14.12.2018 Фестиваль Педагогических Идей
Мастер-класс «Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению»
Цель: рассмотреть применение активных методов обучения в работе с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки. Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев СЛАЙД: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» СЛАЙД (здоровье)
Школа – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. ЩЕЛЧОК
У большинства учеников с ОВЗ отмечается незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
СЛАЙД Роль мотивации в успешном обучении таких детей трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося
В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать СЛАЙД использование активных форм, методов и приёмов обучения, которые являются одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Для плодотворной работы нам понадобится 2 творческие группы педагогов, которые будут работать по очереди.
За стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука (имя или фамилия начинаются на звук «с»)
На уроках в начальной школе, когда в классе присутствует 28 учеников, нелегко уделить особое внимание ребенку с ОВЗ, отследить его деятельность и психологическое состояние. Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем.
Для того, чтобы уловить каждый, важный для ребенка момент, можно использовать (1) сигнальные карточки СЛАЙД
! У меня получается |
? Требуется помощь |
В начале урока способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такой прием (2) как «Установка»
Привели голову в порядок (погладили, причесали себя пальчиками)
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»
Вдохнули.
Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи.
Спасибо
Сегодня у нас по расписанию 2 коротких урока.
___________________3 мин___________________________
СЛАЙД
Первый урок (1 группа) – обучение грамоте и письму (звенит колокольчик)
· Мы будем знакомиться с буквой «П» и звуком «п»
(вывешиваю на доску изображение заглавной и строчной буквы: письменной и печатной).
· Назовите предметы, которые начинаются со звука «п».
(вывешиваю на доску картинку).
· Рассмотрите картинки. Какой предмет лишний и почему?
· Немного пофантазируйте и изобразите букву «п»: прописную или печатную, заглавную или строчную, ту, какая вам больше нравится.
На столе набор материалов, который поможет выполнить творческое задание: пластилин, коробочка с песком, счетные палочки, бумагу и ножницы, проволока, цветные карандаши, корзиночка с горохом
Пока группа заканчивает работу, комментарий для остальных участников
СЛАЙД
КОММЕНТАРИЙ ПРИЕМОВ: (3) чередование умственной и практической деятельности предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон;
(4) использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
· С какой буквой мы сегодня знакомились?
Поделитесь Вашими творениями и ощущениями (с теми, кто закончил работу): что понравилось в работе по приему, что вызвало затруднения? Что бы Вы могли использовать в своей работе?
Урок окончен, спасибо. Дежурные наводят порядок на столе ____________________6 мин________________
Звенит звонок, начинается второй урок (2 группа) изобразительного искусства.
СЛАЙД
Помните, в фильме «12 стульев» Остап спросил у Воробьянинова: «Киса, скажите мне как художник - художнику: вы рисовать умеете?» Прошу вас, положа руку на сердце, искренне ответить мне на тот же вопрос.
Ошибаетесь, рисовать могут все! Надо только подобрать для себя подходящие средства и технику. А их сейчас, поверьте, великое множество.
· Попробуем нарисовать ….ежа.
· Закройте глаза, и послушайте интересные факты из жизни ежей (аудиозапись)
· Что вам особенно запомнилось?
· Расскажите, каким вы себе представляете ежа.
· Начинаем творить. Можно работать в паре, так быстрее и веселее.
· На какую геометрическую фигуру похоже туловище ежа?
(1) Нарисуйте овал размером с вашу ладонь, легко нажимая на карандаш.
(показывать на листе на доске)
· На какую геометрическую фигуру похожа мордочка?
(2) Дорисуйте к овалу треугольник слева, приподнимите кверху носик и нарисуйте сверху небольшую капельку.
· Сколько лапок у ежа? А сколько мы увидим на рисунке? Дорисуйте две короткие лапки.
(1) Возьмите краски и раскрасьте мордочку и лапки.
Пока краска будет сохнуть, займемся колючим туловищем. Есть два способа. Выбирайте любой. Можно прикладывать окрашенные комочки бумаги, оставляя отпечаток. А можно опускать в краску одноразовую вилку и прикладывать к бумаге ее зубцы, тоже получится красиво.
Теперь дорисуйте глаз и ротик.
Пока группа заканчивает работу, комментарий для остальных участников
СЛАЙД
КОММЕНТАРИЙ ПРИЕМА (5) Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности
(6) Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
(7) Внедрение современных компьютерных технологий позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. На их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью, привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным
· Рисование – занятие увлекательное, но нам пора заканчивать. Представьте нам ваши шедевры!
· Ну и кто тут у нас не умел рисовать!
.
Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе использовать данный прием и где или для чего?
А дежурные не забывают наводить порядок. Спасибо за урок
____________________6 мин________________
СЛАЙД
Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Заключительный этап - рефлексия
СЛАЙД
Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению».
Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения.
Поблагодарим друг друга.
ЩЕЛЧОК
(8) Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
СЛАЙД Спасибо за работу всем участникам моего мастер-класса.
___________________ 5 мин_________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.