Консультация для педагогов начальной школы на тему:
«Дисграфия»
Частичное, специфическое нарушение процесса письма - дисграфия, составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Обследование и анализ письменных работ показали, что у наших учащихся тоже наблюдаются нарушения письма.
Часто педагоги считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников; неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. На самом же деле в основе этих ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Пропуски гласных, согласных, пропуски слогов: о-вместо он, красны -вместо красный, многи- вместо многие, сине вместо синеет;
появление лишних букв или слогов: тарава вместо трава,мотоцикил, монотицикил вместо мотоцикл;
перестановки букв или слогов - тко-вместо кто, онко- вместо окно, на девере вместо на дереве и т.д. обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а так же связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка и смешивают на письме гласные первого и второго ряда; ожик вместо ежик,отка вмеcто утка, ола вместо юла, моёт вместо моют;
звонкие и глухие согласные: трупочка- вместо трубочка, корький вместо-горький;
свистящие и шипящие: суски вместо сушки, сустрый вместо шустрый;
свистящие шипящие и аффрикаты: тайка вместо чайка, шулки- вместо чулки, куриса вместо курица, чепки вместо щепки ит.д.
Нередко нарушено различение звучания твердых и мягких согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа: патка вместо пятка, тортая вместо тёртая.
В таких ошибках как:пьятка, мьата- ребенок понимает мягкость согласного, но неправильно обозначает это на письме.
У ребят с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила:
На безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ученик не слышит ударного гласного и затрудняется в определении безударного гласного, ну и соответственно испытывает затруднения в подборе проверочного слова: например - пишет трова- проверяет тровинка или рика - проверяет ричушка.
Ребята часто не улавливают разницы в звучании согласных н и удвоенных нн, с и удвоенных СС- вана вместо ванна, каса вместо касса, сыпал вместо ссыпал. Не видят различия в звуковых сочетаниях: тя- тья, ря-рья и поэтому пишут деревя- вместо деревья, листя вместо листья.
Также на письме ученики нередко делают ошибки на смешение элементов букв- .Это объясняется тем, что в строчных буквах русского алфавита элемент опускающийся ниже строчки встречается чаще, чем верхний элемент буквы , а изначальное написание буквы одинаковое, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы……….
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении фразы (предложения). Ребята часто недописывают, переставляют, пропускают слова в предложении, например: Мой папа тоже (работает) водителем. На полянках, пригорках уже зазеленела…….(трава). Или Черепаха дает золотой Буратино ключик. Вместо Черепаха дает золотой ключик Буратино. Во всех случаях нарушается структура предложения, что меняет их смысл.
Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием – приводит к аграмматизму. В письменных работах это выражается в неправильном согласовании и управлении различных частей речи: прилагательных с существительными в роде числе и падеже: Н - У меня нет красный платье. Неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол+ существительное Н: пошли с корзинки, катались на санки. Много ошибок в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи.
Часто ученики не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Бедность словарного запаса неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание связей в тексте выражается в неумении последовательно передавать содержание услышанного ,увиденного или пережитого. Это в будущем может проявиться в затруднении овладения навыка написания изложения и сочинения.
Изучением нарушения письма занимаются давно и многие ученые: Токарева, Хватцев Михаил Ефимович, Левина Роза Евгеньевна, Лалаева Раиса Ивановна. В результате их трудов появилось несколько классификаций дисграфии на основе различных критериев, с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. Все они отмечают нарушение произвольной концентрации внимания, переключения и динамического праксиса, нечеткости во взаимодействии слухового и речедвигательного аппарата.
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма.
Артикуляторно - акустическая дисграфия ----- это отражение на письме неправильного звукопроизношения, когда ученик пишет так, как произносит ведь на начальных этапах ребенок пишет проговаривая. Проявляется в пропусках, заменах. Иногда и после коррекции эти замены могут оставаться, что объясняется тем, что ещё не сформированы кинестетические образы букв.
Акустическая дисграфия – (на основе фонемного распознавания) в её основе нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Тут нет нарушений произношения как в первом случае. Здесь происходят замены букв соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие, звонкие-глухие особенно смычные, аффрикаты и их компоненты входящие в состав ч-т*, ч-щ, ц-т, ц-с. Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости на письме вследствие нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких звуков, а так же сложности их обозначения Н: писмо,поут,лижы. Часто ребята делают замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляционно сходных(о-у,е-и:туча-точа; лес-лис).
Дисграфия, связаная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза – проявляется в нарушении деления предложения на слова, слогового и звукового анализа и синтеза. Нарушение языкового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в частности в слитном написании, особенно предлогов Н; удома ратебеза - у дома растет береза.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие чего самой распространенной ошибкой в этом виде дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова.
При стечении пропуски согласных Н: диктант-диктат, кукла-кука,арбуз-абуз.
Пропуски гласных -собак-сбака; добавления гласных - скамейка- сакамейка;
перестановка букв – окно – коно, дрова-врода; пропуски, добавления, перестановки слогов – комната –кота, стакан- ката.
Аграмматическая дисграфия – обусловлена недоразвитием грамматического строя речи - морфологических, синтетических обобщений.
Проявляется на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Нарушается последовательность предложений при описывании событий, нарушены смысловые и грамматические связи между предложениями. Искажается морфологическая структура слова, замена префиксов, суффиксов, флексий (запереть-напереть, козлята - козленки. Много деревьев – Много деревов). В нарушении предложно-падежных конструкций Н: на столом, около ним. В нарушении согласования: дети бежит, красны мяч. Могут наблюдаться трудности констуирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия – связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Замены графических сходных букв - состоящих из одинаковых элементов, но различных по расположению в пространстве.
Прописные в-д, т-ш. Букв отличающихся одним элементом И-Ш, Л-М,
Искажение графического образа: зеркальное письмо:
Пропуски элементов буквы, особенно когда соседние буквы имеют одинаковые элементы
Написание лишних элементов
Неправильное расположение элементов
У детей с любой формой недоразвития речи всегда недостаточно сформирована психическая база речи, лежащая в основе успешной работы по коррекции устной и письменной речи ребенка. И работать над этим нужно с первых уроков.
Уч.логопед-Курышина Н.М.
ВИДЫ ДИСГРАФИИ
Артикуляторно - акустическая дисграфия - это отражение на письме неправильного звукопроизношения, когда ученик пишет так, как произносит ведь на начальных этапах ребенок пишет проговаривая. Проявляется в пропусках, заменах. Иногда и после коррекции эти замены могут оставаться, что объясняется тем, что ещё не сформированы кинестетические образы букв.
Акустическая дисграфия – (на основе фонемного распознавания) в её основе нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Тут нет нарушений произношения как в первом случае. Здесь происходят замены букв соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие, звонкие-глухие особенно смычные, аффрикаты и их компоненты входящие в состав ч-т*, ч-щ, ц-т, ц-с. Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости на письме вследствие нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких звуков, а так же сложности их обозначения Н: писмо,поут,лижы. Часто ребята делают замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляционно сходных(о-у,е-и:туча-точа; лес-лис).
Дисграфия, связаная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза – проявляется в нарушении деления предложения на слова, слогового и звукового анализа и синтеза. Нарушение языкового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в частности в слитном написании, особенно предлогов Н; удома ратебеза - у дома растет береза.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие чего самой распространенной ошибкой в этом виде дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова.
Пропуски при стечении согласных Н: диктант-диктат, кукла-кука,арбуз-абуз.
Пропуски гласных -собак-сбака; добавления гласных - скамейка- сакамейка;
перестановка букв – окно – коно, дрова-врода; пропуски, добавления, перестановки слогов – комната –кота, стакан- ката.
Аграмматическая дисграфия – обусловлена недоразвитием грамматического строя речи - морфологических, синтетических обобщений.
Проявляется на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Нарушается последовательность предложений при описывании событий, нарушены смысловые и грамматические связи между предложениями. Искажается морфологическая структура слова, замена префиксов, суффиксов, флексий (запереть-напереть, козлята - козленки. Много деревьев – Много деревов). В нарушении предложно-падежных конструкций Н: на столом, около ним. В нарушении согласования: дети бежит, красны мяч. Могут наблюдаться трудности констуирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия – связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Замены графических сходных букв - состоящих из одинаковых элементов, но различных по расположению в пространстве. Прописные в-д, т-ш. Букв отличающихся одним элементом И-Ш, Л-М,
Искажение графического образа: зеркальное письмо:
Пропуски элементов буквы, особенно когда соседние буквы имеют одинаковые элементы
Написание лишних элементов
Неправильное расположение элементов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.