Русская литература. 1 курс.
Урок № Дата: Группа:
Маршрутный лист заданий
Цель: добиться полного понимания учебного материала о системе образов и композиции романа А.Н. Рыбакова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.
Вы научитесь:
– определять роль систему образов и композицию произведения на основе анализа художественных средств и приемов;
– характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;
– сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, проблематики, оценивая степень эмоционального воздействия.
Задание 1.
1. Прочитайте 3-ю главу первой части романа. С какими героями вы познакомились?
2.
Какова жизненная позиция и отношение к другим людям Юрия Шарока?
3. Что вы узнали о прошлом и о человеческих качествах Лены Будягиной?
4. Что можно сказать о главном герое Саше Панкратове еще до его появления – по отзывам о нем других персонажей?
В центре романа «Дети Арбата» находятся молодые герои – Саша Панкратов, его бывшие одноклассники Лена Будягина, Юра Шарок, Вадим Марасевич, Нина Иванова, ее сестра Варя. Школа осталась позади, молодые люди выбирают свою жизненную дорогу. Подобных сюжетов в мировой литературе достаточно много. Особенность романа А.Рыбакова в том, что его герои живут в страшную эпоху – в 30-е годы ХХ века.
Судьба главного героя романа Саши Панкратова особенно дорога автору, потому что факты биографии центрального персонажа перекликаются с обстоятельствами жизни Рыбакова. Поэтому читателю становится понятно, почему судьба обычного молодого человека осмысливается как аргумент в политическом и историческом споре. Оказывается, не только эгоистичный карьерист Юрий Шарок является антагонистом главного героя. Сам глава государства – Сталин, – появившийся на страницах романа, выступает как полная противоположность искреннего и нравственно чистого героя.
Через много лет после описанных в романе событий, уже отягощенный знанием истории, писатель пытается воскресить мальчиков и девочек 1934 г., чтобы ответить на мучающие его вопросы. Героям Рыбакова по 20 лет с небольшим, значит, они принадлежат к первому поколению людей, которое сформировалось уже при советской власти. Они созданы новой, социалистической реальностью. И хотя они происходят из разных социальных слоев, эта группа ребят производит впечатление единого братства.
Постепенно становится понятна человеческая ценность каждого из них. В романе перед нами проходят картины мужества, верности и предательства; несгибаемой прямоты одних и конформизма других. Герои совершают непоправимые ошибки и мучительно ищут выход из тяжелейших жизненных ситуаций. Рыбаков исследует психологический эксперимент мировой значимости: попытку создать нового человека, создать из «ничего», из новой идеи, из идеи как таковой, утвердить его на новой земле, где все старое разрушено до основания.
А.Рыбаков в «Детях Арбата» дает нам подумать не над отдельными конкретными вопросами, а над одним глобальным, духовно-практическим, нравственным вопросом: что делать человеку и что делается с человеком в «строгие времена»?
Автор отвечает на этот вопрос с помощью особой повествовательной формы. Роль лидера повествования здесь словно бы переходит из рук в руки. От Саши Панкратова к Варе Ивановой, от Юрия Шарока к Вадиму Марасевичу и т.д. Происходит сопоставление версий, аргументов, голосов. Так возникает эпическая панорама событий.
И все же рыбаковский Саша Панкратов – точка пересечения, своеобразный узел сюжетных связей. Именно он вводит нас в круг своих ровесников, и от него же тянутся лучи к людям старшего поколения – ветеранам партии, командирам индустрии или к загнанным в Сибирь меньшевикам, эсерам. При этом писатель создает не монолог, не исповедь молодого человека, а портрет времени. Масштабный, сопрягающий индивидуальное и общее, вбирающий в себя и непосредственный душевный опыт героя.
Да, Саша не мыслит себя вне партии, вне революции. Комсорг школы, потом, в институте, – комсорг курса, человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Он потому и потрясен арестом, что застигнут врасплох, обескуражен, выбит из колеи. Бутырская тюрьма – это нелепость, наваждение, абсурд. Его место не здесь, в заточении, а там, где друзья, единомышленники. Они не могли и подумать, что линия партии «неправильная», что там «наверху» могут ошибаться.
И Саша Панкратов в ссылке мечтал об Испании. Как только его освободят, «он тут же запишется в добровольцы, пусть его пошлют в Испанию, где коммунисты сражаются с фашистами, где коммунистический Пятый полк отстоял Мадрид».
По страницам повествования словно бы разлита ностальгия по этой вере в
будущее.
Наибольшей удачей в романе многие историки и критики считали образ
Сталина. Действительно, Сталин в романе изображен по-новому, как
«внутренний человек».
Он лишь вскользь показан в действии, в общении с людьми. Главная точка притяжения для писателя –
это его мысль, самоанализ, раздумья, касающиеся многих сторон жизни, мотивы
поведения; отсюда ощущение целостности образа. Впервые писатель через мысль
«вождя народов» попытался понять мотивы поступков человека, который обрекал на
страдания и смерть миллионы людей.
С высоты нового исторического этапа, когда общество из всевозможных публикаций знает о Сталине и его времени достаточно много, роман Рыбакова воспринимается уже не как явление уникальное, а как произведение, которое впервые затронуло важнейшие вопросы современной истории, а теперь заняло достойное место в литературном процессе конца века.
Кадр из фильма «Дети Арбата»
1. Прочитайте 4-ю и 5-ю главы первой части
романа.
2. Как характеризует эпоху эпизод с описанием
праздничной демонстрации на Красной площади?
3. Какие события в жизни Саши Панкратова стали
толчком к его дальнейшим испытаниям?
4. Прочитайте по ролям диалоги в эпизоде
заседания партийного бюро и актива. Как бы вы определили атмосферу таких
собраний, проходящих по всей стране? Как каждый из участников собрания
проявляет свою человеческую позицию?
5. Дайте моральную оценку поведению на
собрании Саши Панкратова и тех, кто его «разоблачает».
6. По событиям, происходившим в 5 главе,
выскажите предположение: как сложатся отношения Юрия Шарока и Лены Будягиной в
дальнейшем?
7. Заполните таблицу:
Имена героев |
Саша Панкратов |
Юра Шарок |
Вадим Марасевич |
Варя Иванова |
Родители |
||||
Характеристика |
||||
Самый характерный поступок |
8. Объясните, как характеризует повествовательную
манеру
А.Рыбакова его высказывание: «Чем больше эмоций у писателя,
тем меньше их у читателя».
9. Какое значение в сюжете романа имеют
эпизоды с участием исторических лиц – Сталина, Орджоникидзе и др.?
10. Составьте рекламный буклет для романа
«Дети Арбата».
1.
Подготовьте письменно интервью с героем произведения.
2. Напишите в
газету заметку «Не могу молчать» от имени Саши.
3. Придумайте
способ наглядно (на схеме) изобразить взаимоотношения между героями романа.
Пространство интермедиальности
В фильме В. Тодоровского «Стиляги» (2008) о жизни молодежи середины 1950-х годов есть эпизод собрания, на котором главного героя исключают из комсомола. Сравните эту сцену с эпизодом заседания партийного бюро в романе «Дети Арбата» (часть 1, глава 4). Между временем действия в этих двух эпизодах прошло 20 лет. Изменилось ли что-нибудь в общественной атмосфере страны?
Кадр из фильма В.Тодоровского «Стиляги»
Библиографическая консультация
1.Аннинский Л. Так
это книга о Сталине // Дружба народов. 2001. № 1. С. 219-223.
2.Бахнов
Л. Версия Рыбакова: «Дети
Арбата» // Дружба народов. 1990. № 12. С. 252-257.
3. С
разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. – М., 1990.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.