Логопедическое занятие на тему "Путешествие на остров Веселой грамматики"
Оценка 4.9

Логопедическое занятие на тему "Путешествие на остров Веселой грамматики"

Оценка 4.9
docx
дефектология
1 кл
03.11.2020
Логопедическое занятие на тему "Путешествие на остров Веселой грамматики"
Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний учащихся 1 класса о гласных звуках и буквах.
Конспект логопедического занятия Путешествие на остров Веселой грамматики.docx

Конспект логопедического занятия

"Путешествие на остров Веселой грамматики»"

 

Цель занятия: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о гласных звуках и буквах, научить применять полученные знания на практике.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи.

- упражнять в умении выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

- учить дифференцировать гласные и согласные звуки;

- способствовать развитию навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

- упражнять в построении графических схем предложения и слов.

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Коррекционно-развивающие задачи.

Создать условия для развития слухового и зрительного внимания, смысловой и зрительной памяти, словесно-логического мышления; стимулирование мыслительной и речевой активности учащихся;             развитие речевого дыхания, снятие напряжения глаз.

Коррекционно-воспитательные задачи.

-          Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

-       Содействовать формированию положительной мотивации к занятиям через использование игровых и занимательных упражнений.

 

Планируемые результаты (предметные):

-  Научаться- выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

-Регулятивные: осознают и формулируют тему и цели занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют и оценивают свою деятельность на занятии.

- Познавательные – умеют строить устные высказывания, проводят сравнение и обобщение, осознают и формулируют проблему.

- Коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- Личностные - осознают смысл своих учебных действий, свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

 

Форма занятия: занятие – путешествие.

 

Оборудование: карта с изображением моря звуков и букв и острова “Веселая грамматика”; индивидуальные тетради в клетку и косую линейку; цветовые символы звуков (квадраты красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги (А, О, У, И, Ы); гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, лук, кот, сыр, рак); карточки со словами НОРА, БАНКА, КАМЫШ, фонарик, магнитофон.

 

Ход занятия

       I.            Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

1.   Приветствие.

«Здороваемся необычно»

 - Сегодня у нас необычное занятие, поэтому я предлагаю вам нетрадиционные приветствия.  Давайте поздороваемся тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п. Хорошо, вот мы и поздоровались с вами. Теперь нам нужно настроиться на рабочий лад. Встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы

—     одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Хорошо! 

2.   Настрой на работу

Чтоб занятие наше стало светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь. 

Все готовы к началу занятия?

Займите свои места, включите внимание

и слушайте.

   II.            Этап актуализации знаний

- Ребята, внимательно послушайте утверждения. Если утверждение – верное, то поднимите зелёный сигнал, если неверное – то красный.

- Звуки мы пишем и читаем. (красный сигнал)

- Буквы мы пишем и читаем. (зелёный сигнал)

- Звуки делятся на гласные и согласные. (зелёный сигнал)

- Гласные звуки не поются и при произнесении гласных звуков воздух встречает преграду. (красный сигнал)

- Гласные звуки бывают звонкие и глухие. (красный сигнал)

- Если в слове два гласных звука, значит в нем два слога. (зелёный сигнал)

III.  Введение в тему, постановка цели и задач занятия.

Цель: формировать умение обобщать признаки и делать выводы, определять тему занятия и его цели.

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

-Для нас это новая тема?

- Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами сегодня? (учиться различать и выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами на письме, оценивать свою работу).

- Да, ребята, сегодня мы закрепим с вами тему «Гласные звуки и буквы” и отправимся в путешествие на остров «Веселой грамматики».

Выставляется глобус

IV.  Основная часть.

1) Графический диктант

Цель: закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Ребята, мы сегодня совершим путешествие, а на чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

- На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

-  А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

(детям раздаются тетради в клетку)

- Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание:

1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

- Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. (на лодке с парусами, на яхте с парусами)

2)  Дыхательная гимнастика.

 Цель: развивать речевое дыхание.

 - Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? (наш парус повис, потому что нет ветра)

- Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательные упражнения.

- Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

3) Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”.

Цель: развивать фонематический слух, закреплять навык звукового анализа слов.

 - Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (квадраты красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте звуковую схему слова “ветер”.

(Уч-ся выполняют задание самостоятельно, затем один ребенок выкладывает это слово у доски, все дети проверяют)

- Сколько гласных в слове? Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнали?  (2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)

- На какой слог падает ударение? Позовите ветер. (Ве-е-етер. Ударение падает на 1 слог)

 - Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)

- А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его. (Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)

-Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)

- Молодцы.

4) Игра «Эхо»

Цель: развивать слуховую память и внимание.

 - Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Кто-то зовет нас на помощь.

 - Повторите, что вы услышите с той же интонацией: АУИ  УАО  АИЫ  УАЫ  ОУИ  АУИЫ (логопед произносит звуки с разной интонацией и голосом)

 - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

5) Игра “Узнай букву на ощупь”

 Цель: развивать память, внимание и тактильное восприятие

- Дети, вы видите кого-нибудь? (Нет)

- На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

(Уч – ся на ощупь узнают буквы в мешочке А, О, У, И, Ы, Э)

 - Кого ты спас?  (Я спас гласную букву А)

- Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

- Кому помог ты?  (Я помог гласной У)

- Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы) и т.д.

- Дети кого вы спасли?  (Гласные буквы)

6) Игра “Разведчики”

Цель: упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

- Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамматика”. Поможем? 

 - Но, чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами (уч-ся раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы, Э).

- Я называю слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.

 - Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.

 Картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, ЭМУ

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

(На доске вывешивается правильный образец: О И О Ы Э. Дети выполняют самопроверку)

- Поаплодируйте себе, кто выполнил задание без ошибок.

7) Динамическая пауза - «Веселые человечки» (логопед)

- Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, чтобы набраться сил и дальше отправиться в путь.

8) Игра “Кто лишний?”

Цель: развивать логическое и образное мышление, память и речь

- Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.

Картинки: волк, кит, морж, рысь, эму.

(Дети называют названия животных, а психолог вывешивает эти картинки).

- Как можно назвать, одним словом, тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

 - Подумайте и скажите кто лишний и почему? (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с дерев.)

9) Развитие слогового анализа и синтеза слов

Работать будете в парах.  (раздаются карточки со словами: БАНКА, КАМЫШ, РАНО).

- Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово (пары встают)

- Запишите эти слова графически, поставьте ударение.

(Дети выполняют задание поочередно у доски и в тетради: бан|ка – ка|бан - а `а  и т.д).

Звучит веселая музыка.

10) Зрительная и пальчиковая гимнастика

Цель: укреплять глазодвигательные мышцы, развивать гибкость и подвижность пальцев.

- Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамматика”. На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.  /Дети выполняют ее, стоя. /

На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.

- Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками.

Дети конструируют гласные буквы руками.

11). Развитие звукобуквенного анализа и синтеза

 - Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы приготовили для вас задание.

- Вам необходимо вернуть гласные на место, записать получившиеся слова. Выделить гласные (обвести красным цветом).

На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой:

ЛУК – Л _ К, СЫР – С _ Р, РАК – Р _ К, ЛИСА – Л_С_, КОТЫ – К_Т_

(выполняют взаимопроверку - проверяют выполненное задание, открывая закрытые окошки).

12)  Игра “Сложи гору” (работа в группе)

 Цель: развивать восприятие, пространственное представление и логическое мышление.

- На острове есть волшебная гора, на которой написан девиз.

(уч -ся дается 4 части горы, на которых написано по одному слову)

- Сложите из данных частей гору и прочитайте девиз жителей острова.

Сделал дело, гуляй смело.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Дети высказывают свое мнение).

Ребята, я хочу, чтобы и вы следовали этому девизу.

- Сколько слов в этом предложении? (Четыре).

- Запишите это предложение графически.

 |_____ ____, ____ _____.

- Что обозначает вертикальная черта? (Начало предложения пишется с заглавной буквы)

- Как узнать, что предложение закончилось? (В конце предложения ставится точка)

  V.     Итог занятия. Рефлексия.

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Много было испытаний на нашем пути. Вы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамматика».

- Давайте вспомним, как звучала тема сегодняшнего занятия?

-  Какую цель мы ставили в начале занятия. Удалось ли ее решить?

- Ребята, давайте оценим нашу работу на занятии. Для этого закончите пожалуйста мое предложение – «если бы я был волшебником я бы исправил…, добавил…, похвалил… .


 

Конспект логопедического занятия "Путешествие на остров

Конспект логопедического занятия "Путешествие на остров

Встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы — одно большое доброе животное

Встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы — одно большое доброе животное

Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку…

Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку…

Дети кого вы спасли? (Гласные буквы) 6)

Дети кого вы спасли? (Гласные буквы) 6)

Вам необходимо вернуть гласные на место, записать получившиеся слова

Вам необходимо вернуть гласные на место, записать получившиеся слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2020