Мастер класс « Исторический источник как элемент музейной педагогики»

  • docx
  • 01.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7_________.docx

Мастер класс « Исторический источник как элемент музейной педагогики»

Цель мастер-класса  - формирование исследовательских интересов и навыков проектной деятельности краеведов в процессе  изучения   исторических источников, музейных предметов.

Задачи:

-дать понятие исторического источника как социокультурного явления;

-познакомить с методикой отбора исторического источника, музейного предмета

-отработать навыки изучения исторического источника, музейного предмета

В работе мастер -класса  использовались следующие материалы:

·         подлинные исторические источники, музейные предметы

·         презентации

Результат

  • предметная и социальная компетентность;
  • положительные ценностные ориентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие

Тема « Исторический источник как элемент музейной педагогики»

 

Проблема:  что бывает красным, белым и черным

 

Гипотезы…

Икра

Квадрат

А получить ответ мы можем работая с историческими источниками в школьном краеведческом музее

Музейный экспонат может быть не только наглядным пособием, но и опорой для проблемного вопроса или проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучающихся возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе. Проблемная ситуация является следствием обнаружения нестыковки между имеющимися знаниями и знаниями, полученными в ходе постановки вопроса.

Здесь важно пробудить на уроке у учеников историческую память, дать волю интуиции, основанной на изученном материале, «чувству истории». Ни один опыт общения с материальным миром прошлого не ценен так, как подобный!

Музейный экспонат как исторический источник – важный способ окунуть ребенка в незнакомый мир прошлого, сделать урок более образным и запоминающимся, оживить сухой язык учебника.

Задание: Распределите правильно музейные термины

Правильные ответы:

1. макет – объёмное воспроизведение внешнего объекта, выполненное в определенном масштабе

2. копия – предмет, создаваемый с целью имитации или замены оригинала.

3. подлинник – оригинальный предмет

4.раритет – предмет ценность, которого в его редкости

5. реликвия – особо чтимый мемориальный предмет

6. экспонат – первичный структурный элемент музейной экспозиции

 

Какие  виды исторических источников вы можете назвать?

Письменные

Устные

Вещественные

Итак: Основным фундаментом, на котором строит свои выводы историческая наука, является совокупность разнообразных исторических источников.

Слайд №2 Что такое исторический источник?

Под историческим источником понимаются все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества.

Слайд 3 

Итак, продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде исторических источников:

·         вещественных (остатков орудий труда, оружия, предметов быта, архитектурных сооружений) ;

·         лингвистические (языка);

·         этнографических (нравов, обычаев):

·         устных (фольклора);

·         письменных;

·         звуковых.

·          

 Вывод: На основе совокупности всех исторических источников моделируется прошедшая эпоха.  В основе данной модели лежит диалог сознания исследователя с сознанием людей ушедшего времени. Этот диалог строится на основе понимания людей, живших прежде, через продукт человеческого сознания – исторический источник.

Распределите пожалуйста исторические источники в таблицу

Слайд №4 проверка выполнения задания

Вещественные источники

Изобразительные источники

Письменные источники

Устные источники

предметы быта

медали

ордена

монеты

атрибутика школы

 

 

 

 

фотографии, кинодокументы

рисунки

летописи, акты, нормативные документы, художественная литература, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка)

воспоминания ветеранов

 

Какие виды исторических источников мы можем встретить в нашем музее?

Вещественные источники - материальные объекты, в которых овеществлена («опредмечена») деятельность людей и которые поэтому содержат информацию о хозяйственной деятельности, социальной организации, бытовом укладе, эстетических, религиозных и других представлениях, в том числе и об эмоционально-психическом складе и внутреннем мире человека.

  Изобразительные источники – все исторические источники, кодирующие информацию посредством зрительного образа. Изобразительные источники можно разделить на условно (или графически) изобразительные (карты, диаграммы), технически-изобразительные (кинофотодокументы), собственно (художественно) изобразительные (иконы, фрески картины, графика).      

  Письменные источники - тип исторических источников, в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в словесной форме и зафиксирована им с помощью знаков письма. Наиболее распространенная классификация по типам и видам: летописи, акты, нормативные документы, художественная литература, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка).

Устные источники – тип исторических источников в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в устной форме и передается от одного человека другому. ( записи воспоминаний ветеранов)

Отсюда вывод: исторический источник мы не можем рассматривать только как хранилище фактов. Он дает нам уникальную возможность понять индивидуальность своего творца, разобраться в обстоятельствах, которые определили его появление и место в общем контексте той культуры.

 

Какова трудность извлечения информации из вещественных источников?

Они молчат.. нужно уметь вещи разговорить..

Музейный предмет – исторический источник, так как является продуктом деятельности людей, содержит в себе факты, реальные явления общественной жизни в единстве непосредственного и опосредованного отражения.

 

Сегодня мы попробуем извлечь информацию вот из этой вещи..

Что это такое???

Для чего использовали

Вы только что сделали предположения…т. Е выдвинули гипотезы.. теперь надо их исследовать.

Атрибутировать - значит определить:

1.     Название предмета.

2.     Материал, из которого изготовлен предмет. Это на начальной стадии. Далее – глубокое погружение в вопрос: какая порода дерева, какой сплав металлов, состав волокон бумаги… Ответы на них и есть исторический пласт.

3.     Способ изготовления. Установив способ изготовления – ручной или механический, можно выяснить многое и о времени, и о технологии, и  о развитии общества.

4.     Размеры предмета.

5.     Время изготовления (датировка). Предмет не может быть создан раньше события, с ним связанного. Внимание к предмету в целом и к его деталям.

6.     Место (среду) бытования. Место бытования – это часть социальной или природной среды, в рамках которой предмет взаимодействует с человеком и другими предметами до включения его в музейное, архивное или библиотечное собрание. Среда бытования многое может рассказать о времени, месте, использовании, о самом владельце или изготовителе предмета.

7.     Авторская принадлежность.

8.     Сохранность. Она многое может поведать о жизненных перипетиях предмета.

 

1.     Самовар

что это

для чего использовали

материал

время изготовления

 

2.     Рубель

для чего

кому принадлежала

как часто пользовались

в какой стране использовали

какое это время

для чего еще можно использовать? Муз. Инструмент

 

3.     икона старинная

часть иконы  где то хранилась   прятали семейная традиция

какая религия

почему православие

или старообрядчество?

Век?

4.     Сечка или тяпка нож для рубки капусты

По-разному его называли в разной местности где-то «сечка» — от слова «сечь», где-то тяпка — от слова «тяпать». Как бы ни менялось название, но неизменным оставалось назначение этого предмета — рубка, измельчение продуктов.
Известная нам мясорубка была изобретена в Европе в середине 19 века, но долго оставалась для русского человека предметом роскоши. До ее изобретения, да и позже, пока она не стала благодаря массовому производству доступной каждой хозяйке, для приготовления мясного фарша применяли изогнутый полукругом нож. Таким ножом качающими движениями, многократно проходили по кускам мяса. Где-то этот нож делали двуручным, где-то с одной рукоятью. У разных народов такие ножи имели свои имена и формы.

Раньше в старину для измельчения капусты использовали специальное приспособление, которое выглядело в виде специального ножа-тяпки с закругленными краями. В довесок к нему использовалось деревянное корытце.

Что объединяет предметы, какой образ возникает когда мы объединим предметы и вернемся к нашему вопросу что бывает красным черным и белым?

 Изба – крестьянский жилой деревянный дом. Какую избу называли красной, белой, черной?

Красной называли избу с большим переплетенным окном; белой – ту, в которой печь с трубой, дым выходит на улицу, и потому внутри нет копоти; а черной или курной – избу без трубы.

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба""истьба""изъба""истобка""истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). 

 

 

 

Заключение. Рефлексия

 Чемодан, мясорубка, корзина

всё, что пригодится в дальнейшем

информацию переработаю.

всё выброшу

 

 

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

 

Старина …старина.. история

Отголосок минувших дней.

Та далекая жизнь про которую

Нам расскажет школьный музей

 

Столько дат и событий пройдено

Мы сегодня сможем узнать

Чтоб историю малой родины

С современностью нашей связать