Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мосоловская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей-логопедов Протокол № 1 от _________________ 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________/Сафонкина Г.В./ от ______________________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат» _______________/Никитин А.Д./ от _____________________ 2019 г. |
Руководитель МО учителей - логопедов:
Булганина Н.Н.
Адаптированная логопедическая (индивидуальная) программа
по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ
Автор-составитель программы:
учитель-логопед Булганина Н.Н
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Аграмматическая дисграфия охарактеризована в работах Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития.
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов; изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций, изменении падежа местоимений; числа существительных; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
При устранении аграмматической дислекии и дисграфии основные направления работы заключаются в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.
Основные задачи работы логопеда:
Ø расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Ø развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Срок реализации программы: 1-2 учебных года.
Тематическое планирование (подгрупповых/индивидуальных) занятий по коррекции аграмматической дисграфии
Форма занятий |
Этап. Тема
|
Период |
К/ч |
|||
Подгрупповая/индивидуальная
|
1. Слово. Словосочетание. Предложение |
|
|
|||
А. Развитие навыков словообразования |
||||||
1. Родственные слова |
Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования |
15.09 – 22 .09 |
2 |
|||
2. Корень слова
|
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов |
22.09- 30.09 |
2 |
|||
3. Приставка |
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами |
30.09-10.10 |
3 |
|||
4. Суффикс
|
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса |
10.10-20.10 |
3 |
|||
5. Морфологический состав слова
|
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов |
20.10-27.10 |
2 |
|||
Подгрупповая/индивидуальная
|
Б. Развитие навыков словоизменения |
|
||||
7. Слова-предметы |
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря |
27.10-10.11 |
2 |
|||
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа |
Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) |
10.11-17.11 |
2 |
|||
9. Практическое употребление существительных разного рода |
Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления |
17.11-25.11 |
2 |
|||
10. Употребление существительных в косвенных падежах |
Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи |
25.11-20.12 |
7 |
|||
Подгрупповая/индивидуальная
|
В. Развитие навыков согласования слов |
|
|
|||
11. Слова-признаки |
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой |
20.12-27.12 |
2 |
|||
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе |
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами |
10.01-17.01 |
2 |
|||
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже |
Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи |
17.01-12.02 |
7 |
|||
14. Слова-действия |
Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой |
12.02- 16.02 |
1 |
|||
15. Согласование глагола с существительным в числе |
Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия |
16.02-23.02 |
2 |
|||
Подгрупповая/индивидуальная
|
16. Согласование глагола с существительным в роде |
Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами |
23.02-02.03 |
2 |
||
17. Согласование глагола с существительным во времени |
Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений |
02.03-12.03 |
3 |
|||
18. Имя числительное |
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи |
12.03-25.03 |
4 |
|||
Подгрупповая/индивидуальная
|
2. Предложение |
|
|
|||
1. Предложение |
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст |
25.03-20.04 |
5 |
|||
2. Состав предложения |
Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями |
20.04-15.05 |
5 |
|||
|
3. Текст |
|
|
|||
Подгрупповая/индивидуальная
|
1. Работа над текстом |
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста |
15.05-22.05 |
2 |
||
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.