Логопедическая работа с неговорящими детьми
Оценка 4.9

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
Детсад
23.10.2017
Логопедическая работа с неговорящими детьми
в материале подробно изложена поэтапная система работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи первого уровня. представлены цели, задачи каждого периода, виды заданий, а также описаны планируемые результаты. работа будет полезна учителям-логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, имеющих неговорящих детей 3-7-летнего возраста.
этапы лог.работы.docx
Этапы логопедической работы с безречевым ребёнком 1 этап логопедической работы — подготовительный (сентябрь). На   подготовительном   этапе   проводится   дополнительное   изучение безречевых детей, уточняется речевой диагноз, определяется прогноз. Задачи подготовительного этапа: • развитие   системы   межанализаторных   связей,   как   основы   для формирования предпосылок общения, • установление эмоционального контакта с детьми, • формирование   положительного   отношения   к   занятиям,   к   ситуации общения со взрослым, с другими детьми. Направления работы: • установление зрительного и эмоционального контактов; • • • • подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций; настройка ребёнка на эмоциональное сопереживание; повышение уровня общей активности ребёнка; организация   произвольного   внимания   —   развитие   способности   к концентрации, распределению и переключению внимания. Занятия   проводятся   индивидуально   или   малыми   подгруппами   (2­3 ребёнка)   ежедневно,   к   занятиям   привлекаются   родители   в   виде   активных участников, а не пассивных наблюдателей. Длительность занятий варьируется в   зависимости   от   возможностей   и   возраста   ребёнка   (5­30   минут).   Занятия проходят   в   виде   сменяющихся   игр,   не   допускается   пресыщение   или утомление   ребёнка   играми   (так   как   возможно   вызывание   в   данном   случае неадекватных   реакций).   В   ходе   одного   занятия   решаются   несколько разноплановых  задач (при демонстрации   предмета  ­ привлечение внимания ребёнка к объекту и развитие восприятия речи; при выполнении действий с предметами ­ развитие понимания слов, обозначающих движения, состояния, признаки действия;...). Требования к построению хода занятий: создание коммуникативных ситуаций; осуществление смен различных видов деятельности; использование рациональных сочетаний различных приёмов; постепенное усложнение форм работы. • • • • Задания, используемые на занятиях I Задания на развитие зрительного внимания. Цель: • учить фиксировать взгляд на предмете; прослеживать   его   движения   взглядом   и   рукой,   формировать   захват • руки; 1.     Ребёнку   предлагается   найти   взглядом   яркую   игрушку   (колечко пирамидки), привязанную за веревочку в ограниченном пространстве стола, взять её рукой. Логопед, дёргая за ниточку, перемещает игрушку, ребёнок прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой. 2.   Логопед   предлагает   ребёнку   найти   игрушку   в   пространстве   комнаты (кабинета,   группового   помещения)   и   проследить   взглядом   за   её перемещением,   активизируя   детское   внимание   с   помощью   стихотворных текстов. Если ребёнок не фиксирует взгляд на игрушке, то работа начинается с блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка). II Задания на активизацию ощущений Цель: • развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей при помощи лёгких массажных движений. 1.   Перед ребёнком на столе устанавливается глубокая тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладутся вата и жёсткая щётка. Логопед действует рукой ребёнка,   дотрагиваясь   поочерёдно   до   воды,   ваты,   жёсткой   щётки, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ох! Ах!). Если ребёнок   участвует   в   игре   с   удовольствием,   можно   побуждать   его     к самостоятельным   действиям.   В   дальнейшем   используются   разнообразные поверхности — наждачная бумага, тарелочка с кремом. 2.     Логопед   выдавливает   на   левую   руку   ребёнка   крем.   Поглаживая   и похлопывая руку от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает   крем,   действуя   правой   рукой   ребёнка,   затем   меняет   руки. Движения сопровождаются эмоциональным комментарием взрослого. По мере возможностей ребёнка побуждают к самостоятельным действиям. 3. Игра «Следы». Перед ребёнком на столе находятся игрушечный домик и размягчённый пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребёнку, что если кто­нибудь пойдёт по дорожке, останутся следы и показывает, как их сделать (каждым пальцем по отдельности, каждой парой пальцев обеих рук, указательным и средним пальцами каждой руки). Второй этап логопедической работы (начальный) Задача второго этапа: • выработка   языковых   и   сенсомоторных   эталонов,   необходимых   для формирования коммуникативной деятельности. Направления работы: • развитие слухового восприятия; • развитие   способности   к   использованию   невербальных   компонентов коммуникации; • развитие   зрительно­моторной   координации,   мелкой   моторики   рук   и артикуляционной моторики; • развитие зрительно­пространственного анализа и синтеза; • • • • развитие сенсорно­перцептивной деятельности; развитие функций голоса и дыхания; развитие чувства ритма; развитие импрессивной и экспрессивной речи. Занятия   проводятся   индивидуально   или   малыми   подгруппами   (2­3 ребёнка)   ежедневно.   Продолжительность   занятий   устанавливается   в зависимости  от состояния детей и их готовности к сотрудничеству  (10­40 минут).   В   каждое   занятие   включаются   разнообразные   упражнения   и   игры, направленные   на   формирование   предпосылок   общения   и   развития   речи. Упражнение (игра) заканчиваются раньше, чем оно успевает наскучить детям. Своевременное переключение на другую деятельность должно происходить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятиях должны быть сведены к минимуму. Части занятия: вводно­мотивационная   (1­3   минуты)   —   включает   ритуал   приветствия, установление   и   поддержание   эмоционально­положительного   контакта   (т. е. установка на положительную совместную деятельность); операционно­исполнительная — предусматривает реализацию определенного этапа программы обучения; оценочно­рефлексивный   (2­5   минут)   —   подведение   итогов,   оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего. Части каждого занятия включают несколько направлений работы: • развитие понимания речи; • • развитие активной подражательной речевой деятельности; развитие внимания, памяти, мышления. Основное содержание логопедической работы (октябрь, ноябрь, декабрь). Развитие   понимания   речи  (в   зависимости   от   результатов   обследования, уровня понимания речи): • учить детей находить предметы, игрушки; • учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы, игрушки; • учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого; • • учить понимать слова обобщающего значения; учить   детей   показывать   и   выполнять   действия,   связанные   с окружающим миром, знакомой игровой или бытовой ситуацией; • закреплять   навык   ведения   одностороннего   диалога   (логопед   задаёт вопрос  по содержанию сюжетной картинки, а ребёнок жестом отвечает на него); • учить детей дифференцированно воспринимать вопросы:  кто?, куда?, откуда?, с кем?; • учить   детей   понимать   грамматические   категории   числа существительных, глаголов; • учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Развитие активной подражательной речевой деятельности: • учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка); • • учить детей называть имена друзей, кукол; учить   подражанию   (голосам   животных,   звукам   окружающего   мира, звукам музыкальных инструментов). Развитие внимания, памяти, мышления: • учить   детей   запоминать   и   выбирать,   из   предложенных   взрослым, игрушки и предметы; • учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили; • учить   запоминать   и   раскладывать   игрушки   в   произвольной последовательности (в рамках одной лексической темы); • учить   детей   запоминать   и   раскладывать   2­3игрушки   в   рамках   одной темы в заданной последовательности; • учить запоминать и проговаривать 2­3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тётя); • учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек — шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол) лишнюю; • учить находить предмет по его контурному изображению; • учить узнавать предмет по одной его детали. Третий этап логопедической работы Задача   третьего   этапа:  совершенствование   умений,   полученных   на начальном (втором) этапе. Направления работы: • развитие   зрительно­пространственного   анализа   и   синтеза   (развитие навыков   мысленного   перемещения   предмета   и   трансформация   зрительных образов  в играх); • развитие   сенсорно­перцептивной   деятельности   (совершенствование оперирования   сенсорными   эталонами   и   овладение   соответствующими вербальными понятиями); • развитие   невербальных   компонентов   коммуникации   (развитие подражательных способностей, использование мимики, жестов,..); • работа над голосом и дыханием; • • работа над ритмом; стимуляция   слухового   восприятия   (совершенствование фонематического восприятия, осознание звуковой стороны речи); • работа над формирование интонационной стороны речи; • • формирование лексики и грамматического строя речи; работа над предложением; Части каждого занятия включают также, как и на втором этапе, несколько направлений работы: • развитие понимания речи; • • развитие активной подражательной речевой деятельности; развитие внимания, памяти, мышления. Развитие   зрительно­пространственного   анализа   и   синтеза  (развитие навыков   мысленного   перемещения   предмета   и   трансформация   зрительных образов  в играх): • прослеживание лабиринтов; • • • • • • • складывание матриц Равена; подбор вставок к сюжетным и предметным картинкам; определение недостающих частей предмета; выделение сходства и различия; фиксация внимания на расположение предметов снизу, сверху, сбоку; выделение фигуры из фона; идентификация   аналогичных   пространственных   ситуаций,   в   которых участвуют различные объекты; • выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур; • использование   разнообразных   игр,   в   которых   сюжет   требует запоминания  или   сравнения   фигур,   расположенных   в   определённой последовательности. Основное содержание логопедической работы Развитие понимания речи: • учить   понимать   категории   рода   глаголов   прошедшего   времени единственного числа (Валя читала книгу. Валя читал книгу.); • учить   детей   отгадывать   предметы,   игрушки,   животных,   птиц   по   их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живёт в берлоге, сосёт лапу); • учить   по   просьбе   взрослого   выбирать   предметы   для   выполнения названных   действий   (резать­нож,   ножницы,   шить­игла,   наливать   суп­ половник); • учить   определять   причинно­следственные   связи   (снег­санки,   коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности: • учить детей отдавать приказания: на, иди, дай, кати; • • • учить детей указывать на определённые предметы (вот, это, тут); учить составлять первые предложения (Это Тома. Вот Тата.); учить   детей   составлять   предложения   по   модели   (обращение+глагол повелительного наклонения­Тата, спи); • учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3­го лица (спи­спит, иди­идёт). Развитие внимания, памяти, мышления: • учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных   тематических   последовательности (шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш);   раскладывать групп,   в   определенной • учить   запоминать   и   подбирать   картинки,   подходящие   по   смыслу (дождь­зонт, снег­коньки); • учить   выбирать   предметы   определенного   цвета   (только   красные машинки, синие кубики); • учить отбирать фигурки определённой формы (круги, квадраты,...); • учить определять лишний предмет из представленного ряда (3 красных кубика и один синий; кукла, клоун, Буратино, шапка; шуба, пальто, плащ, шкаф; красная машина, красная лодка, красный пароход, жёлтая машина); • учить детей складывать картинки из 2­4 частей; • учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки; • учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки (из рук детворы ветер вырвал воздушные...шары). В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи обязательное   выполнение   требований   общеобразовательной входит  программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии   с   программой   логопедической   работы,   направленных   на устранение аффективной­волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.   недостатков в     сенсорной,   При   этом   воспитатель   направляет   своё   внимание   не   только   на   коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений   об   окружающем,   но   и   на   дальнейшее   развитие   и совершенствование   деятельности   сохранных   анализаторов.   Этим   создаётся основа для  благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что   влияет   на   эффективность   овладения   речью.   В   процессе   воспитания   и обучения   воспитатель   должен   учитывать   индивидуально­типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления. В   задачу   воспитателя   также   входит   создание   доброжелательной обстановки   в   детском   коллективе,   укрепление   веры   в   собственные возможности,   снятие   отрицательных   переживаний,   связанных   с   речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Воспитатель   должен   уметь   анализировать   различные   негативные проявления   поведения   ребёнка,   вовремя   замечать   признаки   агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости,   в   связи   с   этим   предъявлять   различные   требования,   осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребёнка. Основные задачи воспитателя в области развития речи: • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; • развитие   у   детей   способности   применять   сформированные   умения   и навыки связной речи в различных ситуациях общения; • автоматизация   в   свободной   самостоятельной   речи   детей   усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко­слоговой структуры слова, грамматического   оформления   речи   в   соответствии   с   программой логопедических занятий. В итоге дети должны научиться: • понимать   и   выделять   из   речи   названия   окружающих   предметов   и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами); • называть некоторые части тела (голова, руки, ноги, глаза, рот, уши,...) и одежды (карман, рукав, ..); • обозначать наиболее распространённые действия (сиди, стой, пой, ешь, пей, иди,...), некоторые свои физиологические  и эмоционально­аффективные состояния (холодно, тепло, больно,...); • • выражать желания с помощью простых просьб, обращений; отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста (при этом не предъявляются требования к фонетической правильности   высказывания,   но   обращается   внимание   на   грамматическое оформление фразы).

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Логопедическая работа с неговорящими детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017