Аннотация
С учетом современных образовательных условий – развивающая среда в детском саду становится одним их ПОЛНОЦЕННЫХ участников образовательного процесса. Т. к. именно она может стать инициатором детской активности – активности, в которой дети «отражают» полученные знания и представления об окружающем мире.
Требования к среде, в соответствии с ФГОС ДО имеют свои категории одно из которых – ВАРИАТИВНОСТЬ. Именно детское макетирование по нашему мнению является одним их способов организации вариативной развивающей среды.
В нашей группе с сентября 2015 года работает проект по интересам «Макетное моделирование». Его организация была связана с тем, что образовательная программа ДОУ реализуется в соответствии с технологией блочно – тематического планирования.
Данная технология предусматривает формирование у детей ЦЕЛОСТНОЙ картины о предмете познания. Мы понимаем, что целостные устойчивые знания об окружающем мире у детей дошкольного возраста формируются лишь в том случае, когда ребенок имеет возможность «отразить» их в разных видах деятельности в том числе и продуктивной.
Чтобы создать условия для полноценного восприятия темы, мы использовали следующие приемы включения детей в разные виды содеятельности:
- Рассматривание иллюстраций;
- Беседа;
- Чтение худ. литературы;
- Просмотр видеофильмов;
- Подвижные игры:
- Дидактические упражнения
- Мимические и пластические этюды
- Лепка/ аппликация и т. д.
Подготовка макета – это интегративный процесс, который имеет несколько этапов:
- Знакомство с предметом познания
- Изучение составляющих предмета познания
- Осознание социальной значимости предмета познания
- Художественная/ культурная ценность предмета познания
Цель моделирования: Изготовление с детьми макетов для игровой деятельности.
Задачи: 1.Расширение представлений детей об окружающем мире. Приобщение детей к миру прекрасного.
2.Способствовать развитию сенсоромоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
3.Развитие любознательности детей, способствовать развитию творческого искания, возможности добиваться более совершенных результатов.
В условиях детского сада – создание макета становится своего рода ИТОГОВОЙ деятельностью, которая отражает знания, умения, навыки, представления и т. д. детей дошкольного возраста. Так как процесс создания макета с дошкольниками может занимать определенное количество времени, разрабатывая план проекта, мы учитывали потребность/ необходимость создания дополнительных компонентов развивающей среды, именно по тем темам недельных проектов, в реализации которых, имеется недостаток средств для её вариативности, а так же по интересам детей.
Конспект содеятельности
педагога и детей по созданию макета «Зоопарк»
Цель:
Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания. Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке. Закреплять в активном словаре названия животных. Познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищник». Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность. Воспитывать интерес к миру животных.
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве,
- закреплять умение планировать деятельность, по принципу пошагового выполнения модели: определять значение частей предмета, их пространственное расположение, выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций.
- совершенствовать математические знания о способах измерения, счета; представления о форме, пропорции, симметрии.
Развивающие:
- создавать условия для активизации внимания, способности сосредоточиться;
- упражнять память, логическое мышление; мелкие мышцы пальцев рук (моторика);
- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета познания.
Воспитательные:
- закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры;
содействовать умению самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.
- упражнять детей в коммуникативных навыках: взаимоотношения в коллективе сверстников;
- содействовать формированию положительного отношения к животным, желание помогать братьям нашим меньшим, заботиться о них.
Организация содеятельности:
Подготовительный этап:
В процессе образовательной деятельности по реализации недельного образовательного проекта «Дикие животные», мы знакомили детей с разнообразием диких животных в соответствии с местом обитания и климатической зоной.
Обсуждая разнообразие животного мира, мы обсуждали с детьми, каким образом мы можем увидеть диких животных, т. е. для чего люди создают «ЗООПАРК». В процессе бесед, просмотров, лепки, игры и других видов деятельности у детей сформировалось представление о предмете познания – «дикие животные», которое инициировало желание создать макет «ЗООПАРК». Для создания макета мы с детьми дополнительно:
¢ рассмотрели иллюстрации по теме «Зоопарк»,
¢ обсудили, какие условия созданы для проживания разных животных в зоопарке,
¢ познакомились с книгой С. Я. Маршака «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?»
Для создания макета мы использовали бросовый и изобразительный материал, который подготовили вместе с детьми:
¢ Бумагу
¢ Пластилин
¢ Коробки разной формы
¢ Картон
¢ Трубочки для коктейля
¢ Оберточная сетка для цветов и т.д.
Основной этап: Изготовление макета
Педагог предлагает вниманию детей загадки про зверей из различных природных зон. Дети отгадывают.
Педагог: -Что вы можете рассказать об этих животных? (Ответы детей).
- Где вы могли увидеть диких зверей? В роликах в интернете, в передачах о животных, в зоопарке….
Педагог: демонстрирует иллюстрации по теме «ЗООПАРК»
Обобщение: Зоопарк - это место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. В зоопарке много замечательных животных. Их привезли из разных стран. Животных поселили не в тесных помещениях, а в просторных вольерах, удобно устроенных для проживания Люди постарались, чтобы животные чувствовали себя «как дома».
Вольер - ограниченное со всех сторон пространство, в котором располагаются убежище (клетка, домик, навес), предназначенное для содержания диких животных и дворик для прогулок животных, который обычно ограждают сеткой и решеткой.
Клетка - искусственно ограниченное со всех сторон жизненное пространство для содержания птиц и зверей в неволе, которое изготавливается в виде короба из прутьев и решёток или сетки — постоянное место обитания животных с полным и частичным жизнеобеспечением.
Педагог: - Как вы считаете, для чего люди устраивают зоопарк? (ответы детей)
Обобщение: Зоопарки созданы, чтобы городские жители, у которых нет доступа к дикой природе, могли увидеть животных, наблюдать за их повадками и любоваться их красотой.
Педагог: - Сегодня я предлагаю вам создать своими руками макет зоопарка, для нашей группы.
- Прежде чем начнем, вам нужно приготовить рабочие места
Дети готовят свои рабочие места, педагог контролирует (направляет , советует).
Педагог акцентирует внимание детей на повторение правил работы с ножницами, клеем, салфетками.
В процессе работы дети самостоятельно, по желанию, распределяются по группам для выполнения определенного объекта макета.
Заключительный этап: Организация игровой содеятельности
Педагог: - Все задания выполнены, приступаем к заселению нашего зоопарка. Чтобы разместить наших животных, вам нужно по размеру подобрать клетку и вольеру для своего животного и поселить его туда.
(Дети выбирают клетку по размеру и селят своих животных).
Педагог: - Посмотрите ребята, какой у нас получился зоопарк!
- Вам понравилось наша работа? Что больше всего? (ответы детей)
- Какой материал мы использовали для поделок? (ответы детей)
- Скажите, что вы сегодня конструировали на занятии? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей).
- Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы!
После создания макета "зоопарк", у детей возник интерес к самостоятельному обыгрыванию животных, их повадкам. Самостоятельно придумывали загадки и изображая их повадки. Вспоминали знакомые стихи С.Я.Маршак «Зоопарк»
Играя с макетом, дети создавали воображаемую ситуацию. Выполняя одну или несколько ролей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.