Логопедическая программа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников
Оценка 5

Логопедическая программа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл—6 кл
15.11.2020
Логопедическая программа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников
Адаптированная логопедическая (индивидуальная) программа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ. Данная программа необходима для того, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.
Логопедическая программа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ.docx

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мосоловская школа-интернат»

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей-логопедов

Протокол № 1

от _________________ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________/Сафонкина Г.В./

от ______________________ 2019  г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат»

_______________/Никитин А.Д./

от _____________________ 2019 г.

 

 

 

 

 

Руководитель МО учителей - логопедов:

Булганина Н.Н.

 

 

 

 

Адаптированная логопедическая (индивидуальная) программа

по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОВЗ

 

 

Автор-составитель программы:

учитель-логопед Булганина Н.Н

 

          

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019/2020 учебный год

 

Пояснительная записка

           Аграмматическая дисграфия охарактеризована в работах  Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития.

          В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

         На уровне  предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов; изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций, изменении падежа местоимений; числа существительных; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов  в предложении.

          При устранении аграмматической дислекии и дисграфии основные направления работы заключаются в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

Основные задачи работы логопеда:

Ø  расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Ø  развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

 

Срок реализации программы: 1-2 учебных года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование (подгрупповых/индивидуальных) занятий по коррекции аграмматической дисграфии

 

Форма занятий

Этап. Тема

 

Период

К/ч

Подгрупповая/индивидуальная

 

1.        Слово. Словосочетание. Предложение

 

 

А. Развитие навыков словообразования

1. Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования

15.09 – 22 .09

2

 2. Корень слова

 

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов

22.09- 30.09 

2

 

3. Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами

30.09-10.10

3

4. Суффикс

 

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса

10.10-20.10

3

5. Морфологический состав слова

 

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

20.10-27.10

2

Подгрупповая/индивидуальная

 

Б. Развитие навыков словоизменения

 

7. Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря

27.10-10.11

2

8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

10.11-17.11

2

9. Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления

17.11-25.11

2

10. Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи

25.11-20.12

7

Подгрупповая/индивидуальная

 

В. Развитие навыков согласования слов

 

 

11. Слова-признаки

Развитие  словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

20.12-27.12

2

12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

10.01-17.01

2

13. Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи

17.01-12.02

7

14. Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

12.02-

16.02

1

15. Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия

16.02-23.02

2

Подгрупповая/индивидуальная

 

16. Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

23.02-02.03

2

17. Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений

02.03-12.03

3

18. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

12.03-25.03

4

Подгрупповая/индивидуальная

 

2. Предложение

 

 

1. Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды  связи  в  словосочетаниях и предложениях. Построение  сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст

25.03-20.04

5

2. Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

20.04-15.05

5

 

3. Текст

 

 

Подгрупповая/индивидуальная

 

1. Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста

15.05-22.05

2

 

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
  3. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.
  4. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
  5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мосоловская школа-интернат»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мосоловская школа-интернат»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Тематическое планирование (подгрупповых/индивидуальных) занятий по коррекции аграмматической дисграфии

Тематическое планирование (подгрупповых/индивидуальных) занятий по коррекции аграмматической дисграфии

Б. Развитие навыков словоизменения 7

Б. Развитие навыков словоизменения 7

Преодоление аграмматизма в устной речи 17

Преодоление аграмматизма в устной речи 17

Предложение Соотнесение предложений с графической схемой

Предложение Соотнесение предложений с графической схемой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020