Колыбельные песни – песни, которыми убаюкивали детей. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли О. И. Капица, Г. С. Виноградов, М. В. Красноженова.
«Мать своим врождённым чутьём поняла, - писал А. Ветухов,- что для ребёнка нужны именно песни… умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельной песни.».
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовало накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса, как сигнала общения, к пониманию языка.
фольклор.docx
Малые жанры фольклора и их значение
Колыбельные песни – песни, которыми убаюкивали детей. Наиболее
существенный вклад в изучение жанра внесли О. И. Капица, Г. С. Виноградов,
М. В. Красноженова.
«Мать своим врождённым чутьём поняла, писал А. Ветухов, что для
ребёнка нужны именно песни… умиротворяющие, светлые и монотонные. Так
создалась форма для колыбельной песни.».
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала
ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития,
одновременно способствовало накоплению у него чувственных впечатлений,
постепенно вела к восприятию человеческого голоса, как сигнала общения, к
пониманию языка.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые
сознательные движения ребёнка.
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически
здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке
необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На
первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысл слов, это достигается с
помощью физических упражнений, сопровождающихся проговариванием
небольших стишков – пестушек. Пестушкам присуще своеобразное
построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений,
необходимых ребёнку в тот или иной момент. Они имеют отличное от
родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе
ребёнка, о его настоящем и будущем или раздумья, переживания матери; в
потешках значительное место занимают обучающие и занимательные
элементы. Ни то ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек
конкретно и касается только вопросов физического воспитания. Потешки особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых
используются различные части тела ребёнка и взрослого. Главное назначение
забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры,
которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной
подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
С помощью потешки ребёнок приучается к пересчёту («этому дала,
этому дала…»). Это первые шаги к обобщению, абстрактному мышлению.
Потешки строятся так, что значение никогда не даётся в чистом виде. Оно как
бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его.
Через потешки дети получают простейший, нравственный урок. Для
этого применяется особый композиционный приём: сорока не даёт каши
самому маленькомумизинцу, потому что он «дрова не рубил, печь не
топил…».
Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию
богатств русского языка, дети воспринимают богатство звуков, обилие
меняющихся картин и явлений, стремятся к звукоподражанию, к показу
действий.
Прибаутки – смешной, небольшой рассказ или смешное выражение,
придающее речи юмористический оттенок.
Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в
«разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребёнка до
понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых,
философских категорий, что для него жизненно необходимо.
Заклички – детские песенные обращения к различным явлениям природы.
В прежние времена заклички имели магическое, религиозное значение, но
сейчас приобрели шуточный характер.
Приговорки – словесные обращения к животным: к улитке, жучкам и др. Небылицыперевёртыши – произведения, в которых развиваются
события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла.
К. И. Чуковский в одной из своих работ не только показал, что ребёнка
влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, но и доказал
значение такого влечения, его неизбежность. Он считал перевёртыши –
умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами,
писал он, но и мыслями».
Загадки. В древности загадка имели определённое значение – служила
средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. Она
использовалась в военной дипломатии, в брачном обряде и т. д. С помощью
загадок передавалась народная мудрость подрастающим поколениям.
Постепенно загадка стала служить средством развлечения, своеобразной
умственной игрой, состязанием в сообразительности.
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания
и первоначального обучения детей. По выражению К. Д. Ушинского,
«доставляет уму ребёнка полезное упражнение».
С помощью загадок ребёнок познаёт окружающий мир, сопоставляет,
угадывает, ищет ответ на бесконечное «почему». В это время фантазия его
направлена не на отвлечённые понятия, а на конкретные, видимые предметы и
явления, в которых столько интересного и таинственного.
В загадках – реальный мир, близкий и понятный детям, который
помогает формированию разнообразных, конкретных представлений.
Ю. Г. Илларионов так определяет значение загадки в развитии детского
ума: «Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выбор, умозаключения». 2
Считалки – короткие. Рифмованные стихи, применяемые детьми для
определения ведущего, или распределения ролей в игре. Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы
фольклора. Главная особенность считалок – чёткий ритм, возможность
кричать (проговаривать) все слова, это исстари придуманный для детей
способ осуществления объективной справедливости.
Пословицы и поговорки. Выдающиеся, русские педагоги оценивали
воспитательную роль пословиц и поговорок. В. И. Водовозов видел ценность
народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными
правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к
людям, о доме, о хозяйстве, о науке и промыслах, со всем его бытом
семейным и общественным». Пословицы и поговорки содержат богатый
материал для развития детского мышления, вводят детей в «сокровищницу
народного творчества, способствуют развитию речи и развивают умение ясно
формулировать свою мысль».
Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских
народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной
энциклопедией эстетических представлений русского народа. К. Д.
Ушинский очень высоко ценил воспитательные возможности пословиц. Он
писал: «По форме это животворящие проявления народного слова,
вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно
развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для
первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская
народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем
нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им
значение народных пословиц».
Пословицы широко бытуют в русском языке и в наше время. Недаром
говорят: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать
пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании
дошкольников, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного, и безобразного, то есть способствовать
развитию эстетических представлений детей.
Поскольку пословицы и поговорки, как впрочем, и другие произведения
устного народного творчества, обладают эмоциональной насыщенностью, то
работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и
чувства, и определённые усилия над собой в постижении смысла сказанного.
Кроме выше перечисленных малых жанров, в фольклор для взрослых,
входит свадебный фольклор, который представлен заклинательными,
величальными (прославляющими жениха и невесту, величая на союз),
лирическими песнями.
А так же былины, предания, легенды, частушки, солдатские и
хороводные песни.
Сказка как фольклорный жанр
Слово «сказка» впервые встречается в XVII веке в качестве термина,
обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь
характерен поэтический вымысел.
Почему сказка так притягательна? От чего она живёт с нами, переходя из
поколение в поколение?
С виду сказка – выдумка, небывальщина, плод невероятного,
фантастического вымысла, а по существу – чудодейственно и лукаво, до
неузнаваемости видоизменённая реальность.
Сказка рождалась как естественная необходимость, как одна из
естественных потребностей человека наравне с потребностью в пище, одежде,
общении. Свою мечту быть сильным, мудрым, добрым, справедливым, одолеть
недруга и покорить захватчика, жить без зла, и по правде народа выражал в
сказке. Сказка помогала надеяться, приносила радость, окрыляла мечту. Но сказка не только мечта. И не просто прихоть, игра воображения,
причуда, забава, хотя всё это в ней есть. Она верна смене времён года,
законам животного и растительного мира, крестьянскому календарю, обычаям
и нравам людей. Она несёт знания, привлекает к реальности, посвоему
проводит человека в окружающий его мир, наделив житейским опытом и
поэтическим чувством.
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». – писал А. С.
Пушкин.
Огромной любовью у детей пользуется сказка. С ней ребёнок
встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой
и бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.
В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в
отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами
выразительности (ясный сокол, красна девица, встань передо мной как лист
перед травой и т. д.), и в отношении нравственноэстетических аспектов
раскрываемых тем и идей. В. А. Аникин указывал, что «сказка – своего рода
нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но
примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из
помыслов о торжестве сил жизни, труда, честности над бездельем, низостью».
Сказка, по мнению А. В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в
развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная
деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая
деятельность взрослого».
Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственно
эстетическом воспитании дошкольника.
В сказках содержатся правила общения людей друг с другом,
уважительное отношение к старшим («поклонился в пояс», «здравствуй,
кумушка, хлеб да соль» и т. д.). Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе
богатый духовный заряд. Подчёркивая эту потенциальную возможность
сказки, известный исследователь И. А. Ильин пишет: «Сказка, есть уже
искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за
образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные
состояния».
Сказка питает образный, эмоциональный мир человека с самого его
детства, оставляет на всё жизнь некий чудесный островок волшебства,
который бережёт взрослого от душевного старения.
Малые жанры фольклора и их значение
Малые жанры фольклора и их значение
Малые жанры фольклора и их значение
Малые жанры фольклора и их значение
Малые жанры фольклора и их значение
Малые жанры фольклора и их значение
Малые жанры фольклора и их значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.