МАМИН ПЛАТОК
Оценка 4.8

МАМИН ПЛАТОК

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл—4 кл
19.01.2017
МАМИН ПЛАТОК
МАМИН ПЛАТОК Цели и задачи: ознакомить с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; ознакомить с батиком; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни; учить различать платок от ткани (замкнутая композиция в квадрате, ограниченная, как правило, по краям кантом или каким-то линейным орнаментом, часто композиционным акцентом служит его центральная часть); воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки. Оборудование урока: для учителя – методические таблицы, платки, образцы детских работ по этой теме; для учащихся – гуашь, кисти, белая и цветная бумага, квадратный кусок белой ткани (или носовой платок). Зрительный ряд: Б. Кустодиев «Купчиха», «Ярмарка»; Л. Малеева «Рязанские девочки»; М. Врубель «Девочка на фоне персидского ковра»; В. Суриков «Сибирская красавица»; Н. Кузнецов «Текстильщицы; иллюстрации И. Билибина, слайды природных мотивов платков, ткани. Литературный ряд: стихи, частушки и загадки о платках, цветах. Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
МАМИН ПЛАТОК.doc
У р о к   3 МАМИН ПЛАТОК Цели и задачи: ознакомить с работой художника  по   тканям – художника декоративно­прикладного     искусства,   с   принципами   росписи   платков (симметричная,   асимметричная),   видами   орнаментов;   ознакомить   с   батиком; определить,   какие   платки   носят   молодые   и   пожилые   женщины,   какие   на праздник,   а   какие   в   будни;   учить   различать   платок   от   ткани   (замкнутая композиция в квадрате, ограниченная, как правило, по краям кантом или каким­ то   линейным   орнаментом,   часто   композиционным   акцентом   служит   его центральная   часть);   воспитывать   художественный   вкус;   развивать   творческие способности, изобразительные навыки. О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   для   учителя   –  методические   таблицы,   платки, образцы  детских  работ  по  этой  теме;  для  учащихся  – гуашь,  кисти, белая   и цветная бумага, квадратный кусок белой ткани (или носовой платок). З р и т е л ь н ы й   р я д:   Б.   Кустодиев   «Купчиха»,   «Ярмарка»;   Л.   Малеева «Рязанские   девочки»;   М.   Врубель   «Девочка   на   фоне   персидского   ковра»;   В. Суриков «Сибирская красавица»; Н. Кузнецов «Текстильщицы; иллюстрации И. Билибина, слайды природных мотивов платков, ткани. Л и т е р а т у р н ы й   р я д: стихи, частушки и загадки о платках, цветах. М у з ы к а л ь н ы й   р я д : русская народная музыка (как фон).  Ход урока I. Организация класса. II. Беседа по теме урока. Любовь   русского   человека   к   многоцветию   родной   земли   отразилась   в цветочных узорах (на посуде, одежде, бытовых вещах). Плат, платок  – неизменный головной убор русской крестьянки. Двойной платок на плечи – шаль – придает праздничность и нарядность русской женщине. Мода на шали пришла в Россию почти 200 лет назад. Сначала их привозили из Индии, Турции, позднее – из стран Европы. А сейчас образ русской женщины неотрывно связан с красочным, нарядным платком.  Русским мастерам таланта не занимать. Научились и они ткать самые разные шали:   шелковые,   шерстяные,   ситцевые.   Сколько   труда,   удивительного мастерства, искусства вложено в их создание! (См. Приложения, рис. 9–12.) С п р а в к а.  Ручная   набойка  –   один   из   древнейших   видов   искусства   художественных тканей. Узорную ткань способом набойки получают при помощи специальных печатных досок – деревянных форм с рельефным узором, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска   узора   называются   «манеры»   или   «цветки».   Они   могут   быть   резными   или составленными   из   вбитых   в   доску   метал­лических   пластин,   гвоздиков,   проволоки   и   т.   п. Иногда деревянный рельеф дополняют металлическими элементами для получения в узоре тонких линий, точек и мелких мотивов орнамента. Во второй половине XIX века появились и получили весьма широкое распространение платки и шали, поразившие современников яркостью и пышностью новых растительных форм. Это   были   шерстяные   и   полушерстяные   шали,   производство   которых   было   организовано   в старом текстильном центре – Павловском Посаде под Москвой. В   орнаментации   павловопосадских   шалей   в   основном   используются   мотивы   пышных букетов   из   садовых   цветов,   чаще   всего   роз.   Розы   яркие,   с   тональными   переходами   от интенсивного   розового   к   темно­красному   цвету,   не   менее   яркие   зеленые   листья   и дополняющие   букет   мелкие   цветы,   голубые,   сиреневые.   Цвет   фона   (грунта)   может   быть черным,   красным,   зеленым,   бордо,   васильковым,   золотисто­охристым   или   кремовым (естественный цвет ткани).  Нынче красненький платочек  На кудрях своих ношу,  На кого взгляну разочек – Вмиг того приворожу. Супостаточка моя В беленьком платочке Перед милым вертится,  Как змея на кочке! Демонстрация платков, слайдов, наглядных пособий, схем. –  В   чем   сходство   и   в   чем   различие   цветочных   композиций   жостовских букетов и павловопосадских узоров на платках? – Рассмотрим разные композиции узоров.  –  У каждого платка свой ритм. Определите, какие композиционные схемы соответствуют узорам на платках и шалях. (См. Приложения, рис. 12.) –  Какое   название   можно   дать   композициям   узоров   на   шалях?   (Русская красавица, осень, рябина кудрявая, лето, невеста, Кармен, День Победы – такие названия придумывают художники.) Способ переноса узора с эскиза на ткань таков: с эскиза рисунок переносится на доску. Для каждого оттенка цвета – отдельная доска. Рисунок вырезается, на него наносится нужная краска, потом его (рисунок на доске) накладывают на ткань. Чтобы отпечаток рисунка был четким, сверху молоточком постукивают, потому и называют это искусство набойкой, а шали – набивными. –  Почему   так   важно   сохранять   и   развивать   искусство   ручной   набойки? (Ответы детей.) III. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е: эскиз платка. Нарисовать цветочную роспись по схеме способа переноса узора с эскиза на ткань. Выполнять работу гуашью. (См. Приложения, рис. 3, 4, 7, 9, 12.)  При наличии дополнительного учебного времени можно сделать роспись платка акварелью на куске ткани белого цвета, вставив предварительно его в пяльцы. IV. Итоги урока. Уборка места. Экспресс­просмотр выполненных работ. Домашнее задание: посмотреть, что еще в доме расписано художниками.  Рис. 9. Цветочная композиция  на павловопосадском платке (фрагмент)      Рис. 10. Л. М а л е е в а . Рязанские девочки Рис. 11. Н. К у з н е ц о в . Текстильщицы Рис. 12. Павловские узоры на платках и шалях (1) и композиционные схемы к ним (2)

МАМИН ПЛАТОК

МАМИН ПЛАТОК

МАМИН ПЛАТОК

МАМИН ПЛАТОК

МАМИН ПЛАТОК

МАМИН ПЛАТОК

МАМИН ПЛАТОК

МАМИН ПЛАТОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017