Логопедическая ритмика - это своеобразная форма коррекционного обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение. Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
выступление логоритмика.docx
Логопедическая ритмика это своеобразная форма коррекционного
обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и
включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и
физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом
переплетаются речь, музыка и движение. Логопедическая ритмика –
неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует
преодолению самых разнообразных речевых расстройств. В логоритмике
выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими
речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование
общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма,
певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей
логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного
темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с
движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование
фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в
сочетании с какойлибо ритмической основой: под музыку, под счет или
словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений
датируется началом XX века, когда в Европе появилась система так
называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал
известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль ЖакДалькрол, который
разработал « метод ритмической гимнастики». Его интересовало выражение
музыки при помощи движения, то есть человеческое тело становилось
своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамику и
художественный замысел музыкального произведения. У нас в Росси идеи
ЖакаДалькроза подхватили и развили В.А. Гринер и Н.Г.Александрова, Н.А.
Власова и другие талантливые педагоги и психотерапевты. Позже из большого
раздела музыкальной ритмики выделились лечебная ритмика, а затем и одно
из ее ответвлений – логопедическая ритмика, разработанная специально для
коррекции речевых нарушений. По сей день логопедическая ритмика
постоянно развивается и обогащается.
Занятия логоритмикой могут включать в себя следующие виды игровых
упражнений.
1 1. Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за
счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые
нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка
неровная. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под
музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.
Например, ходьба в различных направлениях. Эти упражнения
способствуют формированию четкой координации движений рук и ног,
улучшают осанку, учат воспринимать словесную инструкцию.
На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы:
ходьба за взрослым;
ходьба за другим ребенком;
ходьба по кругу;
ходьба друг за другом по кругу;
ходьба на носках и т.д.
Различные виды ходьбы во время занятий хорошо сочетать и со
стихами.
Например: « На цыпочках» ( ходим на носках)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
2 . Для того чтобы внятно говорить, необходимо правильно дышать и
артикулировать, поэтому логоритмика включает в себя игрыупражнения,
направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Развитие дыхание один из первых и очень важных этапов коррекционного
воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко,
нормально, тихо. Например, игра « громкотихо говори». Берется мяч
среднего размера , встаем лицом к лицу ребенку. Передаем мяч ребенку
называя свое имя громко, ребенок отдает мяч, называя свое имя тихо. Затем
наоборот.
3. Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять и
переключать внимание, тренирующие память и слуховое внимание.
Например, берем барабан и ставим перед ребенком. Говорим «Будем
играть на барабане громко БамБам, а по коленкам стучать тихо Бом
Бом. Повторим вместе с ребенком, как будем громко играть на
барабене и стучать по коленкам. Затем медленно произносим вслух
стихотворение и выполняем действие в соответствии с текстом
Бамбам, БАМбам,
2 Громко бьем мы барабан.
(стучим по барабану ладошками)
Бомбомбомбом,
По коленкам тихо бьем.
(Тихо бьем по коленкам)
4. Игры –упражнения, направленные на развитие способности управлять
своей мышечной системой. У детей, имеющих речевую патологию,
часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки
мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их
плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса
мышц. Чаще всего дети речевики излишне напряжены, резки в
движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение
мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для
коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей
умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать
определенные групп мышц.
Например игра «Идисиди». Слыша
громкое звучание барабана, ребенок ходит по комнате, а когда взрослый
ударяет по барабану тихо, ребенок садится на стульчик.
4.Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть
ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным
выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является
ритмической основой для выполнения определенных движений. Это
позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать
координацию движений. С помощью стихотворной ритмической речи
вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается
речевой слух, речевая память.
5. Ритмические упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма
и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов, фраз.
Особенно полезно в тех случаях, когда ребенок, проговаривая
многосложное слово, не умеет отражать его ритмическую основу,
поскольку не чувствует её.
6. Пение , которое прекрасно развивает дыхание, слух и голос любого
ребенка.
3 7.Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой
моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает
внимание и память.
8.Пальчиковые игры. Не стоит забывать , что развитие подвижности пальцев
способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре
головного мозга человека находятся в непосредственной
близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому
развитию.
8. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух ему трудно
правильно произносить слова. Упражнения развивающие так называемое
фонематическое внимание и восприятие, то есть различение на слух звуковых
единиц языка, помогают в значительной степени улучшить произношение
ребенка.
Если внимательно взглянуть на этот небольшой перечень, несложно заметить,
что при правильном подборе материала логоритмика помогает нашим детям
развивать « слабые стороны», то есть позволяет регулировать мышечный
тонус, развивать слух, голос, внимание и память. Занятие логоритмикой не
заменяет логопедических занятий, а только дополняет их. Ее можно
сформулировать так: логоритмика нацелена на развитие ребенка и его
социальную адаптацию.
4
"Логоритмика"(выступление на ШМО)
"Логоритмика"(выступление на ШМО)
"Логоритмика"(выступление на ШМО)
"Логоритмика"(выступление на ШМО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.