Маршрутный лист урока по теме "Главные герои романа А. Рыбакова "Дети Арбата"

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала главные герои Дети Арбата Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок №     Дата:        Группа:  

Тема: Творчество А.Н. Рыбакова. Герои романа «Дети Арбата»

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о системе образов и композиции романа А.Н. Рыбакова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Вы научитесь:

        определять роль систему образов и композицию произведения на основе анализа художественных средств и приемов;

        характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;

        сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, проблематики, оценивая степень эмоционального воздействия.

 

Задание 1.

Предтекстовая работа

 1. Прочитайте 3-ю главу первой части романа. С какими героями вы познакомились?

 2. Какова жизненная позиция и отношение к другим людям Юрия Шарока?
3. Что вы узнали о прошлом и о человеческих качествах Лены Будягиной?

4. Что можно сказать о главном герое Саше Панкратове еще до его появления – по отзывам о нем других персонажей?

 

Герои романа «Дети Арбата»

 

      В центре романа «Дети Арбата» находятся молодые герои – Саша Панкратов, его бывшие одноклассники Лена Будягина, Юра Шарок, Вадим Марасевич, Нина Иванова, ее сестра Варя. Школа осталась позади, молодые люди выбирают свою жизненную дорогу. Подобных сюжетов в мировой литературе достаточно много. Особенность романа А.Рыбакова в том, что его герои живут в страшную эпоху – в 30-е годы ХХ века.

   Судьба главного героя романа Саши Панкратова особенно дорога автору, потому что факты биографии центрального персонажа перекликаются с обстоятельствами жизни Рыбакова. Поэтому читателю становится понятно, почему судьба обычного молодого человека осмысливается как аргумент в политическом и историческом споре. Оказывается, не только эгоистичный карьерист Юрий Шарок является антагонистом главного героя. Сам глава государства – Сталин, – появившийся на страницах романа, выступает как полная противоположность искреннего и нравственно чистого героя.

Через много лет после описанных в романе событий, уже отягощенный знанием истории, писатель пытается воскресить мальчиков и девочек 1934 г., чтобы ответить на мучающие его вопросы. Героям Рыбакова по 20 лет с небольшим, значит, они принадлежат к первому поколению людей, которое сформировалось уже при советской власти. Они созданы новой, социалистической реальностью. И хотя они происходят из разных социальных слоев, эта группа ребят производит впечатление единого братства.

   Постепенно становится понятна человеческая ценность каждого из них. В романе перед нами проходят картины мужества, верности и предательства; несгибаемой прямоты одних и конформизма других. Герои совершают непоправимые ошибки и мучительно ищут выход из тяжелейших жизненных ситуаций. Рыбаков исследует психологический эксперимент мировой значимости: попытку создать нового человека, создать из «ничего», из новой идеи, из идеи как таковой, утвердить его на новой земле, где все старое разрушено до основания.

      А.Рыбаков в «Детях Арбата» дает нам подумать не над отдельными конкретными вопросами, а над одним глобальным, духовно-практическим, нравственным вопросом: что делать человеку и что делается с человеком в «строгие времена»?

   Автор отвечает на этот вопрос с помощью особой повествовательной формы. Роль лидера повествования здесь словно бы переходит из рук в руки. От Саши Панкратова к Варе Ивановой, от Юрия Шарока к Вадиму Марасевичу и т.д. Происходит сопоставление версий, аргументов, голосов. Так возникает эпическая панорама событий.

   И все же рыбаковский Саша Панкратов – точка пересечения, своеобразный узел сюжетных связей. Именно он вводит нас в круг своих ровесников, и от него же тянутся лучи к людям старшего поколения – ветеранам партии, командирам индустрии или к загнанным в Сибирь меньшевикам, эсерам. При этом писатель создает не монолог, не исповедь молодого человека, а портрет времени. Масштабный, сопрягающий индивидуальное и общее, вбирающий в себя и непосредственный душевный опыт героя.

   ​​Да, Саша не мыслит себя вне партии, вне революции. Комсорг школы, потом, в институте, – комсорг курса, человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Он потому и потрясен арестом, что застигнут врасплох, обескуражен, выбит из колеи. Бутырская тюрьма – это нелепость, наваждение, абсурд. Его место не здесь, в заточении, а там, где друзья, единомышленники. Они не могли и подумать, что линия партии «неправильная», что там «наверху» могут ошибаться.

   И Саша Панкратов в ссылке мечтал об Испании. Как только его освободят, «он тут же запишется в добровольцы, пусть его пошлют в Испанию, где коммунисты сражаются с фашистами, где коммунистический Пятый полк отстоял Мадрид».

  По страницам повествования словно бы разлита ностальгия по этой вере в будущее.
   Наибольшей удачей в романе многие историки и критики считали образ Сталина. Действительно, Сталин в романе изображен по-новому, как «внутренний  человек». Он лишь вскользь показан в действии, в общении с людьми. Главная точка притяжения для писателя – это его мысль, самоанализ, раздумья, касающиеся многих сторон жизни, мотивы поведения; отсюда ощущение целостности образа. Впервые писатель через мысль «вождя народов» попытался понять мотивы поступков человека, который обрекал на страдания и смерть миллионы людей.

   С высоты нового исторического этапа, когда общество из всевозможных публикаций знает о Сталине и его времени достаточно много, роман Рыбакова воспринимается уже не как явление уникальное, а как произведение, которое впервые затронуло важнейшие вопросы современной истории, а теперь заняло достойное место в литературном процессе конца века.

 

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/ed3180d1-bd15-4e5f-8c85-3e00471f3fec/85a2ac56-0099-4930-95e3-bbd88ce6e4f3_m.jpg

Кадр из фильма «Дети Арбата»

 

 

Задание 2 Послетекстовая работа

   1. Прочитайте 4-ю и 5-ю главы первой части романа.
   2. Как характеризует эпоху эпизод с описанием праздничной демонстрации на Красной площади?
   3. Какие события в жизни Саши Панкратова стали толчком к его дальнейшим испытаниям?
   4. Прочитайте по ролям диалоги в эпизоде заседания партийного бюро и актива. Как бы вы определили атмосферу таких собраний, проходящих по всей стране? Как каждый из участников собрания проявляет свою человеческую позицию?
   5. Дайте моральную оценку поведению на собрании Саши Панкратова и тех, кто его «разоблачает».
   6. По событиям, происходившим в 5 главе, выскажите предположение: как сложатся отношения Юрия Шарока и Лены Будягиной в дальнейшем?
   7. Заполните таблицу:

 

Имена героев

Саша Панкратов

Юра Шарок

Вадим Марасевич

Варя Иванова

Родители

Характеристика

Самый характерный поступок

 

 8. Объясните, как характеризует повествовательную манеру 
А.Рыбакова его высказывание: «Чем больше эмоций у писателя, тем меньше их у читателя».
   9. Какое значение в сюжете романа имеют эпизоды с участием исторических лиц – Сталина, Орджоникидзе и др.?
   10. Составьте рекламный буклет для романа «Дети Арбата».

 

Задание 3. Работа в группах. Дайте оценку роману методом «Шести шляп».


Белая шляпа. Что я узнал, прочитав роман А. Рыбакова «Дети Арбата»?


Желтая шляпа. Что было положительного в романе?


Красная шляпа. Какие чувства возникли при чтении романа?


Черная шляпа. Что было проблематичным, неясным, отталкивающим в романе?


Зеленая шляпа. Что бы хотели изменить в сюжете романа «Дети Арбата»?


Синяя шляпа. Сделайте обобщение о романе на основе выступлений пяти шляп.

 

 

Домашнее задание. Творческая работа (по выбору)

1. Подготовьте письменно интервью с героем произведения.
2. Напишите в газету заметку «Не могу молчать» от имени Саши.
3. Придумайте способ наглядно (на схеме) изобразить взаимоотношения между героями романа.

 

Пространство интермедиальности

В фильме В. Тодоровского «Стиляги» (2008) о жизни молодежи середины 1950-х годов есть эпизод собрания, на котором главного героя исключают из комсомола. Сравните эту сцену с эпизодом заседания партийного бюро в романе «Дети Арбата» (часть 1, глава 4). Между временем действия в этих двух эпизодах прошло 20 лет. Изменилось ли что-нибудь в общественной атмосфере страны?

 

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/622127c3-126c-44d2-a3a0-6b99b6791f87/391958bf-eef0-4818-ba58-7f4f7ade1c3e_m.jpg

Кадр из фильма В.Тодоровского «Стиляги»

 

Библиографическая консультация

   1.Аннинский Л. Так это книга о Сталине // Дружба народов. 2001. № 1. С. 219-223.
   ​2.Бахнов Л. Версия Рыбакова: «Дети Арбата» // Дружба народов. 1990. № 12. С. 252-257.
   ​3. С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. – М., 1990.