«ЛУЧШИЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ» ТЕМА УРОКА: «Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 4 класс
Оценка 5 (более 1000 оценок)

«ЛУЧШИЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ» ТЕМА УРОКА: «Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 4 класс

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Видео +1
docx
чтение
4 кл
16.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

сказка шварц.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2» Ступинского муниципального района Московской области   «ЛУЧШИЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ» ТЕМА УРОКА:  «Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»  4 класс Выполнила:  учитель начальных классов  Миронова Татьяна Владимировна Ступино  2017 Тема урока: Е.Л. Шварц «Сказка  о потерянном времени». УМК "Школа России" Цель урока: Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме:   цена   времени,   отражённой   в   названии   раздела,   в   литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Цель   урока   будет   достигаться   путем   решения   ряда   задач   по   формированию универсальных учебных действий. Задачи урока:  1 В сфере личностных УУД: o Формировать учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; o Развивать   способность   к   самооценке   на   основе   успешности   учебной деятельности; o Прививать   чувство   прекрасного   и   этического   на   основе   знакомства   с отечественной культурой. 2 В сфере регулятивных УУД: o Научить принимать и сохранять учебную задачу; o Формировать   навык   планирования   своей   деятельности   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями ее реализации; o Развивать   самостоятельность   при   выполнении   поставленных   задач,   умение оценивать правильность выполнения действий. 3 В сфере познавательных УУД: o Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников; o Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях; o Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач. 4 В сфере коммуникативных УУД: o Развивать   навык   использования   речевых   средств   для   решения   различных коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание,   владеть диалогической формой речи; o Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; o Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности. Оборудование: 1.Л.Ф.Климанова,   В.Г.   Горецкий,  Учебник  для 4 класса  начальной школы в 2­х  частях. 2. Карточки для групповой работы.  3. Ноутбук с проектором, 4. Мультимедийная презентация, 5. Портрет писателя,  6. Видеозапись сказки о потерянном времени (отрывок).   М.В.   Голованова.   Литературное  чтение. Ход урока. Организационный момент.  – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и  думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Песчинки сложились в секунды, Секунды сложились в минутки, Минутки сложились в часы. Так пробежали сутки, Время вперёд спешит. Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок. Проверка домашнего задания. ­Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? СЛАЙД 2  Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)  Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)  Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)  Охранному агентству на постоянную работу  требуются 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор) Подготовка восприятия учащихся к  изучению нового раздела. ­Мы закончили тему «Литературные сказки» и переходим к новой теме. А какой?  Вы попробуете догадаться сами. СЛАЙД 3 «Скучен день до вечера, коли делать нечего.» – Как вы  понимаете эту пословицу? (Если  ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.) – Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете? (Сделал дело, гуляй смело. Делу время ­ потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.) – Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. «Делу время ­  потехе час» СЛАЙД 4 – Как  вы  думаете,  о  чём  будут  произведения  в  разделе  с  таким названием? (Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.) – Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Евгения Львовича Шварца и прочитаем его «Сказку о потерянном времени». Изучение нового материала. Знакомство с жизнью и творчеством Евгения Львовича Шварца   СЛАЙД 5 – Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу   была   и   жена.   Родители   Евгения   обожали   театр   и   сами   участвовали   в любительских спектаклях. Воспитанию   детей   уделялось   много   времени.   Мать   читала   им   вслух.   Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал. В   Майкопе   была   прекрасная   библиотека,   театр.   Здесь   юный   Шварц   завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?»,   забыв   слово   «писатель».   Здесь   начал   сочинять   стихи   –   «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Майкоп Шварц называл городом своей души. Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными. СЛАЙД 6­12 Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.  Знакомство со сказкой.  –   Как   вы   думаете,   что   может   произойти   с   человеком,   который   бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?  (Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать.) –  А вот  что  случилось  с детьми, учениками  начальных   классов, из «Сказки  о потерянном времени» Евгения Шварца. СЛАЙД 13 Чтение сказки  учителем и  хорошо читающими учащимися (с. 4­6). Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «И шел он по лесу, пока не стемнело». ­  Кто такой Петя Зубов? (Ученик 3 класса 14 школы) ­ Что произошло с Петей и почему? (Превратился в  высокого, худого, бледного старика) – Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? (Да) – Какие чувства вызвало у вас поведение Пети? – В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени) Словарная работа. Картинный показ  в процессе чтения.   СЛАЙД 14­17 Окладистая борода  (широкая и густая) Керосиновая лампа  (лампа, освещающая при помощи керосина) Ходики  (небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями) Полы  (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например, полы пиджака) Игра: «Найди потерянное слово» (Приложение 1) Работа   в   парах   по   карточкам.   (Дети   находят   в   тексте   предложение   с пропущенными словами, вписывают их и зачитывают) ­К выделенным словам  подберите слова­антонимы. ­ Какой частью речи они выражены? (Это глаголы) Физкультминутка  ­Сказка Е. Шварца к какому виду относится: авторская или народная? Если сказка авторская ­ приседаем, народная – подскок. ­Гадкий утёнок, Царевна­лягушка, Красная шапочка, Дикие лебеди, Иван­царевич и   серый   волк,   Сивка­бурка,   Спящая   красавица,   Гуси­лебеди,   Семь   воронов, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Работа в парах  ­Сейчас   каждая   пара   будет   работать   над   своим   отрывком.   Прочтите самостоятельно отрывок из сказки,  и ответь на вопросы. 1пара:  с.   6­7.   со   слов   «хорошо   бы   отдохнуть»   до   слов   «   в   одинокой   лесной избушке» Вопрос:  1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?                  2.Чем занимались мальчики и девочки? 2 пара: с.7­8 со слов «замер Петя Зубов» до слов  «а ребята – старыми стариками» Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?                 2.Что забрали волшебники у ребят? 3   пара:   с.8   со   слов   «   как   быть,   что   делать»     до   слов   «   ответил   Сергей Владимирович» Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?                 2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?  4 пара: с.9 со слов «он вышел на»  до слов «все это узнать?» Вопрос: 1.Почему волшебник не увидел Петю в сене?                 2. О чем говорили волшебники в домике? 5 пара: с.10 со слов «а Пантелей» до слов «искать стариков­школьников» Вопрос: 1. О чем говорили волшебники?                  2.Куда побежал Петя, выбравшись из домика? 6пара: с.10 со слов «город еще не проснулся» до слов «прошептал Петя робко» Вопрос: 1. Кого увидел Петя на рассвете?                2. Была ли это школьница? Работа над поговорками. СЛАЙД 18 В сказке автор употребляет поговорки. ­Найдите их и объясните их смысл.  стр. 6  «Все пропало» стр.8 «Терять время  понапрасну» стр.10 «Держать ухо востро»  (Дети высказывают свои мнения) Просмотр   отрывка   из   мультфильма   «Сказка   о   потерянном   времени» (видеозапись) – Назовите главных героев отрывка? – Назовите главную мысль увиденного отрывка? – Какой персонаж есть в сказке, а нет в мультфильме? Рефлексия: – Назовите пословицу, которая начинает наш раздел? – С творчеством,  какого писателя познакомились на уроке? – Какое произведение Е.Л. Шварца читали на уроке? – Почему произведение названо сказкой? – Почему произведение названо «Сказка о потерянном времени?» – Чему учит эта сказка?  – Будете ли теперь внимательнее относиться ко времени? Итог урока: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную   возможность   творить   и   познавать.  Иными  словами,  делать   нас богаче,   сильнее,   умнее.  И   вот   какая   интересная   взаимосвязь   получается  –  чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. СЛАЙД 19 Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца: «Мысли можно   воспитать.  Их   можно  заставить   поумнеть.  А   от  умных   мыслей  будут  и умные правильные поступки». Я всем желаю идти по жизни «в ногу со временем!»  Карточка обратной связи (Приложение 2.) ­Вы все хорошо поработали на уроке. Спасибо Вам! Домашнее задание: СЛАЙД 20 1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки. 2.Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке, о цене времени. Список используемой литературы: 1Интернет ­ ресурсы 2 3 4 5 http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz. diafilmy.su http://www.anypics.ru/download/43054/1280x720/ http://litirus.ru/biografiya/kratkaya­biografiya­shvarts­e.l.html
скачать по прямой ссылке