Демичева Н.В
Статья раскрывает цель, задачи и особенности использования логопедической ритмики для детей с ДЦП. Раскрывается важность сочетания различных видов упражнений на занятиях.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, ДЦП, нарушение речи, моторика.
SPEECH THERAPY RHYTHM IS AN EFFECTIVE METHOD OF OVERCOMING SPEECH DISORDERS AND MOTOR AWKWARDNESS IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
The article reveals the purpose, objectives and features of the use of speech therapy for children with cerebral palsy. The importance of combining different types of exercises in the classroom is revealed.
Key words: speech therapy rhythm, cerebral palsy, speech disorders, motility.
В нашей стране систему музыкально-ритмического воспитания разрабатывали Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Н.П.Збруева и др. Первые методические рекомендации к проведению логоритмических занятий с дошкольниками были разработаны В.А.Гринер.
Логопедическая ритмика построена на дидактических и специфических принципах. Эти принципы взаимосвязаны между собой и отображают единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей, у которых имеются некие речевые расстройства. Так, принцип систематичности всегда обуславливает последовательность в изложении информации общего курса логопедической ритмики, что соотносит теоретические положения с практическими разработками. Данный принцип обязателен как для логопедического, так и для логоритмического набора мероприятий, которые используются во время занятий с ребятами, страдающими речевыми патологиями.
Логоритмические упражнения — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, а также в школе.
Особое значение имеют логоритмические занятия для детей с детским церебральным параличем (ДЦП).
Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию. Выполнять логоритмические занятия следует в определенное время ежедневно.
Благодаря логоритмическим занятиям дети научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их общая и мелкая моторика.
Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.
Цель логопедической ритмики для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.
На совместных занятиях с музыкальным руководителем при использовании логоритмики детям предлагаются общеукрепляющие и общеоздоравливающие упражнения, специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений, отдельные приёмы артикуляционной гимнастики и общепринятые артикуляционные упражнения.
Особое внимание на занятиях следует уделять развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций, т.к. многие дети, в связи с нарушением координации, не могут согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.
Организующим началом в процессе занятия является музыка, поскольку восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, в результате которой недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями, только в одних случаях это происходит неосознанно и непроизвольно, а в других – осознанно. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию детей следует сделать осмысленной. Именно поэтому на логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- увеличение объема памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного процесса;
- развитие тактильно-кинестетического костно-мышечного чувства собственного тела;
- формирование самостоятельного и комплексного выполнения движений;
- развитие музыкального чувства ритма и слухомоторных координаций;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
У детей с ДЦП речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизатрий, т.к. они имеют единую патологическую основу с двигательными нарушениями, которые характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем.
Учитывая вышеуказанные особенности детей с ДЦП, занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях.
- Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направленные на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
- Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
- Упражнения на активизацию внимания и памяти.
- Счетные упражнения.
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
- Фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
- Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления, мимики, пластики тела (разработанные Е.Железновой).
Таким образом, данная система работы позволяет добиваться результатов в коррекции и компенсации речевых и двигательных нарушений у детей с ДЦП.
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2013.
2. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб, М., 2015.
3. 4. Жигорева М.В. Об особенностях логоритмики с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата /М.В. Жигорева// Специальная дошкольная педагогика. -2016.-№ 1(11). – С.48-54.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.