Маршрутный лист урока по теме "Деревенская проза. Творчество В.М. Шукшина"
Оценка 5

Маршрутный лист урока по теме "Деревенская проза. Творчество В.М. Шукшина"

Оценка 5
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "Деревенская проза. Творчество В.М. Шукшина"
МЛ деревенская проза. Шукшин Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок № ____  Дата ___________ Группа ___________

Тема: «Деревенская проза». В.М. Шукшин. Рассказы

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о «деревенской прозе» в русской литературе  ХХ века и о творчестве  В.М. Шукшина, формирование читательской грамотности,  навыков практического применения литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

 

Работа с литературоведческими терминами

Задание 1. Раскройте смысл терминов, указанных в таблице

 

Термины

Определение

Писатели – «деревенщики»

 

 

Сказ

 

 

 

Задание 1.  Жизнь и творчество В.М. Шукшина

Прочитайте материалы учебника стр. 251-260. Составьте хронологическую таблицу о жизни и творчестве писателя.

1929, 25 июля — родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье

1943 — окончил сельскую семилетнюю школу в Сростках. Поступил в Бийский автомобильный техникум. Техникум не закончил.

1945 — принят в колхоз в селе Сростки. 1946 — покидает родное село.

1947—1949 — работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

1949 — призван на срочную службу в Военно-Морской Флот СССР.

1950—1952 — Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Начал писать в армии рассказы, которые читал своим сослуживцам..

 1953 —уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки. Весной — сдал экзамены на аттестат зрелости экстерном в сросткинской средней школе № 32.

1953—1954, октябрь-июнь — преподает русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодежи, одновременно — директор школы.

1954, июнь — уезжает в Москву, сдает вступительные экзамены во Всероссийский институт кинематографии.

1954—1960 — учеба во ВГИКе.

1958 — В. Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора».

1958, август — в журнале «Смена», № 15 напечатан рассказ «Двое на телеге» — первая публикация В. Шукшина в центральной печати.

1963 — в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга «Сельские жители». С 1963 г. — В. Шукшин — режиссер киностудии имени М. Горького. Снимает по своему сценарию первый фильм «Живет такой парень».

1965 — вышел фильм В. Шукшина «Ваш сын и брат».

1967, ноябрь — Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени. Декабрь — В. Шукшин удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых за фильм «Ваш сын и брат».

1968 — в издательстве «Советский писатель» вышел сборник «Там, вдали».

1968—1969 — В. Шукшин снимает по своему сценарию фильм «Странные люди».

1969 — за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1971 — за исполнение роли инженера Черных в фильме С. Герасимова «У озера» удостоен Государственной премии СССР.

1972 — снимает по своему сценарию «Печки-лавочки».

1973 — в издательстве «Современник» вышел сборник рассказов «Характеры».

1974 — снимает по своему сценарию фильм «Калина красная»; «Беседы при ясной луне», пишет роман «Я пришел дать вам волю».

2 октября, 1974 — Василий Шукшин скончался в период съемок фильма «Они сражались за родину», на теплоходе «Дунай». (Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище)

 

Даты

События, произведения

 

 

 

 

 

Устно ответьте на вопросы:

1.Какие факты биографии повлияли на формирование творческого таланта писателя?

2.В чем особенность героев рассказов В.М. Шукшина.

3. Назовите главную тему творчества Шукшина, обоснуйте свой ответ.

 

 

Задание 3. Чтение и анализ рассказа В.М.Шукшина «Чудик»

1.История создания

 

2.Тема рассказа

 

3.Смысл названия

 

4.Чем выделяется главный герой рассказа?

 

5.Как реагируют на его выходки окружающие? Как он сам их воспринимает?

 

6.Что означает «чудик»? Каково взаимоотношение внешнего и внутреннего мира героя?

 

7.Идея рассказа

 

8.Композиция

 

9.Мое отношение

 

 Вывод: В рассказах Шукшина изображено два основных типа персонажей: «чудики» и «античудики». Используя языковые возможности, автор представил их портрет. Описание «чудиков» и «античудиков» осуществляется по определённой модели, которая включает как внешние, портретные, характеристики, так и особенности внутреннего мира героев. Персонаж оценивается автором, другими персонажами и самим собой. Часто эти оценки являются диаметрально противоположными. «Чудик» обычно оценивается автором положительно. «Античудика» автор представляет в негативно-оценочном плане. Самооценка отражена при описании «чудика» и отсутствует при изображении «античудика»: отрицательный персонаж не склонен к самоанализу.

 

Домашнее задание: напишите творческую миниатюру «Почему мне дороги рас­сказы Шукшина?». Сделайте вывод об особенности шукшинской прозы.


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Советский писатель» вышел сборник «Там, вдали»

Советский писатель» вышел сборник «Там, вдали»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020