Малые жанры фольклора и их значение
Оценка 4.6

Малые жанры фольклора и их значение

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
24.03.2018
Малые жанры фольклора и их значение
Колыбельные песни – песни, которыми убаюкивали детей. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли О. И. Капица, Г. С. Виноградов, М. В. Красноженова. «Мать своим врождённым чутьём поняла, - писал А. Ветухов,- что для ребёнка нужны именно песни… умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельной песни.». Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовало накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса, как сигнала общения, к пониманию языка.
фольклор.docx
Малые жанры фольклора и их значение           Колыбельные песни – песни, которыми убаюкивали детей. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли О. И. Капица, Г. С. Виноградов, М. В. Красноженова.          «Мать своим врождённым чутьём поняла, ­ писал А. Ветухов,­ что для ребёнка нужны именно песни… умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельной песни.».         Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка,   убаюкивала,   что   очень   важно   для   физического   развития, одновременно способствовало накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса, как сигнала общения, к пониманию языка.                 Пестушки –  песенки   и   стишки,  которыми   сопровождают   первые сознательные движения ребёнка.          Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового,   жизнерадостного   и   любознательного   человека,   в   ребёнке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысл слов, это достигается с помощью   физических   упражнений,   сопровождающихся   проговариванием небольших   стишков   –   пестушек.   Пестушкам   присуще   своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых   ребёнку   в   тот   или   иной   момент.   Они   имеют   отличное   от родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе ребёнка, о его настоящем и будущем или раздумья, переживания матери; в потешках   значительное   место   занимают   обучающие   и   занимательные элементы. Ни то ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания. Потешки ­  особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая   скоро   станет   незаменимой   школой   физической   и   умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.                С помощью потешки ребёнок приучается к пересчёту («этому дала, этому   дала…»).  Это   первые   шаги   к   обобщению,  абстрактному   мышлению. Потешки строятся так, что значение никогда не даётся в чистом виде. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его.                Через потешки дети получают простейший, нравственный урок. Для этого   применяется   особый   композиционный   приём:   сорока   не   даёт   каши самому   маленькому­мизинцу,   потому   что   он   «дрова   не   рубил,   печь   не топил…».                Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств   русского   языка,   дети   воспринимают   богатство   звуков,   обилие меняющихся   картин   и   явлений,   стремятся   к   звукоподражанию,   к   показу действий.                Прибаутки –  смешной, небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок.         Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в «разомкнутый»   и   бесконечно   разнообразный   мир,   поднять   ребёнка   до понимания   социальных   проблем,   классовых   отношений   и   некоторых, философских категорий, что для него жизненно необходимо.       Заклички – детские песенные обращения к различным явлениям природы. В   прежние   времена   заклички   имели   магическое,   религиозное   значение,   но сейчас приобрели шуточный характер.       Приговорки – словесные  обращения к животным: к улитке, жучкам и др. Небылицы­перевёртыши   –  произведения,   в   которых   развиваются   события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла.        К. И. Чуковский в одной из своих работ не только показал, что ребёнка влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, но и доказал значение   такого   влечения,   его   неизбежность.   Он   считал   перевёртыши   – умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, ­ писал он, ­ но и мыслями».         Загадки. В древности загадка имели определённое значение – служила средством   проверки   мудрости,   имела   познавательную   ценность.   Она использовалась в военной дипломатии, в брачном обряде и т. д. С помощью загадок   передавалась   народная   мудрость   подрастающим   поколениям. Постепенно   загадка   стала   служить   средством   развлечения,   своеобразной умственной игрой, состязанием в сообразительности.          Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и   первоначального   обучения   детей.   По   выражению   К.   Д.   Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение».           С помощью загадок ребёнок познаёт окружающий мир, сопоставляет, угадывает, ищет ответ на бесконечное «почему». В это время фантазия его направлена не на отвлечённые понятия, а на конкретные, видимые предметы и явления, в которых столько интересного и таинственного.                   В загадках – реальный мир, близкий и понятный детям, который помогает формированию разнообразных, конкретных представлений.          Ю. Г. Илларионов так определяет значение загадки в развитии детского ума:   «Отгадывание   загадок   развивает   способность   к   анализу,   обобщению, формирует умение самостоятельно делать выбор, умозаключения». 2           Считалки – короткие. Рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в игре. Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы фольклора.   Главная   особенность   считалок   –   чёткий   ритм,   возможность кричать   (проговаривать)   все   слова,   это   исстари   придуманный   для   детей способ осуществления объективной справедливости.           Пословицы и поговорки. Выдающиеся, русские педагоги  оценивали воспитательную роль пословиц и поговорок. В. И. Водовозов видел ценность народных   пословиц   в   том,   что   они   знакомят   детей   с   нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям,   о   доме,   о   хозяйстве,   о   науке   и   промыслах,­   со   всем   его   бытом семейным   и   общественным».   Пословицы   и   поговорки   содержат   богатый материал для развития детского мышления, вводят детей в «сокровищницу народного творчества, способствуют развитию речи и развивают умение ясно формулировать свою мысль».         Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных   пословицах   и   поговорках.   Их   можно   назвать   своеобразной энциклопедией     эстетических    представлений     русского народа. К. Д. Ушинский   очень   высоко   ценил   воспитательные   возможности   пословиц.   Он писал:   «По   форме   это   животворящие   проявления   народного   слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся   души   народа.   По   содержанию   наши   пословицы   важны   для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя   так   ввести   дитя   в   понимание   народной   жизни,   как   объясняя   им значение народных пословиц».          Пословицы широко бытуют в русском языке и в наше время. Недаром говорят:   «Пословица   век   не   сломится».   Следует   шире   использовать пословицы   и   поговорки   в   нравственном   и   эстетическом   воспитании дошкольников,   так   как   с   их   помощью   можно   сформировать   нравственные идеалы,   понимание   прекрасного,   и   безобразного,   то   есть   способствовать развитию эстетических представлений детей.         Поскольку пословицы и поговорки, как впрочем, и другие произведения устного народного творчества, обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувства, и определённые усилия над собой в постижении смысла сказанного.           Кроме выше перечисленных малых жанров, в фольклор для взрослых, входит   свадебный   фольклор,   который   представлен   заклинательными, величальными   (прославляющими   жениха   и   невесту,   величая   на   союз), лирическими песнями.              А   так   же   былины,   предания,   легенды,   частушки,   солдатские   и   хороводные песни. Сказка как фольклорный жанр              Слово «сказка» впервые встречается в  XVII  веке в качестве термина, обозначающего   те   виды   устной   прозы,   для   которых   в   первую   очередь характерен поэтический вымысел.  Почему сказка так притягательна? От чего она живёт с нами, переходя из поколение в поколение? С   виду   сказка   –   выдумка,   небывальщина,   плод   невероятного, фантастического   вымысла,   а   по   существу   –   чудодейственно   и   лукаво,   до неузнаваемости видоизменённая реальность. Сказка   рождалась   как   естественная   необходимость,   как   одна   из естественных потребностей человека наравне с потребностью в пище, одежде, общении. Свою мечту быть сильным, мудрым, добрым, справедливым, одолеть недруга и покорить захватчика, жить без зла, и по правде народа выражал в сказке. Сказка помогала надеяться, приносила радость, окрыляла мечту. Но сказка не только мечта. И не просто прихоть, игра воображения, причуда,   забава,   хотя   всё   это   в   ней   есть.   Она   верна   смене   времён   года, законам животного и растительного мира, крестьянскому календарю, обычаям и   нравам   людей.   Она   несёт   знания,   привлекает   к   реальности,   по­своему проводит   человека   в   окружающий   его   мир,   наделив   житейским   опытом   и поэтическим чувством. «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». – писал А. С. Пушкин. Огромной   любовью   у   детей   пользуется   сказка.   С   ней   ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой и бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. В   русской   народной   сказке   заключено   богатое   содержание   –   и   в отношении   насыщенности   художественной   речи,   языковыми   средствами выразительности (ясный сокол, красна девица, встань передо мной как лист перед   травой   и   т.   д.),   и   в   отношении   нравственно­эстетических   аспектов раскрываемых тем и идей. В. А. Аникин указывал, что «сказка – своего рода нравственный   кодекс   народа,   их   героика   –   это   хотя   воображаемые,   но примеры   истинного   поведения   человека.   Выдумка   сказочника   вышла   из помыслов о торжестве сил жизни, труда, честности над бездельем, низостью».  Сказка,   по   мнению   А.   В.   Запорожца,   «выполняет   важнейшую   роль   в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность   ребёнка   в  период   школьного   обучения,  ни   любая   творческая деятельность взрослого». Всё   это   указывает   на   большие   возможности   сказки   в   нравственно­ эстетическом воспитании дошкольника. В   сказках   содержатся   правила   общения   людей   друг   с   другом, уважительное   отношение   к   старшим   («поклонился   в   пояс»,   «здравствуй, кумушка, хлеб да соль» и т. д.). Сказка,   являясь   произведением   народного   искусства,   несёт   в   себе богатый   духовный   заряд.   Подчёркивая   эту   потенциальную   возможность сказки,   известный   исследователь   И.   А.   Ильин   пишет:   «Сказка,   есть   уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами   она   разумеет   художественно   и   символически   глубоко   духовные состояния». Сказка   питает   образный,   эмоциональный   мир   человека   с   самого   его детства,   оставляет   на   всё   жизнь   некий   чудесный   островок   волшебства, который бережёт взрослого от душевного старения.

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение

Малые жанры фольклора и их значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018