Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»
Глава 3. Формы и методы работы библиотеки и кафедры гуманитарных наук. - /Авт.: Кабанюк Л.П., Бабанова Т.В./
Книга – если мы, конечно, правильно её читаем,- даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств, в области желаний, в области мыслей и наблюдений. Часы, проведенные над книгой,- лучшие часы. Задача школьной библиотеки состоит в том, чтобы каждого школьника привлечь к чтению, а для этого хорошо использовать все формы массовой работы: беседы, обсуждения книг, библиотечные уроки, утренники, вечера ...
В процессе воспитания культуры чтения эффективна такая форма работы, как «Защита читательского формуляра, когда группа читателей (класс) совместно с классным руководителем, филологом и библиотекарем говорят о своих читательских интересах, отстаивают прерогативу своего любимого жанра, советуют одноклассникам прочитать понравившуюся книгу. Это даёт возможность юному читателю высказать своё мнение, учит правильно и интересно обосновывать свои взгляды, мысли, а также культуре речи.
«Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»,- сказал талантливый русский поэт А.Блок. Пользоваться книгою – большое искусство, результат огромного труда, знаний, культуры.
В обучении, воспитании и развитии учащихся огромную роль играет книга. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя: ведь приобретение знаний, умений и навыков осуществляется не только с помощью библиотекаря, учителя, но и самостоятельно, прежде всего, в общении с различными литературными источниками. Но книга учит только тогда, когда ученик умеет работать с ней, умеет читать. От умения читать в истинном смысле слова, во многом зависит и воспитание, и умственное развитие.
Известно, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать полноценного читателя, а не гоголевского Петрушку.
Научные исследования показывают, что лишь небольшая часть школьников умеет осмысленно читать. Между тем непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, а отсюда и нелюбовь к серьёзному чтению порождают бездуховность, делая любые замыслы и усилия писателей, учителей, библиотекарей бесплодными.
1. Технология коллективного творческого воспитания по методике профессора И.П.Иванова.
Иванов Игорь Петрович – академик РАО, автор методики коллективных творческих дел.
Коллектив – это социальная группа, объединенная общественно значимой целью, в которой развиваются отношения товарищества в единстве объективных отношений общей заботы и субъективных отношений человеческого гуманизма.
Воспитательный коллектив – это единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором развиваются отношения
общей творческой заботы ( жизненно-практической и воспитательной) об окружающей жизни.
Коллектив – средство всестороннего развития личности. Коллектив – главная сфера жизнедеятельности, среда обитания, среда общения ребят. Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятие».
Основные идеи и принципы этого дела состоят в том, чтобы выявить приоритет функции воспитания перед обучением, подразумевая, что это есть целенаправленное управление процессом развития личности учащегося. Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
Школа, лицей – это система, единство разнотипных коллективов. Она существует для детей, а не дети для школы. Общешкольный коллектив – это должен быть коллектив единомышленников. Важно, чтоб был гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе.
Педагогика сотрудничества предполагает личностный подход в воспитании. Идет опора на интеграцию воспитательных воздействий, учебной и внеурочной работы всех членов коллектива лицея и библиотеки как обязательного компонента его.
Высокий уровень неформальных межличностных отношений предполагает организацию разновозрастного общения ( воспитательные центры – библиотека, клуб, музей, кабинеты и др.) Пропагандируется воспитание крупными дозами, идея воспитывающих ситуаций, когда самоуправление школьников должно включать временные органы управления.
2. Формы и методы воспитательной работы библиотеки Муниципального Общеобразовательного Учреждения.
Данная технология, представленная в Лицее № 2, - это практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, КТД И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.
Воспитательная система – это комплексные КТД (коллективные творческие дела), которые предполагают:
· Обязательное участие всех учеников всех классов с 5 по 11, всех учителей, родительской общественности, выпускников прошлых лет (общность интереса и деятельности рождает взаимодействие);
· Обязательное общение разных возрастов (стремимся разрушить возрастные барьеры);
· Коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ;
· Высокое качество дел (обеспечить успех и удовлетворение).
Средовой подход в воспитательной деятельности говорит о том, что школа, лицей – своеобразный центр в окружающей среде. Надо учитывать 3 важных фактора: природосообразность, культуросообразность, целесообразность воспитания.
Структура клубного литературно-музыкально-театрального объединения «Пегас».
3. Роль книги в обучении, воспитании и развитии учащихся.
(Литературный суд, читательская конференция, брейн-ринги,
заседания клуба «Что? Где? Когда?», игра «Зеркало знаний»)
Клуб "Что? Где? Когда?" существует в нашей школьной библиотеке более 15 лет. Поиск интересных методик на основе хорошо известной телеигры, стремление приблизить книгу, научную и художественную информацию к школьной программе, жизни, привели к проведение встреч за брейн-ринговскими столами, синим и красным, лампочками-сигналами, тонкими шарфами, часами и суровой кнопкой, которую надо нажать раньше соперника. Эта игра даёт возможность участия в одной встрече до 7 команд из 9-11 классов. Победный счёт в 3 очка дает право состязания с каждой следующей, в течение 60 минут (не более) в нем каждая команда проходит 2 круга. Если вопрос труден, командам не под силу, то он передаётся зрителям, которые и получают приз.
Темы для таких игр подбираются по событиям эпохи, литературного жанра, творчеству писателя и даже одного произведения, например: "День Победы", А.С. Пушкин "Пиковая дама", "Энциклопедические словари Юного филолога, языковеда, художника, музыканта, зрителя», «Знаешь ли ты этикет?».
И это тоже элементы воспитательного процесса.
Как и во всех нетрадиционных формах работы с книгой обязательно прочтение всем классом произведения и при проведении Литературного Суда. Мы возрождаем традицию выразительного чтения учителем книги, т. к. не надо скрывать, часть детей не только не любит читать, но и техника чтения у них очень низкая (по различным причинам).Дети 7-9 с удовольствием слушают и сами выразительно читают на уроках.
Класс сам решает: кто будет из учеников играть роль судьи, кто прокурора, адвоката, свидетелей ..., остальная часть коллектива становится судом присяжных заседателей. Антураж и здесь создаст свой эмоциональный фон: мантия для судьи, шапочки, звоночек ... Председатель и секретарь , имея план, ведут всё заседание, предоставляют слово свидетелям, ответчикам . После решения присяжных и судейской коллегии звучит моральный приговор-обвинение.(Если в классе литературные суды проводятся неоднократно, то следует менять действующих лиц).Время проведения не должно превышать 45-60 минут.
Литературный суд школьная библиотека стала использовать как форму работы с книгой уже 3 года. Он включает в себя элементы обсуждения, читательской конференции и диспута в неповторимом единстве. Рекомендуемая возрастная категория - читатели 7-9 классов.
При отборе произведений для литературного суда следует учесть идейно-тематическую направленность того или иного автора, так ,например, А .Алексин, В. Тендряков. Ю.Яковлев, В.Железняков, К.Паустовский, Н.Никонов -затрагивает вопросы морали, заставляют задуматься читателя над тем, как бы он сам поступил в той или иной жизненной ситуации, кого из литературных героев он осуждает и чью позицию поддерживает. Герои романов, повестей , рассказов данных авторов являются сверстниками учеников, их жизнь очень похожа на литературную, попав в подобную ситуацию, они почерпнут совет из книги - как поступить. В эффективности данного вида работы особую роль играет союз библиотеки, филолога и классовода.
На полках наших библиотек находятся незаслуженно забытые книги, и что еще очень важно для библиотекаря-практика – в большом количестве экземпляров. Сразу можно выдать для чтения эти книги целому классу:
Н.Островский «Как закалялась сталь»,
А.Фадеев «Молодая гвардия»,
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»,
Э.Казакевич «Звезда»,
В.Ф. Тендрякова «Ночь после выпуска».
Названные книги, по своему содержанию, имеют огромное воспитательное значение, показывают силу воли, мужество, патриотизм героев. По ним мы проводили ряд читательских конференций, предлагаем вопросы к двум таким встречам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.