«ЛОГОШКОЛА И ТИФЛОШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Пакиева С. М.
учительлогопед МАДОУ д/с №30
«Школьное обучение никогда не
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
начинается с пустого места, а всегда
Л. С. Выготский
Наши дети – это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать
всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на
первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми
недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Именно с такими
детками работаем мы. Основной контингент специализированных
групп – дети с амблиопией и косоглазием, У большинства из
них это нарушения врождённые, с сопутствующими
диагнозами и системными нарушениями, есть среди них и
инвалиды.
Целью работы сотрудников групп для детей с нарушенным зрением является
успешная социальная адаптация их в современном обществе и обеспечение им
равных стартовых возможностей. Деятельность сотрудников наших групп
направлена на формирование у дошкольников с ОВЗ знаний, умений и навыков,
являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе.
Как мы знаем, адаптация – сложный процесс и у вчерашних дошкольников в
первом классе протекает поразному. Основная часть детей безболезненно
включается в школьный ритм жизни и успешно привыкает к школьным нормам.
Есть дети, которые оказываются не готовыми принять новые условия школьного обучения… А представьте себе ребёнка с ограниченными возможностями,
адаптация которого протекает тяжелее, чем у здорового сверстника!?
Чтобы предупредить возможные сложности «особенного» ребёнка при переходе
с ДОУ к системе начального образования, мы и привлекаем родителей. Семья
обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум и потому её
роль огромна. Только одновременно решая проблемы родителей и их детей, можно
обеспечить полноценную социализацию ребёнка. А эффективность всей
коррекционной работы с ребёнком с нарушением зрения обусловлена степенью
интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом необходимо помочь
родителям поверить в себя, в свои цели, в специалиста, который призван помогать
ребёнку справиться с трудностями в обучении и в развитии, не замыкаться на
своих проблемах, а решать их сообща.
Дети с ОВЗ требуют разносторонней и продолжительной логопедической
работы. Всё это побуждает меня, учителялогопеда, к поиску эффективных форм
взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной
помощи детя
С этой целью в нашем детском саду функционируют минишколы для родителей
будущих первоклассников: логошкола и тифлошкола для родителей. Занятия в
этих минишколах проходят всего несколько раз в год, они непродолжительны по
времени, но позволяют дать родителям массу практических, да и теоретических
тоже, знаний, умений и навыков, необходимых для коррекции нарушений. Здесь
встречаются родители и специалисты, объединенные общей проблемой, поисками
оптимальных форм помощи ребенку.
Для меня важно научить родителя, который, кстати, являются первым учителем
для своего ребёнка, тому, что должен знать и уметь их сын или дочь. Иначе, как же
мама или папа сможет помочь своему чаду, если сам (а) не владеет знаниями? Кроме того, научив родителя, мы тем самым разделяем с ним часть
ответственности за развитие ребёнка, что тоже немаловажно. Таким образом, такая
минишкола для родителей становится некоей «домашней школой» при подготовке
выпускника к школе.
Как показывает опыт, многие родители поначалу вообще не имеют понятия о
том, чем же мы занимаемся в детском саду с детьми, чему их обучаем, какие
учебновоспитательные задачи решаем… Вместе с тем, они же хотят видеть своё
чадо образованным и успешным, а вот как и чем помочь ему, не знают…
Вот тут то и нужны мы, педагоги. На занятиях в логошколе наши взрослые
узнают, что для того, чтобы ребёнок имел хорошую дикцию и писал без ошибок,
надо иметь подвижный артикуляционный аппарат и развитый фонематический
слух. И поэтому мы вместе учимся делать артикуляционную гимнастику или
учимся анализировать звуки. Некоторые родители не задумываются о
необходимости пошаговой тренировки пальцевой моторики или штриховки фигур
в тетради для навыков письма, красивого почерка и развития зрительного
восприятия. И тогда предлагаются задания по ориентировке на микроплоскости и
на листе в клетку, по обводке по контурной линии и штриховке предметов.
Есть очень занятые родители, которых мы обучаем играть с детьми в полезные
словесные игры, не требующие специальной подготовки, мы их так и называем
«игры на кухне» или «игры по дороге в детсад».
Я хочу сказать, что моя цель в том, чтобы приходя домой, ребёнок в идеале
встречает родителя, владеющего всеми азами помощи.
Тифлопедагогом на занятии тифлошколы предлагаются для разучивания
специальные комплексы упражнений для глаз и мелкой моторики, упражнения для
развития зрительного внимания, логического мышления, для закрепления знаний о цвете, форме, величине предметов, о классификации предметов. Родители,
выполняя задания совместно с ребенком, знакомятся с программой обучения и
воспитания детей; способствуют закреплению знаний и умений своих детей,
полученных в детском саду; становятся помощниками и организаторами жизни
детей; создают комфортную для развития ребенка семейную среду.
Организовывая работу с родителями, мы делаем родителей своими союзниками
и активными участниками коррекционного процесса, учим их адекватно оценивать
и развивать своего ребенка. Вопервых, родители являются авторитетом для него,
а вовторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном
общении.
Преемственность в том и заключается, что мы подготавливаем воспитанника с
хорошей речью с привлечением родителей, у которых вырабатываем привычку
помогать».
Закончить своё выступление я хочу совами В. А. Сухомлинского «Школа не
должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». Эти слова как нельзя
лучше подчёркивают суть работы по преемственности ДОУ и школы.
«ЛОГОШКОЛА И ТИФЛОШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«ЛОГОШКОЛА И ТИФЛОШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«ЛОГОШКОЛА И ТИФЛОШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«ЛОГОШКОЛА И ТИФЛОШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«ЛОГОШКОЛА И ТИФЛОШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.