Мастер – класс: «ПУТЬ К УСПЕХУ»
СЛАЙД 1
«Чтобы дать ученику искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света» (В. А. Сухомлинский)
Цель занятия: представление приемов эффективной работы с учителями, определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для коллектива.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство.
2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.
3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.
4. Создать модель УСПЕШНОСТИ учителя как профессионала.
«Успешный учитель – успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства»
«Чтобы дать ученику искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света» (В. А. Сухомлинский)
Стадия вызова:
СЛАЙД 2
· активизировать участников работы;
· настраивать на обсуждение рассматриваемой педагогической темы;
· формировать мотивацию на решение поставленной проблемы.)
Самоконструкция
СЛАЙД 3
Притча «Карандаш»
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
щелчок
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
щелчок
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
щелчок
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
СЛАЙД 4
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
щелчок
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
СЛАЙД 5
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Социализация
Потенциал педагогического коллектива - это, прежде всего, ЖЕЛАНИЕ членов коллектива работать и творить, осваивать новое, не забывая хорошие наработки, а также ЖЕЛАНИЕ и УМЕНИЕ быть СПЛОЧЁННЫМ.
Потенциал - это кропотливая совместная работа учеников, учителей-предметников, классных руководителей, родителей и администрации школы, т. к. сбой на любом уровне нанесет урон всему коллективу.
МАСТЕРСТВО, ИМИДЖ современного педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную работу по САМООБРАЗОВАНИЮ.
Сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть членами одного коллектива. Мы все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас на эту минуту. Это нечто – мастер-класс.
СЛАЙД 6
Мастерство – это то, чего можно добиться, и могут быть известными мастера – будь-то токарь, прекрасный врач или выдающийся УЧИТЕЛЬ.
Именно сегодня мы поговорим о такой важной составляющей – как современного человека, так и педагога в том числе, УСПЕШНОСТЬ.
Именно поэтому тема мастер-класса «ПУТЬ К УСПЕХУ». «Успешный учитель – успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства»
Ведь на сегодняшний день (цитирую): «…главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире….»
Школьное обучение сейчас должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Примерно так говорится в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Это ли не есть УСПЕШНОСТЬ?
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В. М.)
Мы, учителя, пытаясь научить ребят добиваться УСПЕХА в намеченном деле, сами чётко должны представлять, какие именно качества нужно развивать в себе и укоренять на пути к заветной цели. Давайте сегодня поговорим об этом, а результатом нашей практической совместной деятельности в конце работы станет «МОДЕЛЬ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ», которую нам необходимо будет составить вместе.
Несмотря на то, что вы все, безусловно, люди успешные: за вашими плечами богатый жизненный опыт, обратимся изначально к словам великих людей и определим, что на их взгляд является секретом УСПЕХА.
Практическая часть
Сегодня мы научимся шифрованию информации по принципу Юлия Цезаря и Полибия (СЛАЙД 7)
Юлий Цезарь (I век до н. э.) – древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель, без сомнения человек успешный. Помимо этого он является автором одноименного шифра, который долгое время считался наилучшим способом защиты информации.
Полибий (I век до н. э.) – древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, также без сомнения человек успешный. С его именем связывают способ кодирования информации, суть которого заключается в следующем:
в квадрат размером 6 х 6 клеток построчно записываются буквы в алфавитном порядке, в последние три клетки заносятся такие знаки, как пробел, точка и запятая.
Каждую букву кодируемого текста заменяют комбинацией номера строки и номера столбца, на пересечении которых она расположена.
СЛАЙД 8 Например, закодируем слово «ШКОЛА», в результате получим числовую комбинацию «25 62 43 13 11». Сегодня мы также научимся данному способу кодирования информации.
Задание 1. Давайте воспользуемся рассмотренными алгоритмами шифрования и раскодируем имена и фамилии некоторых выдающихся и знаменитых людей, которые высказывались на тему успешности.
Внимание! Вам указан алгоритм кодирования и шифрования, требуется же осуществить обратный процесс (работа в группах по карточкам).
1 группа (розовый цвет)– КОД: 13 61 31html 24 43 13 14 24 43 52
Лев Толстой (1828 – 1910) – один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
2 группа (оранжевый цвет) – КОД: 11 13 65 21 61 63 24 html 16 52 33 25 24 61 52 33
Альберт Эйнштейн (1879 – 1955) – немецкий физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др.
3 группа (зелёный цвет)– КОД: 51 22 43 33 html 51 65 26 42
Джон Дьюи (1859 – 1952) – американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Свидетельством международного признания Дж. Дьюи стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
4 группа (жёлтый цвет)– КОД: 34 42 33 14 24 43 33 html 15 61 63 15 42 13 13 65
Уинстон Черчилль (1874 – 1965) – британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии (1952), лауреат Нобелевской премии по литературе (1953). По данным опроса, проведённого в 2002 году вещательной компанией BBC, был назван величайшим британцем в истории.
5 группа (синий цвет)– КОД: 21 61 63 33 11 63 51 html 25 43 34
Бернард Шоу (1856 – 1950) – британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре. Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).
6 группа (красный цвет)– КОД: 34 43 13 24 html 51 42 14 33 61 52
Уолт Дисней (1901 – 1966) – американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions», которая к настоящему времени превратилась в медиаимперию «The Walt Disney Company». Является создателем первого в истории звукового мультфильма, первого музыкального и первого полнометражного. В своей необыкновенно напряжённой жизни Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером еще 576 киноработ. Заслуги Диснея в области киноискусства были отмечены 26 премиями «Оскар» и многими другими наградами и премиями.
После расшифровки всех выдающихся людей
СЛАЙД 9, 10,11, 12, 13, 14
Задание 2. Теперь каждой группе необходимо среди предложенных афоризмов об успешности (на обратной стороне рабочей карточки) найти слова, принадлежащие человеку, чьи имя и фамилию вы расшифровали.
СЛАЙД 15
1 группа – Лев Толстой: «Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение».
2 группа – Альберт Эйнштейн: «Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь НЕВОЗМОЖНОГО».
3 группа – Джон Дьюи: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».
4 группа – Уинстон Черчилль: «Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма».
5 группа – Бернард Шоу: «Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам».
6 группа – Уолт Дисней: «Мы стремимся вперёд, открываем новые пути, берёмся за новые дела, потому что мы любопытны… и любопытство гонит нас по новым дорогам. Только вперёд».
ИТАК, в чём же видели секрет УСПЕХА эти великие люди? Попробуем выделить в этих словах «ЗЁРНА» успешности. Эти качества будут отражены в нашей модели успешности УЧИТЕЛЯ:
СЛАЙД 16
Афиширование
Л. Толстой – терпение;
А. Эйнштейн – авантюризм, рискованность;
Д. Дьюи – самоанализ;
У. Черчилль – энтузиазм в любой ситуации;
Б. Шоу – упорство, целеустремленность;
У. Дисней – любопытство.
СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ УСПЕШНОСТИ
Модель, конечно, не закончена. Необходимо дополнить ее качествами, которые сопутствуют личности на пути к успеху в сегодняшнем мире. Добавим другие качества УСПЕШНОСТИ (например, энергичность, активность, аккуратность, работоспособность, креативность, самодисциплина, оптимизм, самообучение, саморазвитие, коммуникабельность и т. п.).
Рефлексия
Притча о кофе
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все
время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну
бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зёрна кофе. Через
некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3
кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зёрна кофе растворились в воде - ответила
она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая
морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо
стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под
воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди -
сильные внешне могут расклеиться и стать «слабаками» там, где хрупкие и нежные
лишь затвердеют и окрепнут...
- А кофе? - спросила дочь
- О! Это самое интересное! Зёрна кофе полностью растворились в новой враждебной
среде и изменили её - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть
особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами
обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и
знания из ситуации...
А эти особые люди профессионалы своего дела – педагоги - мы с вами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.