в материале подробно изложена поэтапная система работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи первого уровня. представлены цели, задачи каждого периода, виды заданий, а также описаны планируемые результаты. работа будет полезна учителям-логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, имеющих неговорящих детей 3-7-летнего возраста.
этапы лог.работы.docx
Этапы логопедической работы с безречевым ребёнком
1 этап логопедической работы — подготовительный (сентябрь).
На подготовительном этапе проводится дополнительное изучение
безречевых детей, уточняется речевой диагноз, определяется прогноз.
Задачи подготовительного этапа:
•
развитие системы межанализаторных связей, как основы для
формирования предпосылок общения,
•
установление эмоционального контакта с детьми,
•
формирование положительного отношения к занятиям, к ситуации
общения со взрослым, с другими детьми.
Направления работы:
•
установление зрительного и эмоционального контактов;
•
•
•
•
подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;
настройка ребёнка на эмоциональное сопереживание;
повышение уровня общей активности ребёнка;
организация произвольного внимания — развитие способности к
концентрации, распределению и переключению внимания.
Занятия проводятся индивидуально или малыми подгруппами (23
ребёнка) ежедневно, к занятиям привлекаются родители в виде активных
участников, а не пассивных наблюдателей. Длительность занятий варьируется
в зависимости от возможностей и возраста ребёнка (530 минут). Занятия
проходят в виде сменяющихся игр, не допускается пресыщение или
утомление ребёнка играми (так как возможно вызывание в данном случае
неадекватных реакций). В ходе одного занятия решаются несколько
разноплановых задач (при демонстрации предмета привлечение внимания
ребёнка к объекту и развитие восприятия речи; при выполнении действий с
предметами развитие понимания слов, обозначающих движения, состояния,
признаки действия;...). Требования к построению хода занятий:
создание коммуникативных ситуаций;
осуществление смен различных видов деятельности;
использование рациональных сочетаний различных приёмов;
постепенное усложнение форм работы.
•
•
•
•
Задания, используемые на занятиях
I Задания на развитие зрительного внимания.
Цель:
•
учить фиксировать взгляд на предмете;
прослеживать его движения взглядом и рукой, формировать захват
•
руки;
1.
Ребёнку предлагается найти взглядом яркую игрушку (колечко
пирамидки), привязанную за веревочку в ограниченном пространстве стола,
взять её рукой. Логопед, дёргая за ниточку, перемещает игрушку, ребёнок
прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой.
2. Логопед предлагает ребёнку найти игрушку в пространстве комнаты
(кабинета, группового помещения) и проследить взглядом за её
перемещением, активизируя детское внимание с помощью стихотворных
текстов. Если ребёнок не фиксирует взгляд на игрушке, то работа начинается
с блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием
бубна, погремушки, молоточка).
II Задания на активизацию ощущений
Цель:
•
развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей
при помощи лёгких массажных движений.
1. Перед ребёнком на столе устанавливается глубокая тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладутся вата и жёсткая щётка. Логопед действует рукой
ребёнка, дотрагиваясь поочерёдно до воды, ваты, жёсткой щётки,
сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ох! Ах!). Если
ребёнок участвует в игре с удовольствием, можно побуждать его к
самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные
поверхности — наждачная бумага, тарелочка с кремом.
2. Логопед выдавливает на левую руку ребёнка крем. Поглаживая и
похлопывая руку от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении,
размазывает крем, действуя правой рукой ребёнка, затем меняет руки.
Движения сопровождаются эмоциональным комментарием взрослого. По мере
возможностей ребёнка побуждают к самостоятельным действиям.
3. Игра «Следы». Перед ребёнком на столе находятся игрушечный домик и
размягчённый пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребёнку, что
если ктонибудь пойдёт по дорожке, останутся следы и показывает, как их
сделать (каждым пальцем по отдельности, каждой парой пальцев обеих рук,
указательным и средним пальцами каждой руки).
Второй этап логопедической работы (начальный)
Задача второго этапа:
•
выработка языковых и сенсомоторных эталонов, необходимых для
формирования коммуникативной деятельности.
Направления работы:
•
развитие слухового восприятия;
•
развитие способности к использованию невербальных компонентов
коммуникации;
•
развитие зрительномоторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики;
•
развитие зрительнопространственного анализа и синтеза; •
•
•
•
развитие сенсорноперцептивной деятельности;
развитие функций голоса и дыхания;
развитие чувства ритма;
развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Занятия проводятся индивидуально или малыми подгруппами (23
ребёнка) ежедневно. Продолжительность занятий устанавливается в
зависимости от состояния детей и их готовности к сотрудничеству (1040
минут). В каждое занятие включаются разнообразные упражнения и игры,
направленные на формирование предпосылок общения и развития речи.
Упражнение (игра) заканчиваются раньше, чем оно успевает наскучить детям.
Своевременное переключение на другую деятельность должно происходить
при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных
конструкций. Посторонние раздражители на занятиях должны быть сведены к
минимуму.
Части занятия:
вводномотивационная (13 минуты) — включает ритуал приветствия,
установление и поддержание эмоциональноположительного контакта (т. е.
установка на положительную совместную деятельность);
операционноисполнительная — предусматривает реализацию определенного
этапа программы обучения;
оценочнорефлексивный (25 минут) — подведение итогов, оценивание
деятельности детей, рефлексирование происходящего.
Части каждого занятия включают несколько направлений работы:
•
развитие понимания речи;
•
•
развитие активной подражательной речевой деятельности;
развитие внимания, памяти, мышления.
Основное содержание логопедической работы (октябрь, ноябрь, декабрь).
Развитие понимания речи (в зависимости от результатов обследования,
уровня понимания речи):
•
учить детей находить предметы, игрушки;
•
учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать
предметы, игрушки;
•
учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого;
•
•
учить понимать слова обобщающего значения;
учить детей показывать и выполнять действия, связанные с
окружающим миром, знакомой игровой или бытовой ситуацией;
•
закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задаёт
вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребёнок жестом отвечает на
него);
•
учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?,
откуда?, с кем?;
•
учить детей понимать грамматические категории числа
существительных, глаголов;
•
учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты
питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности:
•
учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка);
•
•
учить детей называть имена друзей, кукол;
учить подражанию (голосам животных, звукам окружающего мира,
звукам музыкальных инструментов).
Развитие внимания, памяти, мышления: •
учить детей запоминать и выбирать, из предложенных взрослым,
игрушки и предметы;
•
учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили;
•
учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной
последовательности (в рамках одной лексической темы);
•
учить детей запоминать и раскладывать 23игрушки в рамках одной
темы
в заданной последовательности;
•
учить запоминать и проговаривать 23 слова по просьбе логопеда (мама,
папа; мама, папа, тётя);
•
учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек — шарик,
мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол) лишнюю;
•
учить находить предмет по его контурному изображению;
•
учить узнавать предмет по одной его детали.
Третий этап логопедической работы
Задача третьего этапа:
совершенствование умений, полученных на
начальном (втором) этапе.
Направления работы:
•
развитие зрительнопространственного анализа и синтеза (развитие
навыков мысленного перемещения предмета и трансформация зрительных
образов в играх);
•
развитие сенсорноперцептивной деятельности (совершенствование
оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими
вербальными понятиями);
•
развитие невербальных компонентов коммуникации (развитие
подражательных способностей, использование мимики, жестов,..);
•
работа над голосом и дыханием; •
•
работа над ритмом;
стимуляция
слухового
восприятия
(совершенствование
фонематического восприятия, осознание звуковой стороны речи);
•
работа над формирование интонационной стороны речи;
•
•
формирование лексики и грамматического строя речи;
работа над предложением;
Части каждого занятия включают также, как и на втором этапе, несколько
направлений работы:
•
развитие понимания речи;
•
•
развитие активной подражательной речевой деятельности;
развитие внимания, памяти, мышления.
Развитие зрительнопространственного анализа и синтеза (развитие
навыков мысленного перемещения предмета и трансформация зрительных
образов в играх):
•
прослеживание лабиринтов;
•
•
•
•
•
•
•
складывание матриц Равена;
подбор вставок к сюжетным и предметным картинкам;
определение недостающих частей предмета;
выделение сходства и различия;
фиксация внимания на расположение предметов снизу, сверху, сбоку;
выделение фигуры из фона;
идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых
участвуют различные объекты;
•
выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур;
•
использование разнообразных игр, в которых сюжет требует
запоминания или сравнения фигур, расположенных в определённой последовательности.
Основное содержание логопедической работы
Развитие понимания речи:
•
учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени
единственного числа (Валя читала книгу. Валя читал книгу.);
•
учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их
словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живёт в берлоге, сосёт
лапу);
•
учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения
названных действий (резатьнож, ножницы, шитьигла, наливать суп
половник);
•
учить определять причинноследственные связи (снегсанки, коньки,
снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности:
•
учить детей отдавать приказания: на, иди, дай, кати;
•
•
•
учить детей указывать на определённые предметы (вот, это, тут);
учить составлять первые предложения (Это Тома. Вот Тата.);
учить детей составлять предложения по модели (обращение+глагол
повелительного наклоненияТата, спи);
•
учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы
настоящего времени единственного числа 3го лица (списпит, идиидёт).
Развитие внимания, памяти, мышления:
•
учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из
разных тематических
последовательности (шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш);
раскладывать
групп,
в определенной •
учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу
(дождьзонт, снегконьки);
•
учить выбирать предметы определенного цвета (только красные
машинки, синие кубики);
•
учить отбирать фигурки определённой формы (круги, квадраты,...);
•
учить определять лишний предмет из представленного ряда (3 красных
кубика и один синий; кукла, клоун, Буратино, шапка; шуба, пальто, плащ,
шкаф; красная машина, красная лодка, красный пароход, жёлтая машина);
•
учить детей складывать картинки из 24 частей;
•
учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на
крышке коробки;
•
учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки (из рук
детворы ветер вырвал воздушные...шары).
В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи
обязательное выполнение требований общеобразовательной
входит
программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в
соответствии с программой логопедической работы, направленных на
устранение
аффективнойволевой,
интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
недостатков
в
сенсорной,
При этом воспитатель направляет своё внимание не только на коррекцию
имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение
представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и
совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создаётся
основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка,
что влияет на эффективность овладения речью. В процессе воспитания и
обучения воспитатель должен учитывать индивидуальнотипологические
особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления.
В задачу воспитателя также входит создание доброжелательной
обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные
возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой
неполноценностью, формирование интереса к занятиям.
Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные
проявления поведения ребёнка, вовремя замечать признаки агрессивности,
конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и
вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя
личностно ориентированный подход к речи и поведению ребёнка.
Основные задачи воспитателя в области развития речи:
•
расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления
представлений об окружающем;
•
развитие у детей способности применять сформированные умения и
навыки связной речи в различных ситуациях общения;
•
автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных
навыков правильного произношения звуков, звукослоговой структуры слова,
грамматического оформления речи в соответствии с программой
логопедических занятий.
В итоге дети должны научиться:
•
понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и
действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);
•
называть некоторые части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши,...) и
одежды (карман, рукав, ..);
•
обозначать наиболее распространённые действия (сиди, стой, пой, ешь,
пей, иди,...), некоторые свои физиологические и эмоциональноаффективные
состояния (холодно, тепло, больно,...); •
•
выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без
использования жеста (при этом не предъявляются требования к фонетической
правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое
оформление фразы).
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Логопедическая работа с неговорящими детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.