Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.
Оценка 4.7

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

Оценка 4.7
Документация
doc
русская литература
5 кл
25.12.2019
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды.
Разработка урока по литературе в классе, воспитывает толерантность
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе.doc

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды.

Задачи:

·                                 Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его творчества;

·                                 Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;

·                                 Воспитывать толерантность, умение дружить, ценить людей вне зависимости от национальной принадлежности.

Планируемые результаты:

·                                 познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

·                                 личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

·                                 регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

·                                 коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что этот урок  я провожу именно с вами, и надеюсь, что наша совместная работа будет успешной.

II. Постановка целей, задач.

Тема нашего урока «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды».

Цели урока:

1) понять, каким образом Л.Н. Толстой в этом произведении выражает свой протест против межнациональной вражды;

2) выяснить,  что должны сделать люди разных национальностей, чтобы найти общий язык и жить в мире, в спокойствии и  благополучии;

3) потренироваться в умении работать с текстами большого объема, определять главное.

Откройте тетради и запишите тему нашего урока, эпиграф, а также вопросы, на которые мы должны ответить в конце нашего урока.

Эпиграф. Действительно хорош этот край дикой, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода.

Вопросы.

1. С какой целью Л.Н. Толстой так подробно описывает жилище, одежду, обычаи горцев?

2. Какими изображает он самих горцев? Как объясняет причины жестокости?

3. Как должны относиться друг к другу люди разных национальностей? Как вы считаете, почему в наши дни это произведение остается таким актуальным?

Словарная работа.

Все ли слова вам понятны?  Как вы можете объяснить значение слов «протест», «межнациональная вражда»?

Сообщение «лингвиста».

Протест – решительное возражение против чего-нибудь.

Межнациональная вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью, возникшие между людьми разных национальностей.

III. Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.

Давайте вместе задумаемся над тем,  почему Л.Н. Толстого так волновала тема дружбы народов, взаимного уважения обычаев и особенностей жизненного уклада. Как связана она с его жизнью и творчеством?

1. Перед вами портрет великого писателя. Каким человеком он вам представляется? Что известно вам о жизни великого писателя?

2. Какие  произведения вы читали в детстве, в начальной школе?

3. Какими человеческими качествами восхищается писатель?

Возможные ответы

1.Рассказы для детей: «Акула», «Филипок», «Косточка», «Котенок», «Прыжок», «Лев и собачка», «Булька».

2.Лучшие человеческие качества - доброта, любовь, дружба, честность, самоотверженность, трудолюбие, смелость, мужество.

IV. История создания произведения, связь с историей страны.

Ребята, дома вы уже самостоятельно познакомились с рассказом «Кавказский пленник». Ответьте на следующие вопросы.

1.     Где и когда происходят события, описанные в нем?

2.     Что вам известно о Кавказской войне, о методах ее ведения?

Сообщение «историка».

Кавказская война.

Кавказская война была начата царским правительством в 1817 в связи с тем, что здесь жили горцы, которые грабили и разбойничали, мешали движению на дорогах, ведущих к Закавказью, присоединенному раньше. Война продолжалась до 1864 года, то затихая, то возобновляясь с новой силой. В ее начале были построены крепости Грозная, Внезапная и другие, в них стояли войска. По всей же границе были поселены казаки, которые жили в станицах с семьями, возделывали землю и принимали участие в военных операциях. По другую сторону жили черкесы (так называли чеченов и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и  станицы.  Кавказская война была очень жестокой, так как  с целью уничтожения врага русские войска сжигали порой целые аулы и леса вокруг них, что усиливало сопротивление горцев.

3.     Обратите внимание на экран. Как вы думаете, с какой целью были созданы эти картины? Какова их главная мысль?

4.     Л.Н. Толстой описывает очень интересный случай, который в XIX веке малообразованному читателю мог бы показаться невероятным.  Почему мы не сомневаемся в достоверности рассказа?

Сообщение «биографа».

Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.

 Льву Николаевичу Толстому было 23 года, когда  брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ, который считался в то время самым опасным местом в Российской империи. Молодой человек думал найти здесь невероятные приключения. Он принимал участие в военных действиях, однажды сам чуть не попал в плен, но потом понял, что Кавказ надолго войдет в его жизнь совсем по другим причинам. Его поразили национальные особенности свободолюбивых горцев, поэтому он решил объяснить объективные причины ненависти их ненависти по отношению к русским.

Сообщение «литературоведа».

История создания и прототипы.

Солдаты и офицеры русской армии порой попадали в плен, о чем потом рассказывали своим товарищам, о таких случаях писали в газетах и журналах того времени. Так, о своей жизни в плену, о дружбе с девочкой-горянкой рассказал в мемуарах генерал-лейтенант, писатель  Федор Федорович Торнау.

 VI. Представления о Кавказе, его природе, людях, бытовавшие в XIX веке.

 Ребята, есть еще одна деталь, на которую мы должны обратить внимание, чтобы понять главную мысль и произведения Л.Н. Толстого, и сделать вывод в конце нашего урока.

Для нас Кавказ – родина, родные места, где все знакомо, близко, понятно. А известно ли вам, каково было отношение к этому обширному краю, его природе, местным жителям и их обычаям в России XIX века?

Давайте проанализируем  следующие высказывания.  

Карточка 1.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Я въехал в Койшаурскую долину. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва … тянется серебряною нитью и сверкает…

Карточка 2.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Преглупый народ! Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию!

Вот, батюшка, надоели нам эти головорезы; нынче, слава богу, смирнее; а бывала, на сто шагов отойдешь за вал, уж где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит: чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.

VII. Заслуга Л.Н.Толстого в новом открытии Кавказа.

Таким ли предстает Кавказ и его люди в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?  О чем же и как рассказал писатель, чтобы создать принципиально новое представление о горцах, чтобы они перестали казаться русским «дикими» людьми, жестокими и беспощадными врагами?

Работать с текстом будем по вариантам.

Найдите на указанной странице ответ на вопрос и  аккуратно карандашом сделайте пометку, которую дома удалите.

1 вариант стр. 238 Найдите описание внутреннего убранства дома. Чем оно так поразило Жилина?

2 вариант стр. 236 Найдите описание мужского костюма. В чем состоит его своеобразие?

3 вариант стр.237 Найдите описание женского костюма. Чем отличается одежда Дины, дочери богатого татарина, от платья простой татарки?

4 вариант стр. 246-247 Найдите описание обычаев горцев. Какой обряд наблюдал Жилин? В чем состоит его отличие от православного?

5 вариант стр. 239 Найдите слова, в которых выражено отношение черного татарина к Жилину. Какие качества  русского офицера понравились горцу?

6 вариант стр. 243-245 Найдите портрет старого татарина. Обратите внимание на сравнения, которые использует автор.  Как относился к Жилину старый татарин?  Почему старик был так жесток?

Обратите внимание на экран. Здесь представлены костюмы горцев.  Чем они вам кажутся интересными?

VIII. Подведение промежуточных итогов (анализа текста).

1.     С какой целью Л.Н. Толстой так подробно описывает жилище, одежду, обычаи горцев?

2.     Какими изображает он самих горцев? Как объясняет причины жестокости?

3.     Как вы теперь можете объяснить эпиграф нашего урока?

4.     Какие новые слова, по вашему мнению, могли узнать читатели XIX века, познакомившись с бытом горцев?

IX. Подведение итогов урока.

В чем же состоит заслуга Л.Н.Толстого? Как должны относиться друг к другу люди разных национальностей? Как вы считаете, почему в наши дни это произведение остается таким актуальным?

Рефлексия.

Перед вами пословицы разных народов. Запишите 2 из них, которые, по вашему мнению, отражают идею нашего урока.

Доброе братство дороже богатства. (русская)

Хороший друг ближе брата. (азербайджанская)

Дерево корнями сильно, а человек – друзьями. (грузинская)

Гнев – плохой советчик. (русская)

Разрушить-то легко, попробуй-ка построить. (грузинская)

Всякая ссора красна мировою. (русская)

Дружно за мир стоять – войне не бывать. (русская)

Обиженный народ хуже ос жжёт. (узбекская)

Оценки.

X. Домашнее задание.

Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание, выбрать которое вы можете в зависимости от своих способностей и склонностей.

«Художники»: нарисовать иллюстрацию к  наиболее запомнившемуся эпизоду рассказа.

«Литераторы»: 1 вариант - написать сочинении о быте и нравах горцев «Жизнь в татарской деревне».

                          2 вариант - написать сочинение от лица  Дины «Как я подружилась с Жилиным».

«Музыканты»: найти записи музыкальных произведений народов Кавказа.

 

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест  против межнациональной вражды.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2019