М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.
Оценка 5

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
05.04.2017
М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.
Данный материал учитель может использовать на уроке литературы в 11 классе (2 учебных часа). В начале - биографическая справка, а далее в конспекте представлен пошаговый анализ рассказа "Старуха Изергиль", можно взять его за основу для своего урока. В моём классе урок прошёл на ура.
М. Горький 11 класс.doc
Очерк жизни и творчества М.Горького Цель урока: знакомство учеников с вехами биографии и творчества Горького Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Ход урока Организационный момент Вступительное слово Учитель:  Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько  поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные  представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции»,  литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его  детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои  университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого  Горького. Слушаем сообщение учителя или заранее подготовленного ученика.  Реферат по биографии Горького **Дополнительный материал для учителя (после презентации) Он (М. Горький) вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами, а чаще — и жертвами. И виновниками  одновременно. Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях.  Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из окружающих. Мысленно  очищая эти зачатки от налипшей дикости, грубости, злобы, грязи и творчески развивая их, он получил  полуреальный тип благородного босяка, который, в сущности, приходился двоюродным братом тому  благородному разбойнику, который был создан романтической литературой. Первоначальное литературное воспитание он получил среди людей, для которых смысл литературы  исчерпывался ее бытовым и социальным содержанием. В глазах самого Горького его герой мог получить  социальное значение и, следственно, литературное оправдание только на фоне действительности и как ее  подлинная часть. Своих малореальных героев Горький стал показывать на фоне сугубо реалистических  декораций. Перед публикой и перед самим собой он был вынужден притворяться бытописателем. В эту  полуправду он и сам полууверовал на всю жизнь. Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни,  то есть об искомой нравственно­социальной правде, которая должна надо всем воссиять и все устроить ко благу  человечества. В чем заключается эта правда, горьковские герои поначалу еще не знали, какие знал и он сам.  Некогда он ее искал и не нашел в религии. В начале девятисотых годов он увидел (или его научили видеть) ее  залог социальном прогрессе, понимаемом по Марксу. Если ни тогда, ни впоследствии он не сумел себя сделать  настоящим, дисциплинированным марксистом, то все же принял марксизм как свое официальное  вероисповедание или как рабочую гипотезу, на которой старался базироваться в своей художественной работе. Романтические рассказы М.Горького.  Анализ рассказа "Старуха Изергиль" Задачи урока: 1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; 2. 3. 4. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко; Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении. Цели урока:  1. Знакомство и анализ произведения «Старуха Изергиль» 2. Определение идеи романтического рассказа Ход урока Организационный момент Учитель:   В   1895   году   “Самарская   газета”   напечатала   рассказ   М.   Горького   “Старуха   Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Основная часть 1.Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер. Учитель: Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности. Ученики:  Романтизм  ­   особый   тип   творчества,   характерным   признакам   которого   является отображение   и   воспроизведение   жизни   вне   реально­конкретных   связей   человека   с   окружающей действительностью,   изображение   исключительной   личности,   часто   одинокой   и   неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми. 2.  Пейзаж Герои предстают в романтическом пейзаже. Зачитайте (глава 1 ­ начало) ­ работа с текстом. Беседа по вопросам: Учитель: В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?  Ученики:   Старуха   Изергиль   рассказывает   легенды   ночью.   Ночь   –   это   самое   таинственное, романтическое время суток Учитель: Какие природные образы (выражены сущ. – предметы, явления) вы могли бы выделить?   Ученики: море, небо, ветер, тучи, луна Учитель:  Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (примеры  из текста, 2 минуты)  Ученики: эпитеты, олицетворение, метафоры Учитель: Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? Что именно символизирует природа? Ученики:   Природа   показана   одушевленной,   она   живет   по   своим   законам.   Природа   красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. ВЫВОД:   Только   в   таком   пейзаже,   приморском,   ночном,   таинственном,   может   реализовать   себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко. 3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”. Учитель: Каково композиционное решение рассказа?  Ученики: рассказ в рассказе или обрамление Учитель: Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?  Ученики: Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко). Учитель: Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? Почему части расположены в такой последовательности? С каким произведением перекливается?(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)  Ученики: В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа.                                                                                                                Данко                                                               Изергиль                 Ларра 4. Анализ легенды о Ларре. Учитель: Кто является главным героям первой легенды? Учитель: Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера? Учитель: Как относится герой к другим людям? Ученики: презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле. Учитель: Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?  Ученики: его гордыня, крайний индивидуализм Учитель: Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. Гордость – 1.Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2.Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня ­ непомерная гордость. Учитель: Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. К чему приводит крайний индивидуализм героя?  Ученики: к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку Учитель: Какое наказание понес Ларра за свою гордыню?  Ученики: одиночество и вечное существование, бессмертие. Учитель: Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?  Каково отношение автора к психологии индивидуализма?   Ученики:  Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности 5. Анализ легенды о Данко. Слово учителя:  В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим   с   легендой   о   Данко.   Индивидуальное   сообщение   учащегося.   (Ученики   прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко). Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой   по   морю.   И   вдруг   воды   расступились   и   стали   стенами,   а   посередине   стало   сухо.   Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко: Учитель: В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? Ученики:   Моисей   и   Данко   выводят   людей   из   опасных   для   дальнейшего   проживания   мест.   Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение Учитель: Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? Ученики: Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает. Учитель: Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?  Ученики: любовь к людям, желание помочь им Учитель: Какой поступок совершил герой ради любви к людям?  Ученики: Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии) Учитель: Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом.  Ученики: Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко. ВЫВОД:   Мы   видим,   что   Ларра   –   романтический   антиидеал,   поэтому   конфликт   героя   и   толпы неизбежен.  Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения. Учитель: Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?   Ученики: это выражение  авторской позиции. Он  воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом. 6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы. Таблица выводится на экран доски, далее они озвучивают то, что у них получилось.  В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее(2 слайд) Сопоставление образов Данко и Ларры Критерии Данко Ларра Любовь, жалость, желание Презирает людей, относится к 1. Отношение к толпе помочь им   ним высокомерно, не  считается с ними 2. Толпа ­ герой конфликт конфликт         Любовь, сострадание,  смелость, Гордыня, эгоизм, крайний 3. отличительная черта  характера милосердие, мужество,  умение индивидуализм, жестокость 4. Отношение к жизни подавить гордыню   Готов пожертвовать своей Берет от жизни и людей все,  но жизнью ради спасения  людей ничего не отдает взамен     Голубые искры (свет,  тепло) Превращается в тень (тьма, 5. Легенда и современность     холод) Подвиг ради любви к  людям, Зло, преступление 6. Поступки, совершаемые  героями добрые поступки       Идеал, воспевает его  красоту, Антиидеал, осуждает его 7. Отношение писателя к  героям смелость, подвиг ради  любви к поступки, античеловеческую людям сущность 7.  Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?   Ученики: главной героиней рассказа является все­таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. Каков её портрет? Учитель: К какому из героев относит себя  героиня? Ученики: Старуха Изергиль относит себя к  Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь Учитель: А к какому герою относит героиню автор?  Учитель: Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль?  Ученики: ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем Вывод по уроку Учитель: Подведение итогов урока. Какова идея романтического рассказа «Старуха Изергиль»?  Домашнее задание 1. Чтение пьесы “На дне”;  2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт. 3. Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания  о людях, о жизни, о вере.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.

М. Горький. Жизнь и творчество. Старуха Изергиль.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017