжатие—развертывание, статика —динамика, дискретность—непрерывность, объективность—субъективность и проч.) обусловливаются методом, направлением, жанрово­родовой принадлежностью, сюжетом произведения, индивидуальностью автора. Время  19.   Законченный   рассказ,   включенный   в   прозаическое   произведение   (роман,   повесть),   но   не   связанный   с   ним сюжетно. Пример: "Повесть о капитане Копейкине" (Н. Гоголь. "Мертвые души"). Вставная новелла 20. Слова и выражения, свойственные фамильярной или грубой речи. Используются писателями для усиления выражаемой мысли, более эмоциональной характеристики персонажей. Пример: вместо "лицо" — "морда, рожа, рыло, харя"; вместо "есть" — "жрать, лопать". Вульгаризмы 21. Слова и выражения, заимствованные из французского языка или образованные по модели французских слов и выражений. Пример: комплимент, кашне, анфас; "влияние" по образцу "influence".  Галлицизмы 22. Шестистопный дактиль с женским окончанием; в каждой стопе, кроме пятой, два кратких слога могут заменяться одним долгим, образуя спондей.  Пример: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,                    Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял...       Гекзаметр  23. Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные явления с помощью  причудливого сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, трагического и  комического, прекрасного и безобразного. Гротеск  24. Общее наименование кризисных явлений культуры конца XIX—начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности,   неприятия   жизни.   Этим   понятием   объединяют   многообразные   направления   искусства   —   от символизма и кубизма до абстракционизма и сюрреализма. Декадентство  24. Романы, повести и рассказы, действие которых разворачивается преимущественно в сельской местности, чем определяется специфика образов, характеров, конфликтов и ситуаций.  Перс: В. Астафьев, Б. Можаев,  В. Белов, В. Распутин , В. Крупин. Деревенская проза 25. Жанр, близкий к гимну и оде. Произведения этого жанра отличает содержащая преувеличенная похвала. Дифирамб 26. Стихотворение философско­исторического содержания. Перс: К. Рылеев, М. Лермонтов. Дума  27. Исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе:   1)   принадлежности   произведения   к   тому   или   иному   литературному   роду;   2)   преобладающего эстетического качества (например, сатирического, патетического, трагического, комического и проч.); 3) объема произведения и 4) способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т.д.). Жанр 28. Периодические печатные издания, посвященные художественной литературе, критике и публицистике.  Пример: "Дружба народов", "Наш современник" "Звезда", "Новый мир" "Знамя", "Нева"  "Иностранная литература", "Октябрь"  "Континент", "Юность"  "Москва"  "Трутень" (1769—1770)        "Зритель" (1792—1825)        "Полярная звезда" (1824); (1855—1862)  "Современник" (1847—1866)   "Отечественные записки" (1868—1884) Литературно­художественные журналы  29. Вид параллелизма, своеобразное построение предложения, когда в первой его половине слова расположены в одной последовательности, а во второй — в обратной.  Пример: "Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть" (Сократ)  "Рассудку вопреки, наперекор стихиям..." (А. Грибоедов. "Горе от ума")  "Бывает, что члены противопоставления во второй части следуют в обратном порядке (по сравнению с первой), как бы накрест, в виде буквы "х" (в греческом алфавите — буква "хи", откуда и название этой фигуры)Хиазм  30. Непрямое, смягченное выражение вместо резкого или нарушающего нормы приличия. Пример: "полный" вместо "толстый"  "Я обошлась посредством платка" вместо "я высморкалась" (Н. Гоголь. "Мертвые души")  Эвфемизм  31. Enjambement  (фр., [анжанбеман]) — см. Перенос (в стихе).  Литературоведческие термины. Тест 1.  Небольшое   лирическое   произведение,   то  же,   что  и  литературная   песня,   но  получившая   распространение   в исполнении автора, барда.  2. Законченная часть пьесы или спектакля.  "Драматургия XIX в. использовала разное число актов (например, "Ревизор", "Гроза" — пятиактные пьесы; "Маскарад", "Вишневый сад" — четырехактные; "Женитьба" Н. Гоголя — двухактная и т.д.). В современной драме акты нередко заменяются более многочисленными "эпизодами", что позволяет охватить на сцене больший круг жизненных явлений (Вс. Вишневский, Б. Брехт)" (А.С. Сулейманов).  3. Стилистическая фигура, одна из форм иносказания; употребление какого­либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный литературный, бытовой или общественно­политический факт ("слава Герострата"). 4.  Неосознанные   или   намеренные   неточности   (бытовые,   культурно­исторические,   временные   и   пр.)   при изображении прошлого в художественном произведении, привнесение в него признаков более позднего времени.  5. Произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства.  6. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений  неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. 7.   Слова,   выражения,   синтаксические   конструкции   и   грамматические   формы,   вышедшие   из   активного употребления.   Используются   для   воссоздания   исторического   колорита   эпохи;   для   придания   речи   оттенка торжественности; для создания комического эффекта; для речевой характеристики персонажа. 8.   Жанр   (лиро­эпический   жанр)   русского   фольклора,   героико­патриотическая   песня­сказание   о   богатырях   и исторических событиях Древней Руси.  9. Изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль.  10.   Лирический   жанр,   один   из   главных   в   поэзии   сентиментализма   и   романтизма;   небольшое   сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой­то необычный случай.  11. Сюжеты, переходящие из одной эпохи или страны в другую; в основе таких заимствований сюжетов лежат близость общественного опыта, сходство социальных условий, историко­литературная связь и т.д.  Пример: История Золушки; история младшего брата в семье — "дурака"; история человека, продавшего душу  черту, и т.п.  12.   Жанр   комической   пародийной   поэзии,   в   котором   возвышенная   тема   обычно   излагается   в   нарочито юмористической форме или "низкая" тема воплощается с помощью "высокого штиля". 13. Резко преувеличенный, грубый комизм, окарикатуривание персонажей, действия, явлений. 14. Иностранные слова и выражения, не полностью освоенные языком и воспринимаемые как чужеродные. 15. Поэтический цикл из 15 сонетов, представленный как самостоятельное произведение. Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего, а заключительный сонет составлен из последовательности первых строк каждого из 14 сонетов, связывая их воедино. 16. Литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение.  Пример: Гамлет, Прометей, Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот, Хлестаков17.   Прозаические   произведения   современной   советской   и   российской   литературы,   посвященные   Великой Отечественной войне. 18. Одна из форм художественного бытия и мышления; воссоздается посредством слова в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя и т.д. Имеет свои характеристики (сжатие—развертывание, статика —динамика, дискретность—непрерывность, объективность—субъективность и проч.) обусловливаются методом, направлением, жанрово­родовой принадлежностью, сюжетом произведения, индивидуальностью автора.  19.   Законченный   рассказ,   включенный   в   прозаическое   произведение   (роман,   повесть),   но   не   связанный   с   ним сюжетно. Пример: "Повесть о капитане Копейкине" (Н. Гоголь. "Мертвые души").  20. Слова и выражения, свойственные фамильярной или грубой речи. Используются писателями для усиления выражаемой мысли, более эмоциональной характеристики персонажей. Пример: вместо "лицо" — "морда, рожа, рыло, харя"; вместо "есть" — "жрать, лопать".  21. Слова и выражения, заимствованные из французского языка или образованные по модели французских слов и выражений. Пример: комплимент, кашне, анфас; "влияние" по образцу "influence".   22. Шестистопный дактиль с женским окончанием; в каждой стопе, кроме пятой, два кратких слога могут заменяться одним долгим, образуя спондей.  Пример: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,                    Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял...       23. Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные явления с помощью  причудливого сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, трагического и  комического, прекрасного и безобразного.  24. Общее наименование кризисных явлений культуры конца XIX—начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности,   неприятия   жизни.   Этим   понятием   объединяют   многообразные   направления   искусства   —   от символизма и кубизма до абстракционизма и сюрреализма. 24. Романы, повести и рассказы, действие которых разворачивается преимущественно в сельской местности, чем определяется специфика образов, характеров, конфликтов и ситуаций.  Перс: В. Астафьев, Б. Можаев,  В. Белов, В. Распутин, В. Крупин.  25. Жанр, близкий к гимну и оде. Произведения этого жанра отличает содержащая преувеличенная похвала.  26. Стихотворение философско­исторического содержания. Перс: К. Рылеев, М. Лермонтов. 27. Исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе:   1)   принадлежности   произведения   к   тому   или   иному   литературному   роду;   2)   преобладающего эстетического качества (например, сатирического, патетического, трагического, комического и проч.); 3) объема произведения и 4) способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т.д.). 28. Периодические печатные издания, посвященные художественной литературе, критике и публицистике.  Пример: "Дружба народов", "Наш современник" "Звезда", "Новый мир" "Знамя", "Нева"  "Иностранная литература", "Октябрь"  "Континент", "Юность"  "Москва"  "Трутень" (1769—1770)        "Зритель" (1792—1825)        "Полярная звезда" (1824); (1855—1862)  "Современник" (1847—1866)   "Отечественные записки" (1868—1884) 29. Вид параллелизма, своеобразное построение предложения, когда в первой его половине слова расположены в одной последовательности, а во второй — в обратной.  Пример: "Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть" (Сократ)  "Рассудку вопреки, наперекор стихиям..." (А. Грибоедов. "Горе от ума")  "Бывает, что члены противопоставления во второй части следуют в обратном порядке (по сравнению с первой), как бы накрест, в виде буквы "х" (в греческом алфавите — буква "хи", откуда и название этой фигуры) 30. Непрямое, смягченное выражение вместо резкого или нарушающего нормы приличия. Пример: "полный" вместо "толстый"  "Я обошлась посредством платка" вместо "я высморкалась" (Н. Гоголь. "Мертвые души").  31. Enjambement  (фр., [анжанбеман]) ­

Посмотрите также