Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Оценка 4.6

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
3 кл
17.09.2017
Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Материал для разработки программы логопедического сопровождения младшего школьника с ЗПР: Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения. Система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями.Материал для разработки программы логопедического сопровождения младшего школьника с ЗПР: Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения. КТП 3 класс.
Логопедическое сопровождение школьника.docx
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ         В определении качества функционирования начальной ступени обучения ведущая роль принадлежит  работе   логопеда,   т.к  без  специальных   коррекционно­развивающих  занятий невозможно   подавление   основного   дефекта   и   выравнивания   детей   до   нормально развивающихся   сверстников.   Именно   логопедическая   помощь   создает   условия   для осуществления   индивидуально­дифференцированного   подхода   в   обучении   детей   с задержанным развитием   Качественный уровень работы логопедического сопровождения школьника отражен, прежде всего, в постоянной диагностической работе, основанной на принципах нейролингвистики, в составлении программ индивидуального сопровождения с учетом   типологии   задержки,   в   комплексной   оценке   развития   ребенка   на   школьных педагогических консилиумах, в консультировании учителей педагогического коллектива в вопросах обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Для логопеда особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития, одно   из   них   –интеллектуальная   недостаточность.   Нарушения   речи   у   данной   категории детей носят системный характер, затрагивают все стороны речевой системы, к тому же они обусловлены   недостаточной   сформированностью   когнитивных   процессов.   Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей и формирование языковых обобщений.  Мы убеждены, что для качественного логопедического сопровождения учебного процесса нужна   комплексная   программа   коррекционно­развивающих   занятий,   которая соответствовала бы специфике работы с детьми ЗПР. И усилиями методической службы школы была разработана комплексная логопедическая программа по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся с общим недоразвитием речи, возникающим в следствии задержки психического   развития.   Она   рассчитана   на   весь   период   обучения   ребенка   с   ЗПР   и основывается на следующих теоретических положениях и принципах: 1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных   операций   –   это   определяет   необходимость   тесной   взаимосвязи   развития речи с развитием познавательных процессов. 2.   Воздействие   на   слабые   звенья   речевой   системы   и   формирование   их   с   учетом   зоны ближайшего развития. 3. Взаимосвязь речи и моторики. 4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно­развивающей работы.  5. Осуществление индивидуально­дифференцированного подхода.    Данная программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы   с     учащимися,   имеющими   ЗПР   с   1­го   по   4   классы,   испытывающих   трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).   Весь   материал,   представленный   в   программе,   рассчитан   на   четыре   года   обучения   и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы   начальной   школы.   Объем   часов   представлен   согласно   «Положению   об организации   работы   логопедического   пункта   общеобразовательного   учреждения»   и составляет: в 1­2 классах – по 90 часов (3 часа в неделю), в 3­4 классах – по 60 часов (2 часа в неделю).   Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами. Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР Направления работы логопеда Задачи 1.Выявление   детей   с нарушениями   общего и   речевого   развития, определение структуры   и   степени выраженности дефекта, отслеживание динамики   общего   и речевого развития. 1.Коррекция   общего и   речевого   развития детей­логопатов, на направленная   формирование   УУД, необходимых   для   их самостоятельной учебной деятельности. 1.Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого   развития обучающихся. Диагностическое Коррекционное Профилактическое Содержание и формы работы 1.Диагностика общего   и   речевого развития обучающихся. 2.Исследование результатов обученности логопатов. 3.Изучение состояния навыков   письменной речи детей­   логопатов. 1.Проведение индивидуальных   и групповых логопедических занятий по коррекции общего   недоразвития речи,фонетико­ фонематических нарушений, нарушений   чтения   и письма. 1. Направление детей результатам по на диагностики обследование и лечение   детскому неврологу, психиатру, офтальмологу и другим   медицинским специалистам.         Ожидаемые результаты 1.Характеристика образовательной ситуации. 2.Составление  рекомендаций для  родителей и  учителей. 1.Сформированность языковых   средств   и умений пользоваться ими.   1.Контроль выполнения назначений   медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития.            Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление  у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей. Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья I. Работа по выявлению учащихся нуждающихся в логопедической помощи.  Обследование обучающихся  специального коррекционного класса, анализ результатов. 1. Обследование обучающихся индивидуального обучения, анализ результатов. 2. Работа с учителями.  Индивидуальные беседы.  Знакомства учителей с результатами обследования. 3. Работа с родителями.  Индивидуальные беседы, консультации.  Знакомство родителей с результатами обследования. 4. Контакт с врачом.  Ознакомление   с   данными   медицинского   осмотра   для   уточнения причины и характера речевых нарушений.  Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.  Своевременное направление детей к врачам­специалистам и на ПМПК. II. Организационная работа. 1. Оформление документации.  Составление планов работы (годовой, перспективный, календарный).  Оформление журналов логопедического кабинета и   учёта детей с нарушением устной и письменной речи.   Заполнение речевых карт. 2. Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий. 3. Утверждение расписания занятий. Коррекционно­развивающие направления логопедического сопровождения 1.   Уточнение   и   обогащение   словарного   запаса   детей   в   связи   с   расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире. 2.   Развитие   связной   речи:   формирование   и   совершенствование   целенаправленности   и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому   высказыванию,   умению   строить   связный   письменный   рассказ,   развитие текстовой деятельности учащихся. 3.   Формирование   у   детей   направленности   на   звуковую   строну   речи;   развитие   умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; 4.   Совершенствование   чувственного   (сенсорного)   опыта   в   области   русского   языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка ­ гласных и согласных. 5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.        Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы. Характерными особенностями коррекционно­развивающей работы с детьми с задержанным развитием является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлено на отработку и воспроизведение   полученных   представлений   и   на   более   прочное   усвоение   знаний. Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного   повторения,   являются   такие:   «Речь»,   «Слово»,   «Предложение»,   «Звук», «Звуки речи», «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие», «Твердые и мягкие», «Слоговой состав слова». Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка.            Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего: •   положительной   мотивации,   устойчивого   познавательного   интереса   к   логопедическим занятиям; • значимости правильного письма в обыденной жизни человека; • познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно­временных представлений); • графомоторного навыка и мелкой моторики; • саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением); • поведенческой и эмоционально – волевой сферы.                                                            3 класс Цель: Предупреждение   неуспеваемости,   обусловленной   различными   нарушениями   устной   и письменной речи. Задачи:  1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи 2.Закрепить   навыки   звукобуквенного   анализа   с   установлением   соотношения   между буквами и звуками в слове 3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями   речи,   так   и   за   счёт   умения   активно   пользоваться   различными   способами словообразования 4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова 5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения 6.Развивать   навыки   построения   связного   высказывания,   отбора   языковых   средств, адекватных смысловой концепции. Предложение и слово  Речь и предложение. Предложение и слово. Слоговой анализ и синтез слова  Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.  Звуки и буквы  Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака  Обозначение   мягкости   согласных   посредством   буквы   ь.   Мягкий   знак   в   конце   слова. Мягкий   знак   в   середине   слова.   Разделительный   мягкий   знак.   Сравнение   по   смыслу   и произношению. Обозначение мягкости с помощью гласных  Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А­Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О­Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У­Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы­И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й].  Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (7 часов/ 2014­2015 уч.г. ­ 3часа) Непарные   глухие   со¬гласные   X,   Ц,   Ч,   Щ.   Непарные   звонкие   согласные   Й,   Л,   М,   Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. Предложения  Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные   предложения.   Использование   в   речи   относительных   прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. Морфологический состав слова Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Безударный гласный  Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.  Предлоги и приставки Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова­синонимы. Слитное   написание   слов   с   приставками.   Раздельное   написание   слов   с   предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. Связная речь  Пересказ   с   опорой   на   серию   сюжетных   картинок.   Пересказ   с   опорой   на   сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам. Использование лексических тем:  «Осень». Ознакомление с осенними работами в городе, в деревне. «Птицы».   Знакомство   с   представителями   редких   и   охраняемых   птиц,   занесенных   в Красную книгу. «Растения   и   животные».   Знакомство   с   представителями   редких   и   охраняемых   видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу. «Дикие животные и их детеныши». Продолжить знакомить с обитателями тайги. «Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года. «Зимние забавы». «Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года. «Водоём   и   его   обитатели».   Продолжить   знакомство   с   обитателями   водоемов   нашего региона.                  Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса: Учащиеся должны знать: слоговой   анализ   и   синтез   слова;   мягкость   согласных;   морфологический   состав   слова: корень,   повествовательные, вопросительные, восклицательные. Учащиеся должны уметь: производить звукобуквенный анализ слов; устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове; пользоваться различными способами словообразования; владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;   предложения:   окончание,   приставку,   суффикс; использовать в речи различные конструкции предложений. строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность); точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания. Календарно ­ тематическое планирование 3 класс Тема I полугодие – 16недель                                                                Предложение и слово. 1. Речь и предложение. Предложение и слово. Слоговой анализ и синтез слова. 2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.  3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. 4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.  Звуки и буквы  5.Звуки   и   буквы.   Уточнение   понятий.   Определение   и   сравнение количества   звуков   и   букв   в   словах.   Гласные   звуки   и   буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. 6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. 7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. 8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. Обозначение мягкости с помощью гласных. 9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А­Я. 10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О­Ё. 11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У­Ю. 12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы­И. 13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. 14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. 15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. 16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. II полугодие– 18недель Предложения. 17.  Повествовательные   предложения. притяжательных прилагательных. 18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. 19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. Морфологический состав слова. 20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и   Использование   в   речи Количество часов 32 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 36 2 2 2 2 2 2 2 однокоренных слов. 21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. 22. Приставка. Префиксальный способ образования слов. 23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Безударный гласный. 24.Безударные гласные в корне. 25.Безударные гласные в корне. Антонимы. 26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.  Предлоги и приставки. 27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова­синонимы. 28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.Дифференциация предлогов и приставок. 29.Соотнесение   предлогов   с   глагольными   приставками.   «Не»   с глаголами. Связная речь. 30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. 31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. 32. Пересказ по вопросам. 33. Пересказ текста по опорным словам. 34. Пересказ текста по предметным картинкам. Проверочная работа. Всего:                               Индивидуальный образовательный маршрут                           2 2 2 2 2 68 2 2 2 2 2 2 Направления логопедического обследования Результаты логопедического обследования на данный период Содержание коррекционной работы 1.Артикуляционная  моторика 2.Звукопроизношение 3.Фонематические процессы 4.Слоговая структура слова 5.Словообразование 6.Грамматический строй 7.Связная речь 8.Чтение 9.Письмо      Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же   первостепенное   значение   в   логопедическом   сопровождении   детей   с   задержанным развитием   принадлежит   формированию   связной   речи.   Это   обусловлено   потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить   ребенка   в   вопросах   формирования   у   него   текстовой   деятельности.   После обучения   в   начальной   школе   логопеду   удается   скоррегировать   фонематический   слух, частично лексико­грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне.   Следовательно,   дети   не   готовы   в   среднем   звене   к   самостоятельной   текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения.  Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями, без которого невозможно функционирование образовательного учреждения.

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития

Логопедическое сопровождение ребёнка с задержкой психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2017