"Логоритмика"(выступление на ШМО)

  • Семинары
  • docx
  • 22.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Логопедическая ритмика - это своеобразная форма коррекционного обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение. Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Иконка файла материала выступление логоритмика.docx
Логопедическая ритмика ­ это своеобразная форма коррекционного  обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и  включающая в себя средства логопедического, музыкально­ритмического и  физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом  переплетаются речь, музыка и движение.    Логопедическая ритмика –  неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует  преодолению самых разнообразных речевых расстройств. В логоритмике  выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими  речевыми нарушениями.  Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование  общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;  регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма,  певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.    Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей­ логопатов и корректирование их речевых нарушений.  Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного  темпа речи и ее интонационной выразительности;  развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с  движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование  фонематического слуха.    Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в  сочетании с какой­либо ритмической основой: под музыку, под счет или  словесное, чаще стихотворное сопровождение.    Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений  датируется началом XX века, когда в Европе появилась система так  называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал  известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак­Далькрол, который  разработал « метод ритмической гимнастики». Его интересовало выражение  музыки при помощи движения, то есть человеческое тело становилось  своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамику и  художественный замысел музыкального произведения. У нас в Росси идеи  Жака­Далькроза подхватили и развили В.А. Гринер и Н.Г.Александрова, Н.А.  Власова и другие талантливые педагоги и психотерапевты. Позже из большого раздела музыкальной ритмики выделились лечебная ритмика, а затем и одно  из ее ответвлений – логопедическая ритмика, разработанная специально для  коррекции речевых нарушений. По сей день логопедическая ритмика  постоянно развивается и  обогащается. Занятия логоритмикой могут включать в себя следующие виды игровых  упражнений.      11. Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за  счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые  нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка  неровная.  Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под  музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие. Например, ходьба в различных направлениях. Эти упражнения  способствуют  формированию четкой координации движений рук и ног,  улучшают осанку, учат воспринимать словесную инструкцию.  На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы: ­ходьба за взрослым; ­ходьба за другим ребенком; ­ходьба по кругу; ­ходьба друг за другом по кругу;  ­ходьба на носках и т.д. Различные виды ходьбы во время занятий хорошо сочетать и со  стихами. Например: « На цыпочках» ( ходим на носках) Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу.  2 . Для того чтобы внятно говорить, необходимо правильно дышать и  артикулировать, поэтому логоритмика включает в себя игры­упражнения,  направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции.  Развитие дыхание ­ один из первых и очень важных этапов коррекционного  воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.   Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко,  нормально, тихо.  Например, игра « громко­тихо говори». Берется мяч  среднего размера , встаем лицом к лицу ребенку. Передаем мяч ребенку  называя свое имя громко, ребенок отдает мяч, называя свое имя тихо. Затем  наоборот. 3. Игровые   упражнения,   помогающие   активизировать,   расширять   и переключать   внимание,   тренирующие   память   и   слуховое   внимание. Например, берем барабан и ставим перед ребенком. Говорим «Будем играть на барабане громко Бам­Бам, а по коленкам стучать тихо Бом­ Бом.   Повторим   вместе   с   ребенком,   как   будем   громко   играть   на барабене   и   стучать   по   коленкам.   Затем   медленно   произносим   вслух стихотворение и выполняем действие в соответствии с текстом  Бам­бам, БАМ­бам, 2Громко бьем мы барабан. (стучим по барабану ладошками) Бом­бом­бом­бом, По коленкам тихо бьем. (Тихо бьем по коленкам)  4. Игры –упражнения, направленные на развитие способности управлять своей   мышечной   системой.     У   детей,   имеющих   речевую   патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо   координированы.   Причина   этого   кроется   в   нарушении   тонуса мышц.   Чаще   всего   дети   ­   речевики   излишне   напряжены,   резки   в движениях,   суетливы.   Иногда   же,   наоборот,   имеет   место   снижение мышечного   тонуса,   а   как   следствие,   вялость   общих   движений.   Для коррекции   этих   недостатков   моторики   необходимо   научить   детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные   групп   мышц.     Например   игра   «Иди­сиди».   Слыша громкое звучание барабана, ребенок ходит по комнате, а когда взрослый ударяет по барабану тихо, ребенок садится на стульчик.         4.Речевые   упражнения   без   музыкального   сопровождения.   Их   суть­ ритмичное   проговаривание   стихотворного   текста   с   одновременным выполнением  действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической   основой   для   выполнения   определенных   движений.   Это позволяет   совершенствовать   общую   и   мелкую   моторику   и   улучшать координацию   движений.   С   помощью   стихотворной   ритмической   речи вырабатываются   правильный   темп   речи,   ритм   дыхания,   развивается речевой слух, речевая память. 5. Ритмические  упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов, фраз. Особенно   полезно   в   тех   случаях,   когда   ребенок,   проговаривая многосложное   слово,   не   умеет   отражать   его   ритмическую   основу, поскольку не чувствует её. 6. Пение , которое прекрасно развивает дыхание, слух и голос любого  ребенка. 37.Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой  моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает  внимание и память. 8.Пальчиковые игры. Не стоит забывать , что развитие подвижности пальцев  способствует более активному речевому развитию ребенка.  Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной  близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую  моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому  развитию.   8. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух ему трудно  правильно произносить слова. Упражнения развивающие так называемое  фонематическое внимание и восприятие, то есть различение на слух звуковых  единиц языка, помогают в значительной степени улучшить произношение  ребенка.    Если внимательно взглянуть на этот небольшой перечень, несложно заметить,  что при правильном подборе материала логоритмика помогает нашим детям  развивать « слабые стороны», то есть позволяет регулировать мышечный  тонус, развивать слух, голос, внимание и память. Занятие логоритмикой не  заменяет логопедических занятий, а только дополняет их. Ее можно  сформулировать так: логоритмика  нацелена на развитие ребенка и его  социальную адаптацию. 4