Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»
Глава 1. Философско-педагогический аспект формирования человека будущего.
- /Авт.: Л. Кабанюк – Тирасполь, 2003.
Воспитание – процесс становления, обогащения и совершенствования субъектно-личностного и духовного мира человека.
Выделяют следующие исторические типы воспитания:
1) формирующее, т.е. ориентированное на внешнее, объектно задаваемое мерило для всего процесса становления человека (Гегель);
2) своецентристское, т.е. исходящее из самодостаточности потенций человека, из того, что мерило его становления заключено в нем же самом. Оно утверждает господство человека над Вселенной, которая при этом сводится лишь к средству и фону (Дьюи);
3) междусубъектное, развивающееся по логике глубинного полифонического общения, в котором никто не притязает быть центром. Такое воспитание оказывается сущностно сопричастным всей беспредельной действительности и бесконечному множеству жизней. Самим своим воспитанием каждый человек вносит неповторимый вклад в космогенез, как бы даруя ему творческие плоды своего совершенствования. Любой нравственный поступок не безразличен – он улучшает бытие всей Вселенной, и она нуждается в нем.
(А. Ухтомский)
Нравственное воспитание – это освоение индивидом моральных ценностей. На протяжении всей истории человечества люди стремились ответить на 2 главных вопроса: как они должны жить и что они должны (или не должны) делать?
Продолжая эту мысль, вспомним определение категории «воспитание» по Юрчуку. Воспитание – это вид деятельности, осуществляющий, продуцирующий передачу новому поколению социально-культурно-историко-онтологического опыта… с целью формирования в его сознании определенных принципов, которые обеспечивают необходимые условия для эволюции индивида и подготовки его к тому или иному жизненному пути, к профессиональной деятельности, к общению…
Между первым и вторым аспектами плавно вписывается точка зрения А.В. Петровского. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду… Воспитание должно ориентировать педагогическую практику на построение целостной новой системы, направленной на формирование в человеке самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления.
…Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания. (А.С. Макаренко)
Надеемся, размышления об организации ученических изысканий в сфере гуманитарных наук окажутся полезными всем, кто – несмотря на сегодняшние трудности и проблемы – озабочен поиском перспективных путей воспитания молодых ученых.
В 2002 году была проведена научная конференция старшеклассников лицея № 2 в рамках Малой Академии Наук. Выступление Артюховой Ирины (ныне студентки 1 курса ПГУ) «Генеалогическое древо семьи академика Д. С. Лихачева» (ее творческий отчет о просмотре 116 источников – газет, журналов, книг) вызвало живой отклик школьников и было решено объявить конкурс «Прошлое Республики в истории моей семьи». Это итог, результат…
А с чего все начиналось?.. На заседании секции ИОУ «Пегасик» (гуманитарная секция) рассматривались перспективные темы для исследовательских работ ребят. Однако это был год 95-летнего юбилея академика Д.С. Лихачева. Было решено попробовать собрать материал к «Малой персональной энциклопедии. Д.С. Лихачев». В связи с многоаспектностью работы она разделена на 3 этапа:
· I этап /2000-2002/ - разработка словника будущей энциклопедии;
· II этап /2003-2006/ - отбор основной массы материала, посвященного научным трудам по древнерусской литературе;
· III этап /2007-2009/ - сбор и систематизация материала по лихачевским местам.
Задачи данного исследования в рамках первого этапа:
· Представить генеалогическое древо семьи Лихачевых до 4 колена (предки и потомки) /см. схему в конце статьи/;
· Биографические справки дают представление об окружении академика;
· Следующий блок статей поможет читателю проникнуть в круг интересов человека, познакомит с фотоматериалами.
Часто теоретические исследования имели выход на эмпирический уровень. Чувство патриотического с уровня сознательного «Я хочу это знать» вторглось в сферу бессознательного – уважения, почитания, бережного отношения к родителям и старшим. Вам предлагаются рассуждения А.С. Макаренко и Д.С. Лихачева, И.С. Кона и А.В. Петровского, А.А. Гусейнова и И.Т. Фролова, Н.И. Жукова и Е.С. Рапацевича о «патриотизме» и «национализме».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.