Маршрутный лист урока по теме "Главные герои романа А. Рыбакова "Дети Арбата"
Оценка 4.8

Маршрутный лист урока по теме "Главные герои романа А. Рыбакова "Дети Арбата"

Оценка 4.8
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "Главные герои романа А. Рыбакова "Дети Арбата"
главные герои Дети Арбата Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок №     Дата:        Группа:  

Тема: Творчество А.Н. Рыбакова. Герои романа «Дети Арбата»

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о системе образов и композиции романа А.Н. Рыбакова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Вы научитесь:

        определять роль систему образов и композицию произведения на основе анализа художественных средств и приемов;

        характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;

        сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, проблематики, оценивая степень эмоционального воздействия.

 

Задание 1.

Предтекстовая работа

 1. Прочитайте 3-ю главу первой части романа. С какими героями вы познакомились?

 2. Какова жизненная позиция и отношение к другим людям Юрия Шарока?
3. Что вы узнали о прошлом и о человеческих качествах Лены Будягиной?

4. Что можно сказать о главном герое Саше Панкратове еще до его появления – по отзывам о нем других персонажей?

 

Герои романа «Дети Арбата»

 

      В центре романа «Дети Арбата» находятся молодые герои – Саша Панкратов, его бывшие одноклассники Лена Будягина, Юра Шарок, Вадим Марасевич, Нина Иванова, ее сестра Варя. Школа осталась позади, молодые люди выбирают свою жизненную дорогу. Подобных сюжетов в мировой литературе достаточно много. Особенность романа А.Рыбакова в том, что его герои живут в страшную эпоху – в 30-е годы ХХ века.

   Судьба главного героя романа Саши Панкратова особенно дорога автору, потому что факты биографии центрального персонажа перекликаются с обстоятельствами жизни Рыбакова. Поэтому читателю становится понятно, почему судьба обычного молодого человека осмысливается как аргумент в политическом и историческом споре. Оказывается, не только эгоистичный карьерист Юрий Шарок является антагонистом главного героя. Сам глава государства – Сталин, – появившийся на страницах романа, выступает как полная противоположность искреннего и нравственно чистого героя.

Через много лет после описанных в романе событий, уже отягощенный знанием истории, писатель пытается воскресить мальчиков и девочек 1934 г., чтобы ответить на мучающие его вопросы. Героям Рыбакова по 20 лет с небольшим, значит, они принадлежат к первому поколению людей, которое сформировалось уже при советской власти. Они созданы новой, социалистической реальностью. И хотя они происходят из разных социальных слоев, эта группа ребят производит впечатление единого братства.

   Постепенно становится понятна человеческая ценность каждого из них. В романе перед нами проходят картины мужества, верности и предательства; несгибаемой прямоты одних и конформизма других. Герои совершают непоправимые ошибки и мучительно ищут выход из тяжелейших жизненных ситуаций. Рыбаков исследует психологический эксперимент мировой значимости: попытку создать нового человека, создать из «ничего», из новой идеи, из идеи как таковой, утвердить его на новой земле, где все старое разрушено до основания.

      А.Рыбаков в «Детях Арбата» дает нам подумать не над отдельными конкретными вопросами, а над одним глобальным, духовно-практическим, нравственным вопросом: что делать человеку и что делается с человеком в «строгие времена»?

   Автор отвечает на этот вопрос с помощью особой повествовательной формы. Роль лидера повествования здесь словно бы переходит из рук в руки. От Саши Панкратова к Варе Ивановой, от Юрия Шарока к Вадиму Марасевичу и т.д. Происходит сопоставление версий, аргументов, голосов. Так возникает эпическая панорама событий.

   И все же рыбаковский Саша Панкратов – точка пересечения, своеобразный узел сюжетных связей. Именно он вводит нас в круг своих ровесников, и от него же тянутся лучи к людям старшего поколения – ветеранам партии, командирам индустрии или к загнанным в Сибирь меньшевикам, эсерам. При этом писатель создает не монолог, не исповедь молодого человека, а портрет времени. Масштабный, сопрягающий индивидуальное и общее, вбирающий в себя и непосредственный душевный опыт героя.

   ​​Да, Саша не мыслит себя вне партии, вне революции. Комсорг школы, потом, в институте, – комсорг курса, человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Он потому и потрясен арестом, что застигнут врасплох, обескуражен, выбит из колеи. Бутырская тюрьма – это нелепость, наваждение, абсурд. Его место не здесь, в заточении, а там, где друзья, единомышленники. Они не могли и подумать, что линия партии «неправильная», что там «наверху» могут ошибаться.

   И Саша Панкратов в ссылке мечтал об Испании. Как только его освободят, «он тут же запишется в добровольцы, пусть его пошлют в Испанию, где коммунисты сражаются с фашистами, где коммунистический Пятый полк отстоял Мадрид».

  По страницам повествования словно бы разлита ностальгия по этой вере в будущее.
   Наибольшей удачей в романе многие историки и критики считали образ Сталина. Действительно, Сталин в романе изображен по-новому, как «внутренний  человек». Он лишь вскользь показан в действии, в общении с людьми. Главная точка притяжения для писателя – это его мысль, самоанализ, раздумья, касающиеся многих сторон жизни, мотивы поведения; отсюда ощущение целостности образа. Впервые писатель через мысль «вождя народов» попытался понять мотивы поступков человека, который обрекал на страдания и смерть миллионы людей.

   С высоты нового исторического этапа, когда общество из всевозможных публикаций знает о Сталине и его времени достаточно много, роман Рыбакова воспринимается уже не как явление уникальное, а как произведение, которое впервые затронуло важнейшие вопросы современной истории, а теперь заняло достойное место в литературном процессе конца века.

 

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/ed3180d1-bd15-4e5f-8c85-3e00471f3fec/85a2ac56-0099-4930-95e3-bbd88ce6e4f3_m.jpg

Кадр из фильма «Дети Арбата»

 

 

Задание 2 Послетекстовая работа

   1. Прочитайте 4-ю и 5-ю главы первой части романа.
   2. Как характеризует эпоху эпизод с описанием праздничной демонстрации на Красной площади?
   3. Какие события в жизни Саши Панкратова стали толчком к его дальнейшим испытаниям?
   4. Прочитайте по ролям диалоги в эпизоде заседания партийного бюро и актива. Как бы вы определили атмосферу таких собраний, проходящих по всей стране? Как каждый из участников собрания проявляет свою человеческую позицию?
   5. Дайте моральную оценку поведению на собрании Саши Панкратова и тех, кто его «разоблачает».
   6. По событиям, происходившим в 5 главе, выскажите предположение: как сложатся отношения Юрия Шарока и Лены Будягиной в дальнейшем?
   7. Заполните таблицу:

 

Имена героев

Саша Панкратов

Юра Шарок

Вадим Марасевич

Варя Иванова

Родители

Характеристика

Самый характерный поступок

 

 8. Объясните, как характеризует повествовательную манеру 
А.Рыбакова его высказывание: «Чем больше эмоций у писателя, тем меньше их у читателя».
   9. Какое значение в сюжете романа имеют эпизоды с участием исторических лиц – Сталина, Орджоникидзе и др.?
   10. Составьте рекламный буклет для романа «Дети Арбата».

 

Задание 3. Работа в группах. Дайте оценку роману методом «Шести шляп».


Белая шляпа. Что я узнал, прочитав роман А. Рыбакова «Дети Арбата»?


Желтая шляпа. Что было положительного в романе?


Красная шляпа. Какие чувства возникли при чтении романа?


Черная шляпа. Что было проблематичным, неясным, отталкивающим в романе?


Зеленая шляпа. Что бы хотели изменить в сюжете романа «Дети Арбата»?


Синяя шляпа. Сделайте обобщение о романе на основе выступлений пяти шляп.

 

 

Домашнее задание. Творческая работа (по выбору)

1. Подготовьте письменно интервью с героем произведения.
2. Напишите в газету заметку «Не могу молчать» от имени Саши.
3. Придумайте способ наглядно (на схеме) изобразить взаимоотношения между героями романа.

 

Пространство интермедиальности

В фильме В. Тодоровского «Стиляги» (2008) о жизни молодежи середины 1950-х годов есть эпизод собрания, на котором главного героя исключают из комсомола. Сравните эту сцену с эпизодом заседания партийного бюро в романе «Дети Арбата» (часть 1, глава 4). Между временем действия в этих двух эпизодах прошло 20 лет. Изменилось ли что-нибудь в общественной атмосфере страны?

 

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/622127c3-126c-44d2-a3a0-6b99b6791f87/391958bf-eef0-4818-ba58-7f4f7ade1c3e_m.jpg

Кадр из фильма В.Тодоровского «Стиляги»

 

Библиографическая консультация

   1.Аннинский Л. Так это книга о Сталине // Дружба народов. 2001. № 1. С. 219-223.
   ​2.Бахнов Л. Версия Рыбакова: «Дети Арбата» // Дружба народов. 1990. № 12. С. 252-257.
   ​3. С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. – М., 1990.

 


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

А.Рыбаков в «Детях Арбата» дает нам подумать не над отдельными конкретными вопросами, а над одним глобальным, духовно-практическим, нравственным вопросом: что делать человеку и что делается…

А.Рыбаков в «Детях Арбата» дает нам подумать не над отдельными конкретными вопросами, а над одним глобальным, духовно-практическим, нравственным вопросом: что делать человеку и что делается…

Задание 2 Послетекстовая работа 1

Задание 2 Послетекстовая работа 1

В фильме В. Тодоровского «Стиляги» (2008) о жизни молодежи середины 1950-х годов есть эпизод собрания, на котором главного героя исключают из комсомола

В фильме В. Тодоровского «Стиляги» (2008) о жизни молодежи середины 1950-х годов есть эпизод собрания, на котором главного героя исключают из комсомола
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020