массаж

  • Лекции
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: обеспечение расслабления мышц лба. Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей. Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 3). Массаж щек Упражнение № 4 Цель: расслабление щечной мышцы. Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек. Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного
Иконка файла материала Логопедический массаж.docx
Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме  проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в  состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить  или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела. Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на  судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения,  вызывающие подобную реакцию. Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса. Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц плечевого пояса. Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 1).  Массаж лба Упражнение № 2 Цель: приведение мышц лба в состояние покоя. Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 2). Упражнение № 3 Цель: обеспечение расслабления мышц лба. Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей. Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 3). Массаж щек Упражнение № 4 Цель: расслабление щечной мышцы. Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек.Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с  внутренней стороны щек. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами  обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 4). Упражнение № 5 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 5). Упражнение № 6 Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза 2–3 раза в день (рисунок № 6) Массаж скуловой мышцы Упражнение № 7              Цель: расслабление скуловых мышц. Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации.  Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день рисунок № 7). Массаж губ Упражнение № 8 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 8). Упражнение № 9 Цель: расслабление губ. Описание: легкое описание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации.Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук.  Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения  выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 9).Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико­атактико­гиперкинетическом синдроме Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за  ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет  неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки. Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за  час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж,  должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки. Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции. Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса. Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими (рисунок № 13). Упражнение № 2 Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка. Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 14). Массаж лба Упражнение № 3 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба. Методические рекомендации. Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6–10 раз 2–3 раза в день (рисунок № 15). Упражнение № 4 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.Методические рекомендации. Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или  вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При  появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается  или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза, 2–3 раза в день (рисунок № 16). Упражнение № 5 Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры. Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются внутренней  стороной ладони. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день.  Поглаживающие движения должны быть очень легкими,  успокаивающими (рисунок № 17).           Массаж области глазниц             Упражнение № 6 Цель: расслабление мышц окружности глаз. Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза. Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц (рисунок № 18). Массаж щек Упражнение № 7 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу. Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации. Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 19). Точечный массаж щек Упражнение № 8 Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН­ СЯН, СЯ­ГУАНЬ, ЭР­МЭНЬ. Методические рекомендации.В зоне точки ИН­СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки  СЯ­ГУАНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР­МЭНЬ  массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается  плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к  стабильному растиранию точек и, затем – к непрерывному, без отрыва пальца,  надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия  уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке.  Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но  независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для  взрослых более 3 минут) и 1 раза в день (рисунок № 20). Массаж скуловой мышцы Упражнение № 9 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации. Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 21). Упражнение № 10 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации. Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 22). Массаж губ Упражнение № 11 Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней  части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрелке. Массажные движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 23). Упражнение № 12 Цель: расслабление мышц губ. Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ. Методические рекомендации.Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 24). Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах Упражнение № 13 Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре. Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева. Методические рекомендации. Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не  более 10 секунд (рисунки № 25, 26). Упражнение № 14 Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой  мускулатуре. Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под  сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на  противоположной стороне. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются подушечка и указательных пальцев  (рисунки № 27, 28).Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме  проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с  нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба Упражнение № 1 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: поглаживание лба от середины к вискам. Методические рекомендации. Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 34). Упражнение № 2 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: разминание лба от середины к вискам. Методические рекомендации. Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6–8 раз, 2 раза в день (рисунок № 35). Упражнение № 3 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от середины к вискам. Методические рекомендации. Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 36). Упражнение № 4 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам. Методические рекомендации. Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день (рисунок № 37). Упражнение № 5 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: постукивание лба от середины к вискам. Методические рекомендации. Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 38). Упражнение № 6Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: пощипывание лба от середины к вискам. Методические рекомендации. Пощипывания осуществляются указательными, средними и большими  пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день  (рисунок № 39). Упражнение № 7 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы. Методические рекомендации. Растирания осуществляются указательными, средними и безымянными  пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день  (рисунок № 40). Массаж щек Упражнение № 8 Цель: укрепление мышц щек. Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек. Методические рекомендации. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от  носа к щекам в течение 6–8 секунд, 2 раза в день (рисунок № 41). Упражнение № 9 Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта. Описание: вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации. Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 42). Упражнение № 10 Цель: активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Методические рекомендации. Движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 43). Упражнение № 11 Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу. Описание: пощипывание щек. Методические рекомендации.Пощипывающие движения осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывания выполняются по кругу 6–8 раз, 2– 3 раза в день, против часовой стрелки (рисунок № 44). Упражнение № 12. Точечный массаж, вариант № 1. Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: массаж производится одновременно в точках ИН­СЯН, СЯ­ГУАНЬ, ЭР­МЭНЬ. Методические рекомендации. В зоне точки ИН­СЯН массаж производится подушечкой большого пальца, в зоне точки СЯ­ГУАНЬ – подушечкой указательного пальца и в зоне точки ЭР­МЭНЬ – подушечкой среднего пальца. Сначала производят поглаживания точек, затем легкие пощипывания или легкие постукивания точек. Движения выполняются против часовой стрелки (рисунок № 45). Особенность: пощипывания следует производить с силой, по степени терпения ребенка, поглаживания необходимо производить с ослабевающей силой. Упражнение № 13. Точечный массаж, вариант № 2. Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта. Укрепление и активизация большой скуловой мышцы, щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ­ЧЭ до точки ДИ­ЦАН. Далее от точки ДИ­ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ­ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до  точки ЦЗЯ­ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ­ЧЭ до точки ТИН­ ХУЭЙ. Методические рекомендации. Все массажные движения осуществляются подушечкой указательного пальца, способом поглаживания. Осуществляется примерно десять прохождений по всем отрезкам. Поглаживания выполняются против часовой стрелки (рисунок № 46). Упражнение № 14. Точечный массаж, вариант № 3. Цель: укрепление и стимуляция мышц лица. Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ­ ХУ­ЭЙ, ИНЬ­ЦЗЯО, ДУЙ­ДУАНЬ. Методические рекомендации. При массировании этих точек производятся импульсивные резкие  надавливания, но в то же время поверхностные и кратковременные по 2–3 секунды, с  последующим отрывом пальца от точки на 1–2 секунды. Используются так жеспособы вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Массаж  выполняется подушечкой указательного пальца. Вращательные движения  осуществляются против часовой стрелки. Массаж одной точки не должен превышать  4 секунд (рисунок № 47). Логопед выбирает только один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае. Массаж скуловой мышцы Упражнение № 15 Цель: укрепление скуловой мышцы. Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения  выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 48). Упражнение № 16 Цель: укрепление скуловой мышцы и мышцы, опускающей угол рта. Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам  ушей. Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок №  49). Упражнение №17 Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации. Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 50). Упражнение № 18 Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации. Пощипывающие движения осуществляются большим пальцем, который находится сверху и указательными средними пальцами, которые находятся под скуловой дугой. Пощипывающие движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 51). Массаж губ Упражнение № 19 Цель: укрепление мышц губ.Описание: поглаживание губ от середины, к углам. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются подушечками указательных  пальцев обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 52). Упражнение № 20 Цель: укрепление мышц губ. Описание: разминание губ от середины к углам.  Методические рекомендации. Разминания осуществляются подушечками больших пальцев обеих рук. Разминающие спиралевидные движения выполняют 6–8 раз, 2 раза в день (рисунок № 53). Упражнение № 21 Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 54). Упражнение № 22 Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: пощипывание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6–8 раз, 2 раза в день (рисунок № 55). Упражнение №23 Цель: стимуляция мышц губ. Описание: похлопывание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Похлопывающие движения необходимо проводить при помощи шпателя или пальцев рук. Движения должны быть достаточно интенсивными. Они осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 56). Упражнение № 24 Цель: стимуляция мышц, обеспечивающих подвижность губ. Описание: обкалывание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Обкалывание губ следует проводить при помощи зонда «Игла» или при помощи мягкой зубной щетки. Интенсивностьобкалывания зависит от степени паретичности мышц. Обкалывание осуществляется  3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 57). Упражнение № 25 Цель: укрепление и активизция круговой мышцы рта, мышц, поднимающих  верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: растирание мышц по носогубным складкам. Методические рекомендации. Растирание по носогубным складкам вверх и вниз. Растирание вверх­вниз под  углами нижней губы. Выполнять 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 58). Упражнение № 26. Точечный массаж Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: поводится точечный массаж по линии губ от середины к углам губ и по носогубным складкам вниз и вверх. Методические рекомендации. Точечный массаж проводится подушечками указательных пальцев обеих рук.  Движения круговые, надавливающие. Точечный массаж осуществляется против  часовой стрелки, способом вращения, не более 5–6 секунд, 1 раз в день (рисунок № 59).