Логопедическое занятие
«Осень. Деревья»
Программное содержание: Уточнить представление об осени и ее приметах. Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать длительный плавный выдох. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Задачи
Образовательные : Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).
Развивающие: Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа. наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осень».
Материалы:
Листья дуба, клена, осины, березы вырезанные из картона; листья на ниточках из цветной бумаги; сюжетные картинки по теме «осень», картинка по теме «лето»; наложенное изображение листьев; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент : Стало вдруг светлее вдвое, Утром мы во двор идем —
Двор как в солнечных лучах — Листья сыплются дождем,
Это платье золотое Под ногами шелестят
У березы на плечах. И летят, летят, летят...
1. О каком времени года говорится в стихотворении? Посмотрите как много листиков залетело к нам, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и мы вместе определим, с какого он дерева и какого цвета.(Это оранжевый лист клена.)
- Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
(листья: клен, береза, дуб, осина).
- Молодцы. Положите листочек на свой стол.
- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
(О листьях, об осени.)
II. Беседа об осени с рассматриванием картинок.
(На наборное полотно выставить сюжетные картинки об осени).
2. - Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года нарисовано?
(На картинках нарисована осень.)
-А Что именно вы видите на своих картинках ?
- Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках.
А вы знаете ,что происходит осенью? (День становится короче, погода уже не такая жаркая как летом, природа ,как будто засыпает все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают. Еще это время сбора урожая. И начало учебного года.
3. Упражнение «Подуй на листочки»
- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде.
Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
4. Игра «Четвертый лишний» (на наборное полотно выставить 3 картинки осени и 1 лета).
- Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?
5. Игра «Один-много» (с мячом).
- Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).
Лист… зонт… туча… сапог….
Дерево… гриб… птица… куртка…
- Молодцы. Садитесь на места.
6. Игра «Что лишнее?».
- Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.
Дуб, рябина, ромашка, береза;
Береза, трава, тополь, клен;
Туча, лед, дождь, ветер;
Грибы, урожай, листопад, подснежник;
Зонт, сапоги, шорты, куртка.
- Все верно назвали. Теперь надо немного поработать и пальчикам.
7. Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.
Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику
Вот рябиновый резной, на обеих руках.
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
8. - Немного отдохнули. Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно. Посмотрите, У каждого дерева есть листочек, стоят листочки (4-5 листьев). Запомните их. Теперь закрывайте глаза, я уберу 1 листочек. Открывайте глазки.
- Какого листочка не стало?
- Все внимательные.
9. Игра «Посчитай листья».
- Посмотрите сколько здесь листьев. Давайте посчитаем сколько листьев будет в букете. (Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. Также считаем листья дуба, березы.)
10. Игра «Найди листья».
(Возьмите свои листочки, которые лежат у вас на столах обведите и раскрасьте его )
Ш. Окончание занятия, оценка детей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.