Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
3 кл
17.09.2017
Материал для разработки программы логопедического сопровождения младшего школьника с ЗПР: Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения. Система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями.Материал для разработки программы логопедического сопровождения младшего школьника с ЗПР: Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения.
КТП 3 класс.
Логопедическое сопровождение школьника.docx
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В определении качества функционирования начальной ступени обучения ведущая роль
принадлежит работе логопеда, т.к без специальных коррекционноразвивающих занятий
невозможно подавление основного дефекта и выравнивания детей до нормально
развивающихся сверстников. Именно логопедическая помощь создает условия для
осуществления индивидуальнодифференцированного подхода в обучении детей с
задержанным развитием Качественный уровень работы логопедического сопровождения
школьника отражен, прежде всего, в постоянной диагностической работе, основанной на
принципах нейролингвистики, в составлении программ индивидуального сопровождения с
учетом типологии задержки, в комплексной оценке развития ребенка на школьных
педагогических консилиумах, в консультировании учителей педагогического коллектива в
вопросах обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Для логопеда особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре
которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития,
одно из них –интеллектуальная недостаточность. Нарушения речи у данной категории
детей носят системный характер, затрагивают все стороны речевой системы, к тому же они
обусловлены недостаточной сформированностью когнитивных процессов. Нарушения
познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития
речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей и
формирование языковых обобщений.
Мы убеждены, что для качественного логопедического сопровождения учебного процесса
нужна комплексная программа коррекционноразвивающих занятий,
которая
соответствовала бы специфике работы с детьми ЗПР. И усилиями методической службы
школы была разработана комплексная логопедическая программа по коррекции дисграфии
и дислексии у учащихся с общим недоразвитием речи, возникающим в следствии задержки
психического развития. Она рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и
основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии
мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития
речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны
ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционноразвивающей работы.
5. Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода.
Данная программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической
работы с учащимися, имеющими ЗПР с 1го по 4 классы, испытывающих трудности
формирования устной и письменной речи (письма и чтения).
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и
составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной
программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и
составляет: в 12 классах – по 90 часов (3 часа в неделю), в 34 классах – по 60 часов (2
часа в неделю). Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение
учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на
взаимосвязи между его компонентами. Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР
Направления
работы логопеда
Задачи
1.Выявление детей с
нарушениями общего
и речевого развития,
определение
структуры и степени
выраженности
дефекта,
отслеживание
динамики общего и
речевого развития.
1.Коррекция общего
и речевого развития
детейлогопатов,
на
направленная
формирование УУД,
необходимых для их
самостоятельной
учебной
деятельности.
1.Обеспечение
комплексного
подхода к коррекции
недостатков общего и
речевого развития
обучающихся.
Диагностическое
Коррекционное
Профилактическое
Содержание и формы
работы
1.Диагностика
общего и речевого
развития
обучающихся.
2.Исследование
результатов
обученности
логопатов.
3.Изучение состояния
навыков письменной
речи
детей
логопатов.
1.Проведение
индивидуальных и
групповых
логопедических
занятий по коррекции
общего недоразвития
речи,фонетико
фонематических
нарушений,
нарушений чтения и
письма.
1. Направление детей
результатам
по
на
диагностики
обследование
и
лечение
детскому
неврологу,
психиатру,
офтальмологу
и
другим медицинским
специалистам.
Ожидаемые
результаты
1.Характеристика
образовательной
ситуации.
2.Составление
рекомендаций для
родителей и
учителей.
1.Сформированность
языковых средств и
умений пользоваться
ими.
1.Контроль
выполнения
назначений медиков,
беседы с родителями
о
позитивных
результатах
комплексного
подхода к коррекции
речевого
недоразвития.
Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность
логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение
различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний
среди педагогов и родителей.
Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
I. Работа по выявлению учащихся нуждающихся в логопедической помощи. Обследование обучающихся специального коррекционного класса, анализ
результатов.
1. Обследование обучающихся индивидуального обучения, анализ результатов.
2. Работа с учителями.
Индивидуальные беседы.
Знакомства учителей с результатами обследования.
3. Работа с родителями.
Индивидуальные беседы, консультации.
Знакомство родителей с результатами обследования.
4. Контакт с врачом.
Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения
причины и характера речевых нарушений.
Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.
Своевременное направление детей к врачамспециалистам и на ПМПК.
II. Организационная работа.
1. Оформление документации.
Составление планов работы (годовой, перспективный, календарный).
Оформление журналов логопедического кабинета и учёта детей с
нарушением устной и письменной речи.
Заполнение речевых карт.
2. Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий.
3. Утверждение расписания занятий.
Коррекционноразвивающие направления логопедического сопровождения
1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением
непосредственных впечатлений об окружающем мире.
2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и
связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической
правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к
творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие
текстовой деятельности учащихся.
3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения
вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые
комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка:
развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные
признаки двух основных групп русского языка гласных и согласных.
5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации
учащихся в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно
помогает детям в освоении общеобразовательной программы.
Характерными особенностями коррекционноразвивающей работы с детьми с задержанным
развитием является обязательное систематическое и многократное повторение, которое
обусловлено особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлено на отработку и
воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний.
Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и
многократного повторения, являются такие: «Речь», «Слово», «Предложение», «Звук»,
«Звуки речи», «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие», «Твердые и мягкие», «Слоговой состав слова». Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической
системы языка.
Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение
подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:
• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим
занятиям;
• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;
• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения,
пространственновременных представлений);
• графомоторного навыка и мелкой моторики;
• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции
дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной
категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять
своим поведением);
• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.
3 класс
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и
письменной речи.
Задачи:
1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
2.Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между
буквами и звуками в слове
3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными
частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами
словообразования
4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова
5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи,
конструкций предложения
6.Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств,
адекватных смысловой концепции.
Предложение и слово
Речь и предложение. Предложение и слово.
Слоговой анализ и синтез слова
Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая
роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов.
Деление слов на слоги.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в
словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и
буквы. Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и
произношению.
Обозначение мягкости с помощью гласных
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными АЯ. Твердые и мягкие согласные звуки
перед гласными ОЁ. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными УЮ. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ЫИ. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.
Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],
[й].
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (7 часов/ 20142015 уч.г. 3часа)
Непарные глухие со¬гласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.
Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце
слов.
Предложения
Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.
Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.
Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.
Морфологический состав слова
Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных
слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и
однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова.
Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ
образования слов. Окончание.
Безударный гласный
Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным
в корне.
Предлоги и приставки Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Словасинонимы.
Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.
Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.
Связная речь
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную
картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по
предметным картинкам.
Использование лексических тем:
«Осень». Ознакомление с осенними работами в городе, в деревне.
«Птицы». Знакомство с представителями редких и охраняемых птиц, занесенных в
Красную книгу.
«Растения и животные». Знакомство с представителями редких и охраняемых видов
животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.
«Дикие животные и их детеныши». Продолжить знакомить с обитателями тайги.
«Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.
«Зимние забавы».
«Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.
«Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов нашего
региона.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Учащиеся должны знать:
слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова:
корень,
повествовательные,
вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
производить звукобуквенный анализ слов;
устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
пользоваться различными способами словообразования;
владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
предложения:
окончание,
приставку,
суффикс; использовать в речи различные конструкции предложений.
строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Календарно тематическое планирование 3 класс
Тема
I полугодие – 16недель
Предложение и слово.
1. Речь и предложение. Предложение и слово.
Слоговой анализ и синтез слова.
2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.
3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов
в слове.
4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.
Звуки и буквы
5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение
количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.
7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в
конце слова. Мягкий знак в середине слова.
8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.
Обозначение мягкости с помощью гласных.
9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными АЯ.
10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ОЁ.
11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными УЮ.
12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ЫИ.
13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.
14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.
15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.
16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких
согласных на конце слов.
II полугодие– 18недель
Предложения.
17. Повествовательные предложения.
притяжательных прилагательных.
18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных
прилагательных.
19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных
прилагательных.
Морфологический состав слова.
20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные
слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и
Использование в речи
Количество
часов
32
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
36
2
2
2
2 2
2
2
однокоренных слов.
21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова.
22. Приставка. Префиксальный способ образования слов.
23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.
Безударный гласный.
24.Безударные гласные в корне.
25.Безударные гласные в корне. Антонимы.
26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
Предлоги и приставки.
27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Словасинонимы.
28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с
предлогами.Дифференциация предлогов и приставок.
29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с
глаголами.
Связная речь.
30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.
31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.
32. Пересказ по вопросам.
33. Пересказ текста по опорным словам.
34. Пересказ текста по предметным картинкам.
Проверочная работа.
Всего:
Индивидуальный образовательный маршрут
2
2
2
2
2
68
2
2
2
2
2
2
Направления
логопедического
обследования
Результаты
логопедического
обследования на данный
период
Содержание
коррекционной работы
1.Артикуляционная
моторика
2.Звукопроизношение
3.Фонематические процессы
4.Слоговая структура слова
5.Словообразование
6.Грамматический строй
7.Связная речь
8.Чтение
9.Письмо
Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на
фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе
лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все
же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным
развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями
детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно
подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После
обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух,
частично лексикограмматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой
деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому
же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения.
Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы
– это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с
особыми образовательными потребностями, без которого невозможно функционирование
образовательного учреждения.
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.