Русская литература. 1 курс.
Урок № ____ Дата ___________ Группа ___________
Тема: «Деревенская проза». В.М. Шукшин. Рассказы
Маршрутный лист заданий
Цель: добиться полного понимания учебного материала о «деревенской прозе» в русской литературе ХХ века и о творчестве В.М. Шукшина, формирование читательской грамотности, навыков практического применения литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.
Работа с литературоведческими терминами
Задание 1. Раскройте смысл терминов, указанных в таблице
Термины |
Определение |
Писатели – «деревенщики»
|
|
Сказ
|
|
Задание 1. Жизнь и творчество В.М. Шукшина
Прочитайте материалы учебника стр. 251-260. Составьте хронологическую таблицу о жизни и творчестве писателя.
1929, 25 июля — родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье
1943 — окончил сельскую семилетнюю школу в Сростках. Поступил в Бийский автомобильный техникум. Техникум не закончил.
1945 — принят в колхоз в селе Сростки. 1946 — покидает родное село.
1947—1949 — работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.
1949 — призван на срочную службу в Военно-Морской Флот СССР.
1950—1952 — Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Начал писать в армии рассказы, которые читал своим сослуживцам..
1953 —уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки. Весной — сдал экзамены на аттестат зрелости экстерном в сросткинской средней школе № 32.
1953—1954, октябрь-июнь — преподает русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодежи, одновременно — директор школы.
1954, июнь — уезжает в Москву, сдает вступительные экзамены во Всероссийский институт кинематографии.
1954—1960 — учеба во ВГИКе.
1958 — В. Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора».
1958, август — в журнале «Смена», № 15 напечатан рассказ «Двое на телеге» — первая публикация В. Шукшина в центральной печати.
1963 — в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга «Сельские жители». С 1963 г. — В. Шукшин — режиссер киностудии имени М. Горького. Снимает по своему сценарию первый фильм «Живет такой парень».
1965 — вышел фильм В. Шукшина «Ваш сын и брат».
1967, ноябрь — Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени. Декабрь — В. Шукшин удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых за фильм «Ваш сын и брат».
1968 — в издательстве «Советский писатель» вышел сборник «Там, вдали».
1968—1969 — В. Шукшин снимает по своему сценарию фильм «Странные люди».
1969 — за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
1971 — за исполнение роли инженера Черных в фильме С. Герасимова «У озера» удостоен Государственной премии СССР.
1972 — снимает по своему сценарию «Печки-лавочки».
1973 — в издательстве «Современник» вышел сборник рассказов «Характеры».
1974 — снимает по своему сценарию фильм «Калина красная»; «Беседы при ясной луне», пишет роман «Я пришел дать вам волю».
2 октября, 1974 — Василий Шукшин скончался в период съемок фильма «Они сражались за родину», на теплоходе «Дунай». (Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище)
Даты |
События, произведения |
|
|
|
|
Устно ответьте на вопросы:
1.Какие факты биографии повлияли на формирование творческого таланта писателя?
2.В чем особенность героев рассказов В.М. Шукшина.
3. Назовите главную тему творчества Шукшина, обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Чтение и анализ рассказа В.М.Шукшина «Чудик»
1.История создания |
|
2.Тема рассказа |
|
3.Смысл названия |
|
4.Чем выделяется главный герой рассказа? |
|
5.Как реагируют на его выходки окружающие? Как он сам их воспринимает? |
|
6.Что означает «чудик»? Каково взаимоотношение внешнего и внутреннего мира героя? |
|
7.Идея рассказа |
|
8.Композиция |
|
9.Мое отношение |
|
Вывод: В рассказах Шукшина изображено два основных типа персонажей: «чудики» и «античудики». Используя языковые возможности, автор представил их портрет. Описание «чудиков» и «античудиков» осуществляется по определённой модели, которая включает как внешние, портретные, характеристики, так и особенности внутреннего мира героев. Персонаж оценивается автором, другими персонажами и самим собой. Часто эти оценки являются диаметрально противоположными. «Чудик» обычно оценивается автором положительно. «Античудика» автор представляет в негативно-оценочном плане. Самооценка отражена при описании «чудика» и отсутствует при изображении «античудика»: отрицательный персонаж не склонен к самоанализу.
Домашнее задание: напишите творческую миниатюру «Почему мне дороги рассказы Шукшина?». Сделайте вывод об особенности шукшинской прозы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.